Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии

 
 

Овчинникова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии

Фотография – одно из самых массовых увлечений. В Доме детского творчества им. В. Дубинина уже много лет существует фотошкола «Сюжет», на занятиях в которой подростки осваивают современные техники фотографии. Особенностью проведения занятий является обязательное объединение теоретической и практической части. Обучение предусматривает не только знакомство с фототехникой, работу с ней и обработкой фотоизображений в компьютерном режиме, но и знакомство с профессиями, связанными с фотоделом.

Учет возрастных особенностей обучающихся – один из ведущих педагогических принципов дополнительной образовательной программы. В фотошколе «Сюжет» занимаются преимущественно дети старшего подросткового возраста. Поэтому в процессе обучения учитывается как позитивный, так и негативный потенциал подросткового возраста. Задача педагога выявить и развить позитивные тенденции возрастного развития и предотвратить развитие и закрепление негативных тенденций.

Назовем позитивные черты подростка, которые развиваются в процессе коллективной творческой деятельности в педагогически управляемом детском коллективе:

– способность ориентироваться на положительные образцы;

– коммуникативная активность;

– потребность в обилии впечатлений и деятельности;

– стремление к групповой деятельности;

– быстрое усвоение групповых норм и ценностей;

– хорошее понимание практико-ориентированной деятельности.

Именно в опоре на данные качества подростков формируется детский коллектив, достигается реальный педагогический результат, как в области обучения, так и в области формирования качеств личности и развития способностей. Это происходит в результате использования комплекса методов, приемов и способов организации педагогической деятельности.

Назовём некоторые из них.

1. Метод примера – сам педагог занимается фотосъёмкой, ребята встречаются с бывшими воспитанниками фотошколы, с родственными коллективами, посещают выставки, конкурсы. Включение ребят в разнообразное конструктивное общение, как внутри коллектива, так и в процессе активного участия в делах школы и Дома творчества.

2. В процессе обучения перед каждым ставится четкая учебная задача: от волевого усилия воспитанника зависит достижение результата.

3. Групповое обучение помогает решать общую творческую задачу. В процессе коллективной творческой деятельности происходит интенсивное усвоение позитивных групповых норм и ценностей.

4. Весь процесс обучения нацелен на решение практических задач, изучение теории присутствует только в той мере, в которой оно необходимо для решения конкретных задач.

В то же время и без учёта особенностей подросткового возраста, создающих определённые трудности в процессе обучения и воспитания, невозможно достижение надёжного педагогического результата. Так большинству подростков в той или иной мере свойственны:

– импульсивность поведения;

– неустойчивость интересов;

– способность к волевым усилиям только в русле актуальной мотивации;

– чрезмерная зависимость от группы;

– устойчивость отрицательных эмоций;

– преобладание конкретного мышления над абстрактным (в период подросткового кризиса).

Именно поэтому большое внимание уделяется созданию дружественной атмосферы в коллективе. Учебный процесс строится в тесном взаимодействии со школьным педагогическим коллективом, родителями, что позволяет своевременно реагировать на возникающие проблемы в поведении и во внутригрупповом взаимодействии подростков. Трудности в обучении удаётся минимизировать, как уже отмечалось выше, с помощью подбора адекватных возрастным особенностям восприятия детей педагогических методов: метод перспективы – занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали удовлетворение от выполненной работы.

Знание возрастных особенностей обучающихся и их учёт в процессе педагогической деятельности в значительной мере повышают эффективность реализации программы, помогают достигать прогнозируемого результата.

Стремление к творческой деятельности поощряется и стимулируется на протяжении всего курса обучения. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации. Выполняя самостоятельную фотосъемку, учащиеся приобретают навыки работы с фотоаппаратом, осветительным оборудованием, приобретают опыт общения. Многие жанры фотографии (пейзаж, репортаж, архитектурная и спортивная съемки) требуют выездную форму работы, где на практике развиваются умение самостоятельной деятельности, использование полученных раннее знания, владение сложной ситуацией, самостоятельно справляться с поставленными задачами.

Итогом таких съемок становятся обсуждение, анализ и отбор работ на фотовыставки.

Занятия фотоделом – это, прежде всего, технологическое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности. Занятия организованы для ребят на доступном уровне и учитывают их возможности.

Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом – они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Познавательный интерес – это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся – показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

На занятиях в фотошколе «Сюжет» используются следующие приёмы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

1. Приём новизны, формы действия, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений, использования нетрадиционных методов и различных материалов. Например, во время работы на тему «Осенний пейзаж» использую неожиданное задания: проиллюстрировать стихотворение, сделать три снимка на мелодию.

Показателем проявления интереса в этом случае является эмоциональная реакция, учащиеся работают с удовольствием, со стремлением научиться новому, добиться нужного результата. Работа вызывает у учащихся не только удивление, но и восхищение.

2. Приём чередования форм и методов обучения который позволяет удерживать внимание и интерес учащихся к выполняемой работе. При изучении темы «Основные элементы композиции» объяснительно-иллюстративный метод сменяется репродуктивным, применяю словесный, наглядный и практический методы, чередую индивидуальные и фронтальные формы работы с учащимися. Обучившись основам композиции, учащиеся переходят к самостоятельной творческой работе.

3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. При изучении темы «Фотографический натюрморт» предлагаю учащимся решить такой проблемный вопрос: провести съемку и сделать фотографии трех натюрмортов: натюрморт, построенный на контрасте фактур, натюрморт с преобладанием стекла, натюрморт с водой.

Считаю, что проблемные вопросы способствуют появлению у обучающихся удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.

4. Эвристический приём. Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у учащихся знания, я помогаю ученикам с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Например, при изучении темы «Пейзаж» сфотографировать один и тот же уголок природы или городской пейзаж при различных состояниях погоды: в тихий солнечный день, в сильный дождь или снегопад, сильный туман. Сфотографировать пейзаж, в котором глубина пространства в значительной степени передаётся с помощью контрового света.

5. Внеурочные формы работы и игровая деятельность.

В формировании интереса также важную роль играют внеурочные формы работы: различные конкурсы, викторины, умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра.

6. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

«Фантазёр». Записана тема занятия. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

«Кумир». Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Таким образом, постановка на занятии перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у обучающихся умения доказывать и обосновывать свои суждения – всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к фототворчеству. Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство педагога и стимулирует это мастерство. Для развития мотивации и интереса у учащихся к процессу обучения фотографии, педагог должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

Количество просмотров: 5171  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Приемы развития исследовательских навыков у детей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Пластилинография в объединении «Сибиряки»: методические особенности организации работы с детьми в МБУ ДО «ЦДО «Лад» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики развития познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Профориентационная работа через занятия декоративно-прикладным творчеством в студии дополнительного образования «Сказка» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Наставническая деятельность в дополнительном образовании: возможности, трудности, перспективы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Практика наставничества в гитарной студии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Значение концертной деятельности в становлении хореографического коллектива ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Система наставничества как фактор развития одарённости в вокально-хоровой студии «Радость» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Наставничество как способ развития исполнительских навыков учеников инструментального класса школы искусств ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы