Проектирование методического заседания учителей начальных классов по формированию математической и финансовой грамотности

 
 

Смолеусова Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

Почетный работник общего образования РФ

 

Проектирование методического заседания учителей начальных классов по формированию математической и финансовой грамотности

Организационную и методическую помощь по основам проектирования заседания муниципального методического объединения учителей можно получить, познакомившись с «Проектировочной сессией для руководителей ММО учителей начальных классов», организованной и проведенной кафедрой начального образования НИПКиПРО в лице Молоковой Анны Викторовны и Смолеусовой Татьяны Викторовны 25.10.2021 г. (https://www.youtube.com/watch?v=rlVpHJxEb80)

Проектирование методической деятельности начинается с выбора проблемы и цели. Результаты мягкого мониторинга вскрыли основные проблемы сложившегося математического и финансового образования: низкое качество математической (финансовой) грамотности; недостаточное использование учителями на уроках эффективных приемов, методов, технологий формирования обучения. Формированию финансовой грамотности можно посвятить отдельное заседание ММО или соединить с математической грамотностью, так как в обновленном ФГОС НОО (2021 г.) финансовая грамотность включена в предметные результаты по математике. Цель заседания ММО формулируется конкретно и проверяемо. В качестве цели заседания методического объединения учителей предлагаем следующие: «Изучение методических инструментов формирования математической грамотности как направления функциональной грамотности в соответствии с ее компонентами»; «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в части методики формирования финансовой грамотности».

За основу содержания заседания ММО необходимо взять методические рекомендации по методике формирования математической грамотности, основанной на соответствующем определении и интерактивных методах, приемах, технологиях обучения. Математическая грамотность рассматривается в рамках PISA-2021 как «способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».

Рис. 1. Математическая грамотность из концепции PISA-2021

Рекомендуем использовать содержание системы методических публикаций и целого цикла вебинаров по формированию функциональной грамотности, в том числе математической и финансовой грамотности, с использованием конкретных методов и технологий, подготовленных и проведенных в течение данного года:

– Методическая сессия «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект», 23.08.2021. Ссылка: https://www.edu54.ru/videocast/view/299797;

– Видеозапись установочной сессии для руководителей ММО 01.04.2021г. Ссылка: https://wcs.oblcit.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=71a53d1759957017d0fd2176c54a12cc0eb8cbe2-1617252886840;

– Формирование функциональной грамотности младших школьников, 09.12.2020. Ссылка: https://edu54.ru/videocast/view/238648;

– Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе, 21.06. 2021. Ссылка: https://uchitel.club/events/matematiceskie-ekskursii-kak-sredstvo-formirovaniya-funkcionalnoi-gramotnosti-v-nacalnoi-skole/;

– Формирование функциональной грамотности на уроках математики, 28.04. 2021. Ссылка:  https://youtu.be/pHfhTDofQk8;

– Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе, 27.09.21. Ссылка: https://uchitel.club/events/sposoby-obosnovaniya-istinnosti-suzdenii-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyx-ucebnyx-deistvii-u-mladsix-skolnikov/;

– Формирование математической грамотности (на примере работы с текстовой задачей). Ссылка: https://uchitel.club/events/formirovanie-matematicheskoy-gramotnosti-na-primere-raboty-s-tekstovoy/;

– Проекты по математике в начальной школе: методический аспект, 25.11. 2021. Ссылка: https://uchitel.club/events/proekty-po-matematike-v-nacalnoi-skole/;

– Проектные задачи по математике в начальной школе: методический аспект, 7.12. 2021. Ссылка: https://uchitel.club/events/proektnye-zadaci-po-matematike-v-nacalnoi-skole/ и другие.

Формы проведения заседаний методического объединения возможны все, кроме скучных, утомительных и пугающих учителей перегрузкой. При выборе формы заседания целесообразно отказаться от модели «учитель-самосвал», в рамках которой руководитель рассказывает, повествует новую информацию в пользу современных интерактивных форм, но не использует их. Рекомендуем: «Мастер-класс», «Видеокафе», «Мировое кафе», «Методическая ярмарка» и другие. Видеокафе – это интересная форма проведения методического объединения учителей начальных классов в дистанционной форме (предлагает Лизогубова Н.М.: https://disk.yandex.ru/i/BWgD6v2sZrvl9w), в которой необходимо сделать предварительный запас в виде видеофрагментов уроков с разными интерактивными приемами, методами и технологиями. Перед учителями ставится задача узнать использованные методические приемы в процессе просмотра видеофрагментов. Рефлексию можно провести, используя приемы: «Запись в книге жалоб и предложений кафе под названием «Эффективная методика»»; «Билетик на выход»; «Открытка» и др.

Для проведения заседания ММО в условиях свободного доступа к целому циклу вебинаров особый интерес представляет интерактивная технология «Перевернутый класс». Учителя заранее получают ссылки на вебинары по математической и финансовой грамотности, знакомятся с ними до указанного времени. При очной или дистанционной встрече в ZOOM на заседании руководитель ММО применяет метод диалога, фасилитированную дискуссию для обсуждения того, что:

– учителя хотят взять из услышанного содержания на вооружение,

– готовы применить на ближайших уроках математики,

– уже использовали,

– могут отрефлексировать этот первый опыт, в том числе обсудить не только успехи, но и трудности.

Наиболее продуктивная форма проведения заседания ММО учителей – это мастер-класс, в ходе которого учителя имеют возможность прожить на себе новые интерактивные методы, приемы, технологии обучения. Например, эффективный при работе с текстом технологичный прием «Зиг-заг» был применен на региональном методическом семинаре в МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» в рамках региональной проектировочной сессии 28.10.21.

 

Провела мастер-класс заседания ММО руководитель кафедры начального образования МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»

Котева Марина Алексеевна

В первой части семинара учителя разделились на группы по цвету и работали со своим фрагментом текста статьи «Методика формирования математической грамотности» в группах. Затем учителя переместились в другие группы под номерами, соответствующими номеру части статьи, в которых обсуждали то, как они могут понятно объяснить, помочь запомнить и изобразить на ватмане основное содержание своей части статьи по методике формирования математической грамотности. Вернувшись в «родные» группы, познакомили ее членов со своим контентом и рассказали всем.

Результат работы в группах над статьей Т.В. Смолеусовой «Методика формирования математической грамотности»

Получился зиг-заг самостоятельной работы учителей. После участия в приеме «Зиг-заг» учителя выразили готовность применить на своих уроках новый опыт взаимодействия в группах, опыт работы с познавательными УУД и усвоенные методики формирования математической грамотности на основе ее компонентов.

Следует подчеркнуть, что функциональная грамотность, как утверждает Ковалева Г.С., это не какая-то новая грамотность, это способность использовать имеющиеся знания, умения, способы действия при решении широкого круга задач, обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где знания, умения, способы действия приобретались. Поэтому в практическую часть заседания ММО необходимо включить знакомство с соответствующими практико-ориентированными фрагментами уроков (в том числе, видеофрагментов), с новыми заданиями по математике в виде жизненных ситуаций [1; 2; 5]. Например, связанных с измерением реальных объектов, а не только отрезков в тетради и разрешением жизненных ситуаций.

Урок математики учителя МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»

Притчиной Татьяны Владимировны

А также целесообразно воспользоваться интерактивными технологиями, адаптированными для уроков математики [3; 4]. Например, урок-экскурсия незаслуженно редко применяется на математике.

Урок-экскурсия по математике учителя МБОУ «Гимназия №13 имени Э. А. Быкова»

Коломейцевой Ксении Владимировны

А между тем, уроки, проведенные по технологии организации интерактивной математической экскурсии автора данной статьи, создают все необходимые условия для формирования математической грамотности у обучающихся. Ученики получают практический опыт применения измерительных приборов, использования правил измерения больших расстояний и неудобных границ предметов, опыт принятия совместного решения, учатся видеть математику вокруг, применять и интерпретировать математику, договариваться, вступать в новые отношения в процессе сотрудничества при решении реальных жизненных задач, придумывают свои задачи.

За последний период сотрудниками кафедры начального образования НИПКиПРО разрабатывались не только вебинары, но и методические рекомендации, опубликованные в виде монографий [3; 4], статей [5] и учебных пособий [1; 2]; проводились научно-практические семинары.

Методический  ресурс для проведения заседаний по формированию математической грамотности

В качестве методического ресурса для проведения заседаний по формированию математической и финансовой грамотности предлагаем применение метапредметных методов, приемов, технологий (например, РКМЧП), адаптированных к содержанию математики в монографиях: «Методические инновации как средство обновления технологий и содержания обучения математике» и «Современные образовательные технологии в школьном обучении математике», в статьях и учебных пособиях по математике. Обогащают уроки математики рабочие тетради:

– «Математика: Задачи. Нестандартные подходы к решению», содержащие задачи и жизненные ситуации, которых нет в учебниках;

– «Успешный старт», которые разработаны для учеников, испытывающих затруднения в обучении и построенных на заданиях из жизни».

  

Структуру проекта заседания ММО, примеры заданий для формирования математической грамотности, рефлексию в форме ПОПС можно посмотреть в проведенном заседании ММО Калининского района города Новосибирск (Целуйкина И. А.: https://cloud.mail.ru/public/We5Z/4SKXTYi14 ).

Продукт заседания ММО может быть разнообразный:

– система методических приемов формирования математической и финансовой грамотности на уроках;

– инструкция организации создания методической копилки заданий для уроков математики;

– памятка с электронными адресами;

– ссылки на совместную Google-презентацию для удаленной работы творческой группы;

– ссылки на облако, в котором хранятся краткие методические рекомендации по применению интерактивных приемов, методов, технологий;

– ссылка на LearningApps.

Для рефлексии рекомендуем разнообразные приемы проведения: ПОПС (позиция, обоснование, пример, суждение со слов «поэтому…»), «Чемодан, мясорубка, корзина», третий столбец в З-Х-У, «6 шляп», «Продолжи фразу…» и другие.

Организационные ресурсы: ссылка на ZOOM-конференцию, мультимедийные презентации по теме заседания, видеофрагменты уроков, ссылки на вебинары, распечатанная статья для работы в группе, мессенджер, сервисы Google, ссылки на совместную Google-презентацию, Google-таблицу; ссылки для развития «горизонтальных связей» в районе в экспертных и творческих группах.

Для заседания по формированию финансовой грамотности за основу содержания необходимо взять определение финансовой грамотности, для которой самым главным является принятие финансового решения. Поэтому рекомендуем создавать банк доработанных текстовых задач из учебников математики с требованием сделать финансовый выбор; использовать на заседании структуру «Конерс» из Сингапурской системы, финансовые игры для планирования семейного бюджета и многое другое.

Список литературы:

1. Истомина Н. Б., Смолеусова Т. В., Тихонова Н. Б. Математика: Задачи. Нестандартные подходы к решению. Учебное пособие для учащихся 4 класса общеобразовательных организаций (Успешно выполним ВПР) (учебное пособие). Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2018.

2. Ковалева Г. С., Рыдзе О. А., Рослова Л. О. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 (PISA) / Серия: Функциональная грамотность. Учимся для жизни. М.: Просвещение, 2021 г.

3. Молокова А.В., Рудакова Е.А., Смолеусова Т.В., Тихвинская А.В. Современные образовательные технологии в школьном обучении математике (монография). – Новосибирск: НИПКиПРО, 2018. 158 с.

4. Смолеусова Т.В. Методические инновации как средство обновления технологий и содержания обучения математике на основе ФГОС НОО (монография). Новосибирск: НИПКиПРО, 2020. 280 с.

5. Смолеусова Т. В. Формирование математической функциональной грамотности / Т. В. Смолеусова // Сибирский учитель. - 2020. - № 1. - С. 27-33. – Текст: непосредственный.

Количество просмотров: 4397  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование глобальных компетенций младших школьников в фокусе внимания руководителей методических объединений
2. Формирование читательской грамотности обучающихся: потенциал информационно-образовательной среды для организации заседания методического объединения учителей
3. Проектирование методического заседания учителей начальных классов по формированию математической и финансовой грамотности
4. Как провести заседание методического объединения учителей «Креативное мышление в контексте формирования функциональной грамотности»
5. Проект заседания методического объединения учителей о формировании естественно-научной функциональной грамотности обучающихся
6. «Детки.net»: развитие речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ
7. Блог как средство обучения и повышения качества знаний
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы