«Образование – это часть культуры»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Образование – это часть культуры»

Заканчивается 2014 год, который был объявлен Годом культуры. Под занавес уходящего года хочется поразмышлять о том, что нового он нам принес, как связаны между собой культура и образование, можно ли быть культурным, но необразованным и наоборот.

На наши вопросы ответила Людмила Аркадьевна Монахова, директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово», член общественной палаты Новосибирской области, руководитель Центра русского языка областной научной библиотеки. Кроме того, Людмила Аркадьевна возглавляет Областной общественный совет по независимой экспертной оценке качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры Новосибирской области при министерстве культуры.

Кто отвечает за русский язык: министерство культуры или министерство образования?

– Взаимосвязаны ли между собой понятия культура и образование? В чем проявляется эта взаимосвязь? Что у них общего?

– Существуют разные точки зрения на этот счет. Одни говорят, что это параллельно идущие составляющие. Другие, что это одно в другом.

Я считаю, что образование – это часть культуры. Человек не может называться культурным, если он не образован. Человек называется и является образованным, если он в силу своего образования, знания, конечно же, культурный.

Разные точки зрения людей относительно культуры и образования я почувствовала на себе. С предложением о создании Регионального центра русского языка, который структурировал бы всю работу по популяризации русского языка, я обращалась и в министерство культуры, и в министерство образования, и к нашим губернаторам, но там не могут понять, кто должен начать выполнять эту работу. Пока мы разбираемся, кто что должен, время уходит. Я считаю, что в таких глобальных вопросах (а значимость родного языка для каждого народа трудно переоценить, потому что язык – это основа любой нации), не должно быть никаких киваний друг на друга и разбирательств.

В прошлом году был создан Совет по русскому языку при председателе Совета Министров. Я сразу же пошла к министру культуры с просьбой создать такой же региональный Совет. Ничего не получилось.

Одно время по всему городу была развешана реклама канала «Пятница» с неправильным правописанием многих глаголов (собираЦа, наряжаЦа). Мы должны быстро реагировать на такие вещи, нельзя тиражировать ошибки. Пока мы рядились, омичи написали заявление в ФАС (Федеральную антимонопольную службу), где сказано, что русский язык как государственный должен быть поднесен в литературном виде, и рекламу с городских улиц убрали. Я поддержки в нашем городе вовремя не нашла.

«Русский язык – это культура и образование в одном»

– Как появились листовки «Говорите по-русски правильно!»?

Все началось в 2007 году, когда я работала учителем в школе №70 (сейчас это гимназия №16 «Французская»). Прочтя Указ Президента, порадовалась тому, что 2007 год был объявлен Годом русского языка в России. Чуть позже увидела в «Литературной газете» открытое письмо В. Распутина о том, что в оргкомитет не включены ведущие поэты и писатели России, что Год русского языка не внесет изменений в духовно-нравственную атмосферу и в поддержание хорошего русского языка. Я как-то прониклась этим письмом, в результате выступила на педсовете перед коллегами и предложила сделать что-то конкретное, например, собирать наиболее частотные ошибки учащихся, систематизировать их и делать небольшие плакаты «Говорите по-русски правильно!». Так родился этот проект. Плакаты и плакатики мы вешали на каждом кабинете, раскладывали в учительской, раздавали перед общешкольными родительскими собраниями. Вместе со старшеклассниками даже ходили по подъездам Ленинского района и опускали плакаты «Говорите по-русски правильно!» в почтовые ящики. Я поняла, что это востребованный, настоящий социально значимый проект. Если школе, району это нужно, то значит нужно и другим жителям города.

Потом стала думать, какая может быть площадка, доступная всем, для популяризации правильного русского языка. Автобусы, троллейбусы не подходили. А вот метро – чисто, красиво, огромный пассажиропоток. Тогда я даже не знала, что ежедневно наши плакаты «Говорите по-русски правильно!» будут читать 250 тысяч человек. Позвонила начальнику метрополитена Владимиру Михайловичу Кошкину, который поддержал мою идею. Сегодня Владимир Михайлович входит в Попечительский совет фонда «Родное слово», поддерживает другие просветительские проекты. В. Кошкин выделил бесплатные места, какое-то время метрополитен сам оплачивал размещение плакатов. В разных вагонах были развешаны разные материалы, и люди их не только читали, но и фотографировали, записывали. Позже появились стихи русских поэтов, советы для родителей. Сразу же пошли звонки, отклики, что это нужно и важно, люди благодарили, некоторые считали, что это детище метрополитена: «Какое культурное метро в Новосибирске». Стало ясно, что это тоже востребовано и нужно людям.

Если говорить о культуре образования, то, русский язык – это культура и образование в одном. Кредо наших мероприятий – если мы делаем что-то о русском языке, это должно быть на высоком культурном уровне. Сам предмет нашей деятельности требует и культуры подачи материала.

«Патриотика начинается с любви к родному языку»

– Как возникла идея создать фонд «Родное слово»?

– В ноябре этого года исполнилось пять лет существования фонда «Родное слово», который появился в 2009 году. Я являюсь единственным его учредителем. Фонд был создан после того, как стало ясно, что нужна материальная поддержка для реализации больших содержательных проектов.

Однажды я принимала участие в работе Сибирской ярмарки по презентации социально значимых проектов. Ко мне подошел Игорь Владимирович Галл-Савальский, член Общественной палаты Новосибирской области. Я ему сказала, что считаю несолидным для такого города как наш, такую подачу материала – раздавать «плакатики» с литературными нормами русского языка. Должна быть областная целевая программа – «Русский язык в Новосибирской области». Должен быть, если не Совет при губернаторе, то Совет при Министерстве образования. Он мне предложил баллотироваться в состав Общественной палаты Новосибирской области. Что я и сделала, войдя в комиссию по культуре. В апреле 2010 года наша комиссия готовила большое пленарное заседание о духовно-нравственном и патриотическом воспитания граждан Новосибирской области. В своем выступлении на заседании я подчеркнула, что любовь к Родине начинается с любви к родному языку. Меня поддержали коллеги.

Здесь же я обратилась к губернатору Виктору Александровичу Толоконскому, объяснив, что мало лепить «плакатики в метро», ведь город Новосибирск – промышленный и научный центр, мы можем делать все достойно и современно, например, создать Региональный центр русского языка. Губернатор дал распоряжение обсудить в правительстве этот вопрос.

В 2010 году по инициативе фонда «Родное слово» Тотальный диктант впервые прошел на 17 площадках города. Одна из площадок была в здании Правительства именно для того, чтобы придать должный статус русскому языку как государственному языку. Я попросила Виктора Александровича лично прийти на Тотальный диктант, чтобы за ним «подтянулись» и чиновники. На планерках он постоянно спрашивал, как идет подготовка к Тотальному диктанту, сколько человек будет от каждого министерства. В итоге пришли 43 человека! Текст для диктанта в тот год писал Б. Стругацкий. Чиновники очень волновались, боялись написать плохо. В то время писали фамилии и ставили оценки. Сейчас зашифровали имена пишущих, потому что цель не кого-то уличить, что он неграмотный, а просто показать – подзабыл, надо позаниматься. Кстати, чиновники написали диктант хорошо. Не было ни одной двойки. Мы должны радоваться и гордиться, что грамотные люди руководят нашим регионом.

«Создание культурно-языковой среды – тоже наша задача»

– Как известно, язык выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры. А уровень культуры определяется отношением к языку. Какие усилия направляет фонд «Родное слово» на сохранение и развитие русского языка?

Некоторые жалуются, что в последнее время портится русский язык. Портится не язык, а речь! Значит, портится наше мышление. Портится, соответственно, и культура поведения, которая отражает самобытность нации. То как люди говорят, показывает, какие мысли у них в голове. Какое будущее ожидает нашу нацию? Нам страшновато немного, послушав речь современной молодежи. Заговори – и я скажу кто ты. Именно поэтому мы и занимается сохранением и поддержкой русского языка.  

Создание культурно-языковой среды – это тоже наша большая задача. Раньше я ходила с дочерьми на хоккей, теперь не хожу, потому что все дружно, матом, скандируют своё отношение к происходящему на льду, причем, в присутствии губернатора. Не созданы у нас еще комфортные условия для семейного посещения стадионов и спорткомплексов.

До сих пор не решен вопрос о создании Регионального центра. Я много раз обращалась как член Общественной палаты с трибуны к нашим властям, говорила о необходимости его создания. Этот центр нужен не только русским, хотя, прежде всего, русским. Он нужен большому количеству мигрантов, которые приезжают в наш регион, не владея русским языком, а хотят здесь работать и жить. А так как они не знают русского языка, это рождает их озлобленность, непонимание.

Русский язык нужен сегодня родителям дошкольников, потому что он стал очень плохой в семье. Необходимы большие просветительские программы. Родители мало общаются с детьми, чаще – SMS-ками, мало читают детям, мало читают вообще, поэтому причин создания такого координационного центра очень много. Но поддержки от власти пока нет.

Члены попечительского совета фонда считают, что обозначение проблемы – это уже начало ее решения. Все регионы видят, что происходит с русским языком, но только у нас создан Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово». Я не могу сказать, что министерство культуры или образования не понимают значения того, что делает фонд «Родное слово». В фонде по уставу нет ни одного члена, есть только попечительский совет. Все делается силами добровольных помощников, меценатов. Я очень благодарна людям за это. Помощь Министерства культуры заключается в предоставлении залов для проведения больших городских и областных просветительских мероприятий, участия в них актеров, режиссёров, музыкантов.

Не кричать, а изучать!

Как реализуется проект «Уроки русского»?

Сегодня совершенно очевидно, что горожанам нужны бесплатные курсы по русскому языку. Стратегическая линия деятельности фонда – не кричать, как плохо все с русским языком, не уличать людей в плохом знании языка, а помогать им его изучать, повторять! Исходя из этого, мы и разрабатываем тактику нашей деятельности.

Четвертый учебный год подряд по городу на разных базах работают бесплатные курсы русского языка для взрослых. У нас записываются за неделю до 500 человек и ждут своей очереди. Мы начинали с одной группы в Центре русского языка областной научной библиотеки, который создан по предложению директора НГОНБ Тарасовой Светланы Антоновны. Центр русского языка для русских – единственный в России. Центр самый главный партнер фонда «Родное слово» в реализации всех проектов. Это наша площадка для встреч, для обсуждений, для коммуникаций. Сегодня в областной библиотеке в неделю занимается пять групп русского языка: три группы «Уроки русского для взрослых» и две группы «Деловой русский», которые мы открыли по желанию новосибирцев среднего возраста, которым русский язык нужен в работе, в написании документов и т.д. Эти курсы преподаватель вуза ведет по субботам. И существует очередь, чтобы в субботу, в выходной день попасть на них. Я всегда благодарю людей за то, что они вечером, после рабочего дня, зимой идут не домой, а повторять русский язык. Это дорогого стоит. По просьбам новосибирцев, которые живут на левом берегу, третий учебный год идут занятия на базе кафедры филологии НГТУ. По окончании курсов слушатели получают сертификат. Многие работодатели сегодня оценивают работника по качеству резюме, которое он пишет. Курсы русского языка – уникальны. Они предназначены для неорганизованных посетителей, но есть курсы и для организованных слушателей.

На первом заседании Общественной палаты я рассказала коллегам, что фонд «Родное слово» готов провести для сотрудников их учреждений курсы «Деловой русский» или «Культура речи и профессия». Таких курсов мы провели очень много на разных площадках города. Например, в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, в художественном музее для сотрудников музеев города Новосибирска, для библиотечных работников области, для специалистов министерства культуры области, отдельно для библиотекарей Кировского района, для специалистов Института геологии, для сотрудников, референтов и помощников депутатов Законодательного собрания области. Недавно мне позвонили из администрации Кировского района и попросили провести курсы для сотрудников аппарата. Я поняла, что это будет новое направление в нашей просветительской деятельности. Хочу написать письмо мэру Новосибирска, чтобы он поддержал эту инициативу и обязал глав администраций города проводить такие курсы для своих сотрудников. Эта программа называется «Грамотный город», внутри нее есть подпрограмма «Культура речи и профессия».

Второе большое направление, которое мы развиваем уже шестой учебный год – это лекционная программа «Живое слово» для горожан разных возрастных групп.

Люди преклонного возраста к нам ходят на лекции по русскому языку, литературоведению и культуре речи. В качестве лекторов мы приглашаем в основном докторов наук.

Есть лекции для юношества, которые проходят в Центре русского языка в областной библиотеке. Их посещают ребята, которые уже в школе серьёзно интересуются филологией, гуманитарными науками. Всегда очень радуюсь, если у ребят, слушающих профессионального филолога, загораются глаза. К нам приходят учащиеся из разных школ и гимназий города. Казалось бы, чем можно заинтересовать современного школьника, рассказывая о балладах Жуковского? Профессиональные преподаватели вузов умеют общаться с детьми, говорить увлеченно, рассказывать интересно. Как важно для ребят, чтобы произошла такая встреча. Очень часто она вообще меняет судьбу ребенка, определяет его будущую профессию. Ребятам нужно давать больше возможностей общения с грамотными специалистами. Мы живем в большом городе, поэтому должны показать и использовать все возможности этого города. Только так из ребенка может вырасти хороший и грамотный специалист.

Почему наша программа называется «Живое слово»? Потому что приходят люди послушать выступления профессоров Л. Панина или Ю. Шатина, Н. Лукьяновой, Н. Максимовой и др. После лекции можно задать вопросы лектору, происходит живое общение со знающим человеком. Недавно профессор И. Кузнецов читал новосибирцам лекцию «Проза 21 века. Что почитать?». Где, если не на этой лекции, горожане могли ещё получить рекомендации доктора филологических наук?

Для дошкольников есть программа «Растим читателя». Мы понимаем, что если сегодня не будем заниматься ранним приобщением детей к книге и чтению, то через несколько лет в библиотеках никого не будет.

Это те образовательные программы, которыми мы гордимся. Они поддерживаются министерством региональной политики, министерством культуры области, мэрией Новосибирска, которые выделяют фонду субсидии и гранты на эти программы.

Уникальная акция «Читаем Пушкина в метро»

Уходящий 2014 год был объявлен Годом культуры. Каковы итоги? Назовите самые яркие события Года культуры.

– Мероприятий было очень много. Только что провели большой праздник по завершению Года культуры – «Классика – юным» в концертном зале специальной музыкальной школы. Хочется поблагодарить руководителей всех учреждений культуры и образования, которые оказывают нам постоянную помощь.

14 октября этого года к юбилею М.Ю. Лермонтова мы провели бал-маскарад в Государственном концерном зале им. А.М. Каца. Огромную роль в проведении этого прекрасного праздника сыграло Управление культуры города Новосибирска.

В Камерном зале филармонии в Пушкинский день России фонд ежегодно проводит праздник «Прекрасный наш язык». Мы устраиваем праздники и в Художественном музее («Что за прелесть эти сказки!»), и в Центре изобразительных искусств (Областной поэтический марафон для юношества). 

Очень интересен проект «Парк Пушкина». В этом году он прошел уже в третий раз в Первомайском сквере города. Как всегда, праздник состоял из двух частей – Пушкина читали и взрослые, и дети. Впервые «Парк Пушкина» открылся на левом берегу, возле библиотеки им. Пушкина. В подготовке праздника мы опирались на Новосибирскую классическую гимназию №17, гимназию №16 «Французская», Вторую Новосибирскую гимназию. О призах позаботилась администрация Ленинского района, а концертную программу подготовили учреждения культуры района, Дом детского творчества им. В. Дубинина, детские музыкальные школы. Мэрия помогла в составлении программы, оформлении праздника, предоставлении аппаратуры.

Фонд поставил себе в 2015 году задачу (и управление культуры города её поддержало!), что в Год литературы мы откроем в Новосибирске еще не менее двух новых площадок, где  в День русского языка будут работать «Парки Пушкина». Например, в Первомайском и в Дзержинском районах. Это большой областной проект, поэтому Парки Пушкина появляются 6 июня и в районах области.

Уникальной в этом году была акция «Читаем Пушкина в метро», когда три тысячи человек проехали на метро бесплатно только за то, что прочитали наизусть не менее двух строф из произведений А.С. Пушкина. В мероприятии участвовало около ста волонтеров-экспертов, которые стояли на семи станциях – учителя, молодые библиотекари, преподаватели вузов, аспиранты, школьники. Главное, что мы создали в этот день праздничную атмосферу. Теперь это будет традиция Новосибирска. В этом году 6 июня выпадает на субботу, поэтому «Парк Пушкина» будем проводить в пятницу.

«Это все очень близко и дорого»

– Какова цель создания поезда-музея «Новониколаевск-Новосибирск»? Сохранение истории Новосибирска тоже входит в Ваши планы?

– 28 декабря исполнится четыре года, как появился этот проект. Вначале мы договаривались с начальником метрополитена, что поезд-музей будет существовать три года. Но потом решили продолжить это начинание, потому что проект получился успешным и востребованным. Особенно нас благодарят люди, которые приехали в гости в Новосибирск и узнали больше о нашем городе из материалов поезда-музея.

Этот проект будет развиваться и дальше. У нас есть обязательные выставки, которые мы делаем с краеведческим музеем, а есть экспозиции, посвящённые юбилеям организаций и предприятий, которые хотели бы рассказать о себе в «музее под землёй». На заседании творческой группы проекта мы обсуждаем все предложения, поступившие к нам.

В 2015 году поезд будет посвящен, конечно же, 70-летию Победы. В апреле мы поменяем экспозиции сразу в трех вагонах  под общим названием «Победители». Будет представлена  выставка из истории Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, которому в этом году тоже исполнится 70 лет. Во втором вагоне можно будет увидеть уникальные материалы из фондов краеведческого музея.  В третьем вагоне появится экспозиция, посвященная  Дому детского творчества имени Володи Дубинина, который является ровесником Победы.

Планируем, что презентация экспозиции «Победители» пройдет на платформе станции имени «Гарина-Михайловского». Мероприятие продлится около полутора часов, и гости успеют рассмотреть всю выставку. Поезд приедет с героями новых экспозиций: артистами оперы «Иван Сусанин», пионерами, солдатами-победителями.

Тематику новых экспозиций в поезде-музее нам подсказывают, как я уже сказала, сами новосибирцы. Например, недавно к нам обратились врачи с просьбой разместить в поезде-музее рассказ о службе Новосибирской скорой медицинской помощи, которой в 2015 году исполняется 90 лет. Мы еще ни разу не рассказывали в поезде о медицинских учреждениях Новосибирска, и это предложение нам понравилось. Думаю, что эта экспозиция появится осенью.

Мне кажется, что успех этого проекта объяснить довольно просто: он основан на родном, краеведческом материале, к которому каждый житель города или области имеет отношение. Те люди, о которых мы рассказываем, жили в нашем городе, писали его историю. Это все очень близко и дорого.

«Литературные сезоны Новосибирска»

– Следующий год объявлен Годом литературы. Какие новые акции и мероприятия ждут горожан?

– Уже создана творческая группа по написанию программы на Год литературы, в которую вошли известные новосибирские писатели: Михаил Щукин, Анатолий Шалин, Владимир Шамов. Программа будет называться «Литературные сезоны Новосибирска». Раз в квартал запланировано ключевое событие и много сопутствующих: цикл передач на телевидении «Встреча с писателем», цикл передач на радио «Писатель у микрофона». В планах значатся и поездки писателей по районам Новосибирской области («Литературный десант»).

Владимир Шамов предложил издать энциклопедию новосибирских писателей. В результате сошлись во мнении, что лучше сделать хрестоматию: немножко информации об авторе, а потом выдержки из его интересных произведений. Книжка уйдет в школы, библиотеки и будет востребована. Осталось найти деньги на ее издание.

21 февраля 2015 года, в  Международный день родного языка, фонд «Родное слово» традиционно объявит конкурс творческих работ, тема конкурса будет посвящена литературе. Разрабатывая Положение конкурса, его номинации, нам важно, чтобы каждый новосибирец нашел для себя интересную тему. Для малышей будет номинация рисунков. Мы всегда радуемся, когда в числе победителей есть ребенок вместе с родителями, которые помогали ему оформлять работу.

2 апреля, в Международный день детской книги, мы планируем при поддержке мэрии провести в театре «Глобус» большой праздник «Книжкин дом» с приглашением дошкольников и учащихся младших классов. Нам хочется, чтобы пришли и малыши, которые не посещают детские сады. А накануне мы проведем областной конкурс «Обложка для моей любимой книжки».

Мы благодарны всем, кто нас поддерживает – часть наших друзей я уже называла. Благодарю также Гильдию молодых библиотекарей, Новосибирское библиотечное общество, учреждения культуры, многие образовательные учреждения, которые нам постоянно помогают. Это, прежде всего, педагогический лицей им. Пушкина, Лицей информационных технологий,  Аэрокосмический лицей, Вторая Новосибирская Гимназия, Гимназии №№ 1, 12, 16, 17, Лицеи №№ 9, 22, МБОУ СОШ № 4 и многие-многие другие. 

Количество просмотров: 4277  

Добавить комментарий

Target Image