Индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ на музыкальных занятиях

 
 

Жеребненко Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ на музыкальных занятиях

Инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений работы Дома детского творчества им. В. Дубинина. Начиналось оно как инновационный проект, а сегодня это уже традиционное направление работы, которое дает свои устойчивые результаты. Однако творчество и инноватика являются характеристиками работы как нашего учреждения, так и отдельных педагогов. Это объясняет то, что мы постоянно ищем новое содержание и новые более эффективные способы решения педагогических задач.

В студии художественного творчества «Семицветик», педагогом которой я являюсь, занимается 20 детей с инвалидностью и ОВЗ. Это дети с различными особенностями (ДЦП, аутизм, дети с синдромом Дауна, нарушение зрения, речи, интеллекта), ограничениями и возможностями. Возраст от 3,5 до 16 лет.

Занимаясь музыкой, мы не ставим перед собой задачу развития собственно музыкальных способностей особого ребенка. Наши цели гораздо шире: стимулирование речи и общения посредством музыкальных занятий, введение музыкальных игр и упражнений как средства развития слухового внимания ребенка, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений, коммуникативных навыков и т.п. Музыкальные занятия в нашей студии как своеобразная канва, форма организации совместной деятельности, позволяющая каждому ребенку проявить свои индивидуальные возможности, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться выражать свои желания, эмоции, чувствуя себя при этом частью коллектива.

Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал.

Комплексные музыкальные занятия дают возможность заниматься со всеми желающими детьми, без отбора их по музыкальным задаткам и способностям. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка влияют лишь на темп освоения программы.

Сегодня мы хотели бы поделиться опытом организации музыкальных занятий с особенными детьми. Как говорилось выше, нашу студию посещают дети разного возраста и разных возможностей, чаще всего, это дети, не имеющие опыта общения со сверстниками, замкнутые, тревожные. С такими детьми, как правило, мы начинаем работу с этапа индивидуальных занятий – погружения в музыку, знакомство с ребенком и педагогом.

Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, т.к. от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Стремясь установить с ребенком контакт, помочь изменить свое эмоциональное состояние, настроить на взаимодействие, мы не ограничиваем позитивную активность ребенка. У взрослого –  роль активного наблюдателя, следующего за ребенком музыкальными средствами (сопровождение действий ребенка музыкальными отрывками, исполняемыми на музыкальных инструментах или сопровождение голосом, комментирование действий ребенка, пропевая текст. Сопровождение и комментарии созвучны настроению ребенка и характеру действий).

Такое участие взрослого дает возможность установить взаимодействие, это может быть совместное музыкальное переживание – совместная игра на музыкальных инструментах или пение. На этом этапе мы не стремимся к достижению музыкального результата и не корректируем ребенка. Наблюдаем и даем возможность выразить себя, подыгрывая на том или ином инструменте, напевая простую мелодию, песенку.

Совместное музицирование может возникнуть не сразу. Ребенок может не позволить взрослому вмешиваться в игру. Тогда, наблюдая за ребенком, следуя за ним, мы стараемся понять, что его радует, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка. Например, Ника (диагноз – расстройство аутистического спектра) не реагировала на музыку и сопротивлялась всем попыткам привлечь ее к совместной деятельности, пока мы не решили, что спокойная вальсообразная и колыбельная музыка будет на первых порах просто сопровождать ее действия, создавая спокойный теплый фон. Постепенно от безразличия она перешла к некоторому заинтересованному слушанию, позволила иногда брать себя на руки и качаться под музыку. В дальнейшем, мы планируем включить Нику в групповые занятия.

Подготовка к включению в группу. Мы стараемся на занятиях использовать ритуал, т.е. одинаковые, повторяющиеся действия. Постепенно выстраивается определенная структура занятия с четко фиксированным началом и завершением.

Принципы построения занятия. После объединения детей в группу ритуал становится канвой занятия. Повторяющиеся элементы занятий создают у детей ощущение безопасности. Страх перед неизвестным – это для многих детей стена, разделяющая их с окружающим миром. Ритуал, избавляя ребенка от страха, открывает дорогу к овладению какими-то новыми умениями. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, что позволяет включать отработку какого-либо навыка в общее действие в качестве элемента ритуала.

Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия – музыкальным приветствием и прощанием (пропевание с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе, и ответа на них).

Приветствие, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу. Прощание – завершающий аккорд занятия. В дальнейшем, если дети достаточно освоили эти ритуалы, можно несколько усложнить их, добавив после слов приветствия или прощания еще какой-либо вопрос. (Как ты поживаешь? Как дела? Как сегодня настроение?).

Динамика занятия

Чередование видов деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движение и т.д.) позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из наших целей, занятие может быть построено на смене настроений или на создании кульминации. Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из детского состава группы, и состояния, в котором дети приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с танцев, подвижных игр – это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

Немного подробней хотелось бы остановиться на видах музыкальной деятельности, составляющих структуру музыкальных занятий.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивания музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

Говоря о данном виде музыкальной деятельности, мы считаем, было бы совершенно несправедливо не брать во внимание мощный потенциал музыки. Наверняка все знают, как музыка влияет на организм человека. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Так, медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник», Р. Шуман; «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковский и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга («Жаворонок», М. Глинка; «Лебедь», К. Сен-Санс; «Серенада», Ф. Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро», Э. Григ; «Времена года», «Подснежник», П. Чайковский; «Весенние голоса» И. Штраус и др.).

Исходя из вышесказанного, подбор музыкального материала для слушания музыки на конкретном занятии происходит исходя из детского состава группы и эмоционального состояния детей.

Очень важным видом музыкальной деятельности, мы считаем, является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус.

Дети с «ограниченными возможностями» часто не ограничены в способности воспринимать музыку и «создавать» ее, хотя чаще всего их индивидуальные особенности вносят свои коррективы-ограничения в возможность реализовать свои желания. Поэтому песенный материал выбираем с учетом вокальных возможностей детей и обязательно стараемся каждому ребенку дать возможность проявить свои творческие способности, будь то вокальная сольная партия, фрагмент, исполненный на шумовых музыкальных инструментах или выразительное проговаривание песенного текста.

В содержание музыкальных занятий включаются различные виды деятельности, такие как артикуляционная гимнастика, игра на музыкальных инструментах, логопедическая ритмика. Все дети любят играть, поэтому постоянным компонентом каждого музыкального занятия являются игры – пальчиковые, игры для развития музыкального творчества подвижные и музыкально-дидактические игры.

Чаще всего игровой наглядный материал музыкально-дидактических игр состоит из карточек, которыми могут воспользоваться не все дети. Как же адаптировать игру и сделать ее доступной для детей с разными возможностями?

Вот, что мы придумали (на примере музыкально-дидактической игры «Солнышко и дождик», в целях которой побуждать воспринимать выразительность музыки, ее чувства и формировать умение выражать эмоции и характер музыкального произведения через игровые карточки):

– Дети, имеющие нарушения речи, но имеющие возможность использовать стандартные карточки, пользуются ими.

– Дети с нарушенной моторикой рук или с неподвижными руками рассказывают о своих эмоциях, высказываются о характере музыкального произведения.

– Для детей с нарушениями зрения и речи мы используем тактильные дощечки.

– Можно передать настроение музыки мимикой и жестами.

– Можно передать настроение музыки в танце.

– Девочка с аутистическим расстройством – рисует музыкальное настроение карандашами.

Индивидуальные музыкальные занятия – мощный ресурс в работе нашей студии. Сегодня мы уже говорили об индивидуальных занятиях с ребенком как о подготовительном этапе для вхождения в группу. Также мы используем данную форму работы для более полного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей ребенка. Это и вокальные занятия, и занятия по обучению игре на фортепиано, и занятия, направленные на развитие навыков восприятия музыки. Такие занятия не только дают нам возможность лучше узнать и почувствовать ребенка, но и ребенок может почувствовать себя настоящим артистом, успешным, уверенным в себе.

В целях расширения границ своих возможностей мы предоставляем нашим детям возможность принять участие в концертных и конкурсных мероприятиях на различных площадках нашего Дома творчества, а значит деятельностно-практически интегрироваться в большой и разнообразный детский и педагогический коллектив учреждения. Это и участие в фортепианном концерте, и в фестивале детского творчества «Звезды нашего Дома». Также мы способствуем активному включению детей и родителей в систему муниципальных мероприятий для детей с инвалидностью и ОВЗ. При отборе мероприятий предпочтение отдается тем, где дети могут проявить себя не только как зрители, но и как юные певцы, музыканты, продемонстрировав то, чему научились в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Участие в таких мероприятиях – неоценимый опыт не только для детей, но и подчас для всей семьи ребенка. Особо хочется отметить, что сам факт участия в подобных конкурсах и фестивалях – это уже наша большая победа, но вдвойне приятно, кода есть и конкурсный результат. Так, например, во Всероссийском конкурсе «Путеводная Звезда» обучающаяся нашей студии стала Лауреатом I степени, так же, как и в открытом фестивале творчества детей и юношества с ОВЗ «Поверь в мечту» звание Лауреата I степени завоевал наш ребенок.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, говоря об индивидуальном подходе в работе с детьми с ОВЗ, мы делаем акцент не на индивидуальных ограничениях ребенка, не на его диагнозе, а стараемся максимально использовать и развивать имеющиеся возможности каждого, что положительно влияет не только на развитие его творческих способностей, но и на формирование личности каждого ребенка и его успешной самореализации.

Количество просмотров: 6956  

Комментарии

Спасибо Вам за такую важную и нужную деятельность! Очень интересно было читать Вашу статью. Теперь хочется побывать у вас в гостях на открытом занятии. Если будете планировать открытое занятие или что-то подобное, приглашайте коллег из ЦВР "Галактика", с удовольствием приедем!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
2. Опыт работы с дистанционными образовательными технологиями в рамках занятий по музыкальным дисциплинам
3. Конкурсная деятельность как залог успешного творческого развития
4. Индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ на музыкальных занятиях
5. Изучение виртуальной и дополненной реальности в учреждении дополнительного образования
6. Современные подходы, способы и технологии в сфере дополнительного образования детей
7. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
8. Дистанционная работа Планетария в период карантина
9. Время выбрало нас: опыт организации дистанционного обучения
10. Игровые технологии на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. Воспитание социальной ответственности учащихся на примере организации районных массовых дел и мероприятий
12. Метафора как средство педагогического воздействия на занятиях по народно-сценическому танцу с детьми младшего школьного возраста
13. Роль дополнительного образования в процессе раннего патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Опыт реализации социально-педагогических проектов
14. Путешествие по песням Великой Отечественной войны 1941 – 1945. Наше наследие
15. Мозги должны работать!
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы