Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»

 
 

Соловьева Екатерина Викторовна,

учитель истории высшей квалификационной категории,
руководитель музея истории МБОУ гимназии № 14 «Университетская»

 

Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»

Известен факт: без посетителей музей – просто хранилище, архив. Хотелось бы добавить: школьный музей без работы детей – это помещение, которое в условиях переполненности школы, можно было бы использовать с большей пользой.

Как же привлечь детей к работе в школьный музей? Как сделать так, чтобы спустя годы уже взрослыми они возвращались сюда и с гордостью говорили: «Это наш музей!»?

Когда я в 2004 году стала руководителем музея истории школы № 127 – весь «музей» хранился в закрытых шкафах в кабинете, где шли уроки в три смены. Представить, что через несколько лет мы получим свое первое, хоть и маленькое помещение было совершенно невозможно.

Первый год работы я потратила только на то, чтобы самостоятельно разобраться в архивах, систематизировать материал, разложить в определенном порядке фонд. Параллельно с этим окончила курсы повышения квалификации, чтобы хоть как то разобраться в тонкостях работы руководителя школьного музея. И только, когда я сама немного начала разбираться в вопросах музеологии, я поняла, что мне необходимы помощники.

У каждого учителя всегда найдется группа детей, которые готовы помочь ему во всем. Надо только суметь пустить эту неуемную энергию в нужное русло. Именно к таким детям я и обратилась с предложением прийти работать в школьный музей. Надо было видеть их недоумение. Дети не знали о его существовании! Ведь все музейные фонды хранились в закрытых шкафах кабинета. Однако трудности их не испугали, и они рьяно взялись за работу.

Мы с моими первыми активистами завели книгу поступлений фонда, описывали каждый предмет, пытаясь понять его историю. Параллельно с этим вели поисковую деятельность по выпускникам школы, работали с ветеранами, вели экскурсии. Через год мне пришлось констатировать:  мои активисты стали разбираться в фондах музея лучше меня. И тут мои активисты всерьез задумались: а почему у НАШЕГО музея нет своего помещения?

К счастью, администрация гимназии пошла навстречу просьбам активистов, и наш музей не только получил новое помещение, но и был оборудован согласно всем современным требованиям!  А через несколько лет мы еще раз переехали, получив в свое распоряжение уже три комнаты плюс дополнительное оборудование. И всего этого могло бы не быть, если бы не деятельность актива.

В настоящее время актив музея гимназии № 14 «Университетская» насчитывает более 50 человек. Деятельность актива осуществляется по направлениям, являющимися традиционными для каждого школьного музея:

  • фондовая работа;
  • поисковая деятельность;
  • экскурсионная работа;
  • экспозиционная деятельность;
  • научно-исследовательская и конкурсная деятельность

Однако о некоторых особенностях работы актива именно нашего музея я хотела бы рассказать.

Экспозиционная деятельность

Обычно это направление деятельности музея связано с оформлением новых экспозиций, передвижных выставок, сменных стендов  внутри образовательного учреждения. Естественно, эта работа ведется. Однако при возможности мы стараемся представлять временные экспозиции и за пределами школы.

Например, ярким и запоминающимся для всех событием стало представление экспозиции музея истории школы в Новосибирском городском архиве. Были представлены альбомы 1960-1970-х годов, знамена пионерской и комсомольской организаций учреждения, классные журналы тех лет. Открыл мероприятие выпускник школы № 127, а ныне мэр города Новосибирска Локоть Анатолий Евгеньевич.

Учитывая подобный опыт работы, хотелось бы посоветовать всем музеям не замыкаться в своих стенах, а, по возможности, выходить за пределы учреждения. Это позволит активу музея ощутить реальную важность своей работы не только для школы, но и для города в целом.

Научно-исследовательская деятельность

Это особое направление  в деятельности школьного музея, которое ведется не всеми. И обычно научно-исследовательская работа связана с предметами из экспозиции музея.

Но мне хотелось бы рассказать об опыте поиска захоронений воинов периода Великой Отечественной войны. Все началось с того, что мне пришлось с помощью архивов искать своего деда, без вести пропавшего в годы войны. Когда я рассказала об этом своим активистам – ко мне подошел семиклассник и попросил помочь в поисках и его семье. Его дед без вести пропал в 1945 году. Вместе с его семьей мы писали запросы в многочисленные архивы, в военкоматы, общались на специализированных сайтах с профессионалами. За несколько лет нам удалось установить номер части, где служил его предок, восстановить боевой путь дивизии. На основании этих документов, и, зная уже дату гибели солдата, мы установили, что его жизненный путь оборвался на территории Польши, при освобождении деревни Забница. Мы написали запрос в Красный Крест Польши. Ответа пришлось ждать почти год! Но он был получен! Мы узнали точное место захоронения нашего солдата. Братская могила № 31 кладбища города Хочанув. Без вести пропавшим много лет он считался из-за ошибки писаря, неправильно написавшего фамилию солдата при заполнении документа о боевых потерях дивизии.

В настоящее время семья посетила кладбище в Польше и отдала дань уважения своему предку. По итогам этих многолетних поисков была написала научно-исследовательская работа, выработаны рекомендации для тех, кто хочет найти захоронения своих предков-солдат, но не знает с чего начать. В 2017 году работа была представлена на городской НПК научного общества «Сибирь» в секции «История» и стала победителем, войдя в «Золотую лигу». В настоящее время мы проводим консультации для тех, кто хочет найти места захоронений своих погибших во время войны предков, но не знает с чего начать. К нам обращаются за советом ученики и родители не только нашего учреждения, но и со всего города.

Экскурсионная работа

Экскурсионная работа ведется всеми без исключения школьными музеями! В нашем музее, как и везде, есть экскурсионная группа, которая ведет тематические экскурсии. Однако, в связи с тем, что музей небольшой, и вместить большое количество посетителей он физически не может – в дни рождения школы, а также к другим важным юбилейным датам, мы создаем видеофильмы-экскурсии. Не надо путать с записью обычной экскурсии на видеокамеру! Для фильма активистами пишется сценарий, ищутся артисты, проводятся репетиции. Затем фильм снимается и монтируется. Эти тематические видеофильмы может посмотреть вся школа на праздничном классном часе, кроме этого, они демонстрируются на первом этаже учреждения в знаменательные даты.

Для меня очень важно, что некоторые мои первые активисты выбрали для своего жизненного и профессионального пути профессию, связанную с музеями.

Фомина Алина окончила школу в 2009 году, затем обучалась в Санкт-Петербурге в Академии художеств им. Репина, стала искусствоведом. Работает в Русском музее города Санкт-Петербург.

Кустов Дмитрий окончил школу в 2008 году, затем поступил в НГУ на исторический факультет со специализацией «Музеология». После окончания университета уехал в город Томск, работает в одном из музеев этого города.

Мне кажется, что когда наше общее дело продолжают наши ученики – это самое важное в жизни любого учителя и человека!

Количество просмотров: 3256  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе
2. Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы
3. Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»
4. Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!»
6. Работа с активом школьного музея
7. Взаимодействие с ТОСами как альтернативный источник финансирования школьных музеев
8. Основные направления деятельности по формированию актива школьного музея
9. Из опыта привлечения дополнительных источников финансирования школьным музеем
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы