Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

 
 

Чувакова Ирина Богдановна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. И основной целью этого взаимодействия мы видим установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому моя работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. К тому же за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей.

Работа, организованная в ДОУ по основной образовательной программе дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и обеспечивает открытость дошкольного образования.

Из сравнительно эффективных форм сотрудничества нашего детского сада с семьями воспитанников, используемых нами можно отметить:

· совместное проведение досуга, спектаклей и развлечений;

· организацию «Дней дублера», где родителям предлагается попробовать себя в роли педагога;

· консультации на сайте и по радио ДОУ;

· выпуск буклетов и памяток;

· работу консультативного пункта для родителей детей, не посещающих ДОУ.

Для меня в моей практике сотрудничества с семьями воспитанников интереснее и действеннее интерактивные методы. Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Задачи:

• пробуждение у родителей интереса и желания заниматься со своими детьми;

• повышение грамотности в области коррекционной педагогики;

• формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

• усвоение родителями уверенного и спокойного стиля коррекционного воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;

• установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

• воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие специалиста на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции коррекционных и психолого-педагогических знаний и навыков.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Полезным для родителей нашего дошкольного учреждения является посещение открытых занятий логопеда, и воспитателя, мастер-классов, тренингов, практических занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться приемам коррекционной работы.

Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Наиболее действенным интерактивным методом, который я использую в своей практике на протяжении 5 лет, являются индивидуальные консультации-практикумы.

В своей структуре они имеют 2 части:

I. – Анализ результатов логопедического обследования ребёнка (методика Т.В. Кабановой, О.В. Домниной);

– информация о содержании коррекционных занятий.

II. – Показ практических приёмов в работе с ребёнком.

– выполнение ребёнком упражнений, используемых на подгрупповых коррекционных занятиях;

– совместное (родитель – ребёнок – учитель-логопед) выполнение упражнений, используемых на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения.

Индивидуальные консультации-практикумы я провожу 3 раза в год: в октябре, феврале и мае. Длительность консультации 30 минут. При активном участии педагогов группы в первичных консультациях удается задействовать 90% родителей, далее большинство родителей сами проявляют инициативу для таких встреч.

Результаты:

· Родители сознательно включаются в коррекционный процесс.

· Возникает взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции речи.

· Создается особый эмоциональный микроклимат в отношениях родитель – ребенок – учитель-логопед, благодаря которому ребенок более успешен.

· Значительно сокращается временной период необходимый для закрепления полученных навыков на коррекционных занятиях.

· 89% детей выпускаются с хорошей речью в массовые школы.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей, которую я использую в своей работе, является  игротека логопедических игр. Она состоит из настольных дидактических игр З.Т. Бобылевой, И.Л. Лебедевой, Н.Е. Ильяковой, Т.Р. Насоновой, О.В. Бурлакиной, Н.М. Савицкой, И.В. Сошиной, О. Громовой и др.

Игры используются для: формирования словаря; развития фонематических процессов; автоматизации и введения в речь поставленных звуков; формирования лексико-грамматического строя речи; развития речи.

Игры я использую на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Дети с большим желанием выполняют задания, взаимодействуя друг с другом. Сложный коррекционный процесс становится увлекательным и желаемым. Большой выбор игровых заданий позволяет полностью индивидуализировать коррекционный подход к каждому ребенку. Игры вкладываются в индивидуальную тетрадь ребенка с рекомендациями для родителей, проигрываются во время консультаций-практикумов. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Их общение становится занимательным, насыщается положительными эмоциями. Большинство родителей отмечает, что игры помогают им организовывать коррекционную работу с ребенком дома, помогают понять содержание и важность коррекционной работы. Родители имеют возможность по инициативе ребенка или собственной подобрать желаемую игру. Если традиция совместных домашних игр прививается, в игротеке появляются новые игры. Родители совместно с детьми придумывают и изготавливают новые игровые задания.

Активное участие родителей в коррекционном процессе подводит их к изучению специальной литературы по интересующим вопросам. Для этого у меня в кабинете собрана библиотека специальной литературы по проблемам коррекционного воспитания, обучения и развития детей.

Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм взаимодействия помогло заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах коррекционной логопедической работы. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса. 

Количество просмотров: 17319  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование проектной деятельности в педагогической практике на примере реализации проекта «Наш космос» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вермиферма в ДОУ как современный подход к исследовательской и проектной деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Развитие детской самостоятельности в коллективном творчестве ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Исследуя, развиваюсь ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы