Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»

 
 

Рябова Анастасия Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Брагина Кристина Александровна,

методист МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Театр воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительными и музыкальными средствами. Как утверждал отечественный психолог Л. С. Выготский, развитие нормального ребенка осуществляется по общим законам генеза психики. В частности, в дошкольном возрасте важным новообразованием у ребенка является формирование воображения. Стимулируя творческую активность, воображение активно развивается в процессе театрализованной деятельности.

Театральное искусство близко и понятно детям, т.к. в его основе лежит игра, способствующая расширению круга предметных представлений, развитию коммуникативных навыков, знакомящая с новыми социальными ролями. Театрализованные игры обладают яркими эмоциональными средствами, формируют вкус, эффективно воздействуют на детей и приносят счастье и радость. В театре работает принцип обучения «учить играя».

Как приобщать ребенка к искусству? Постепенно. По мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, формируя культуру «зрителя», обсуждать увиденное, чтобы обратиться к чувственному восприятию, посещать занятия по театрализованной деятельности, которые имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Со временем у ребенка появится понимание искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и зрителя. Существуют разные виды театрализованных игр: игры по собственному замыслу (сюжетно-ролевые) и театрализованные.

Чем они различаются? В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче особенностей ролевого поведения, например, мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Следовательно, творческая активность ребенка проявляется в «правдивом» изображении персонажа в процессе сюжетно-ролевой и театрализованной игры.

Раскрытию художественного образа в театрализованной игре способствуют этюды. Педагог предлагает детям изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения. Задача детей – самим придумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные – зрители – угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря игровым импровизациям у ребенка начинают развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена выразительности.

Для того чтобы раскрыть образ персонажа, надо понять, каков персонаж, его характер, причины поступков, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть во внутренний мир. В это время в работу включаются технические средства (музыкальное сопровождение), позволяющие ребенку выйти из ограниченного пространства и почувствовать себя органично в данной роли.

Таким образом, руководство театрализованной деятельностью начинается с работы над текстом литературного произведения. Преподносить детям текст, произведения нужно выразительно, художественно, чтобы учить формировать образ, складывающийся из представлений и работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения).

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей разного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к традициям, национальной культуре.

Отождествляя себя с любимым героем, ребенок опосредованно решает проблемные ситуации, преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. В то же время у него развиваются речь, память, внимание, воображение, инициативность и самостоятельность.

В театрализованных играх (деятельности) развиваются художественное и музыкальное творчество, например, психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов. Чтобы в театрализованной игре были задействованы все, педагог обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля. На интерес детей к театрализованным играм оказывает влияние содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль родителям. С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, друзья, одноклассники и другие близкие люди.

Также на протяжении детства интерес ребенка поддерживается осознанием успешности своей деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики средств отображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности ребенка, развития творческих способностей детей.

Таким образом, театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Человек, который с раннего детства окунулся в атмосферу театра, будет воспринимать мир прекрасным, иметь широкий кругозор и свободно чувствовать себя на сцене. Все перечисленные этапы используются и применяются на занятиях с учащимися МБУДО ЦДО «Алые паруса».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – «Наши книга», 2005. – 72 с.

2. Бачурина, В. Талантливому педагогу – заботливому родителю. Развивающие игры для детей / В. Бачурина. – ИКТЦ «Лада», 2009. – 240 с.

3. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра / В.И. Березкин. – ЛКИ, 2010. – 352 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / по ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика. – 1984. – 433 с.

5. Гиппиус, С. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства / С. Гиппиус. – «Азбука», 2010. – 378с.

6. Ершова, А. Уроки театра на уроках в школе / А. Ершова. – М.: ВЛАДОС, 2005. - 213 с.

7. Кнебель М. Поэзия педагогики / М. Кнебель. – М.: Просвещение, 1999. - 265 с.

8. Кох, И.Э. основы сценического движения [Текст]/И.Э. Кох. – «Лань», 2010. – 512 с.

9. Круглова, А. Сценическое движение. Педагогика телесного воспитания актера / А. Круглова. – М., 2008. – 176 с.

10. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Этюды и упражнения / О. Лоза. – «АСТ», 2010, - 192 с.

11. Омельченко, А.В. Актерское мастерство вэтюда / А.В. Омельченко. – «ПринТерра – Дизайн», 2009. – 192 с.

12. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Э. Сарабьян. – «АСТ», 2010. – 320 с.

13. Станиславский, К.С. Актерский тренинг. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К.С. Станиславский. – «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2010. – 478 с.

14. Станиславский, К.С. Искусство представления / К.С. Станиславский. – «Азбука», 2010. – 192 с.

15. Станиславский, К.С., Работа актера над собой. О технике актера / К.С. Станиславский, М.А. Чехов. – «Азбука», 2018. - 192 с.

16. Станиславский, К.С. Работа актера над ролью. / К.С. Станиславский. – «АСТ», 2010. – 480 с.

17. Станиславский, К.С. Театральный дневник любителя драматического искусства / К.С Станиславский. – «ЛКИ», 2010. – 178 с.

18.  Сушков, Б. Чехов и художественный театр. Чехов и русская интеллигенция. / Б. Сушков. – «Граф и К», 2010. – 76 с.

19. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий. – «Лань», 2010. – 352 с.

20. Цукаева, Л.В., Волков, Л.А. Театральная педагогика: принципы, заповеди, советы. / Л.В. Цукаева, Л.А. Волков. – «Либроком», 2009. – 192 с.

21. Честнодумов, И.Е. Народный театр в русской культуре XX века. / И.Е. Честнодумов. – «Либроком», 2010. – 120 с.

Количество просмотров: 4240  

Добавить комментарий

Target Image
1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы