Всесоюзный шлюпочный поход «Новосибирск – Сталинград»

 
 

Маневский Валерий Александрович,

командир Всесоюзного шлюпочного похода Новосибирск – Сталинград

 

Всесоюзный шлюпочный поход «Новосибирск – Сталинград»

После шлюпочного похода 1953 года по маршруту Новосибирск – Томск под руководством капитана первого ранга, начальника спецкафедры НИИВТа Биби Анатолия Николаевича у его участников появилась идея подготовить и выполнить более сложный и длительный переход. Очень хотелось нам, студентам-третьекурсникам, посмотреть великие стройки Родины, её природу, познакомиться с промышленными центрами страны. Идея нового перехода объединила, как нас называли, «заядлых шлюпочников», любителей различных путешествий.

В институтской библиотеке нашли проект, разработанный ещё в дореволюционные годы прогрессивными русскими инженерами, которые мечтали соединить две великие реки – Волгу и Обь. Заинтересовались трассой водного пути, по которой в будущем суда смогли бы ходить из Волги в Обь. Выбирая новый маршрут для своего похода, мы теперь все свое свободное время проводили у карты и думали: «Когда – то по этим уральским речкам проходили дружины Ермака, шедшие из Европы в Азию на покорение Сибирского царства». Остановились на варианте Новосибирск – Сталинград по маршруту: р. Обь, р. Иртыш, р. Тобол, р. Исеть, 50 км волока (в районе Свердловска), р. Чусовая, р. Кама, р. Волга. Закипела работа по подготовке проекта перехода.

Для определения продолжительности маршрута, мест стоянок, вариантов пути, скорости передвижения шлюпок при различных скоростях течения и силе ветра изучались лоцманские карты рек, собирались статьи и географические описания Сибири, Урала, Поволжья.

Существенную поддержку в подготовке к походу нам оказывал наш ректор, спортивный болельщик, уважаемый всем студенчеством, Алексей Петрович Морозов. Он-то и сказал нам, что в такой переход без согласия Министерства морского и речного флота нас не пустят. Начались согласования.

Проект перехода был успешно защищён в городском Морском клубе. 20 февраля 1954 года на расширенном заседании областного комитета ДОСААФ рассматривался наш проект. Большая географическая карта, различные графики маршрута, да и сам проект, составленный из математических расчетов на 30-ти листах формата обычной тетради – все это говорило о том, что мы к делу подошли очень серьезно. Ясно и четко, очень подробно изложил на заседании комитета Николай Краснопеев  основные аспекты проекта, подытожив, что пройти нам предстоит 6400 км (зачетных 9000 км), из них 1800 км – против течения. Областной комитет ДОСААФ одобрил наш проект.

Вопрос о том, на каких шлюпках лучше идти в плавание: на двух шестивесельных ялах или на двух четырехвесельных ялах – еще оставался открытым. В проекте мои друзья обосновывали, что шестивесельные ялы более мореходны, способны взять больше продовольствия и т. д. Я отстаивал четырехвесельные ялы. На этих шлюпках, конечно, опаснее идти в штормовую погоду, но они более подвижные и должны были сыграть лучшую роль при движении по мелководным рекам и волоке. Гребцы во время гребли будут лучше и свободнее себя чувствовать. Конечно, грузоподъемность и комфортабельность их меньше, чем у «шестерок», но с этим нужно было мириться, ибо основная цель состояла в том, чтобы выполнить переход. Позже мы остановились именно на этом варианте, а городской Морской клуб выделил нам две морские шлюпки.

В 1954 году в Москве проходил ХII съезд ВЛКСМ, где поднимался вопрос и о том, чтобы наша молодежь как можно больше участвовала в различных путешествиях и переходах. Таким образом, областной и центральный комитеты ВЛКСМ поддержали нашу идею. Подлинники проекта отправили в Москву, в ЦК ДОСААФ и Министерство морского и речного флота для согласования. Разрешение Министерства на проведение похода  было дано с условием, что пройдет он поэтапно: сначала – по маршруту Новосибирск – Молотов[1], затем, после успешного завершения первого этапа маршрут будет продлён до Сталинграда.

Мы очень радовались положительному исходу всех пройденных согласований, ведь в течение шести месяцев мы готовились, добивались и ждали разрешения Министерства, работая все время на своем энтузиазме и стремлении.

Я был утвержден флагманом перехода, заместителем командира перехода по политчасти – Борис Сушко, командирами шлюпок назначены Николай Краснопеев и Владилен Млиник.

Перед участниками перехода поставили следующие задачи: закрепить на практике теоретические знания, полученные в институте, популяризировать военно-спортивную работу ДОСААФ и выполнить спортивные нормы дальнего плавания по внутренним водным путям СССР. До путешествия каждый должен был выполнить три условия: закалить себя физически, воспитать в себе качество товарищества, досрочно сдать все экзамены.

Выход в дальнее плавание наметили на 23 мая. В этот день на водной станции Новосибирска было очень многолюдно: горожане пришли проводить в длительный и трудный поход отряд студентов НИИВТа. Погода прекрасная, нарядная публика, веселье, цветы, духовой оркестр. Нам приятно, что люди проявили большой интерес к переходу. Многие из провожающих ознакомились с его маршрутом по газетам. На стартовой площадке установлена большая карта предстоящего водного путешествия Новосибирск – Молотов – Сталинград.

После общего построения, последних напутствий подаётся команда «По шлюпкам!» и в 16 час. 50 мин. по местному времени поход стартовал. Репортеры делают последние съемки нашего отхода. До свиданья, Новосибирск!..

Построение

Неисчислимые трудности в борьбе со стихией пришлось преодолеть на пути отважным сибирским спортсменам. Двигаясь по Оби вслед отступающему на север льду, под непрерывными дождями, между громадами полутораметровых волн, разгулявшихся на необъятных просторах полноводной реки, все участники похода страшно мёрзли. Разбушевавшийся на реке шторм бросал наши шлюпки из стороны в сторону, брызги холодной воды обливали всех сидящих в шлюпке. Так, с большими трудностями, делая передышки только на завтраки, обеды и ужины, мы преодолели основное русло Оби.

В Молотове

Необычайные сложности испытали мы по обе стороны каменного пояса – Уральского хребта. Много часов труднейшей работы ушло на расчистку затора из брёвен, сплавляемых молем (т. е. не связанными в плоты) по реке Исеть. Брёвна лежали в 2-3 слоя на протяжении более одного километра сплошным монолитным полем. При преодолении водораздела сибирских и российских рек шлюпки, весом около одной тонны каждая, перенесли волоком по суше на расстояние 270 километров от р. Исеть до р. Чусовая.

Волок до Чусовой

С самого начала нашего передвижения волоком замечаем, какой большой интерес и удивление вызывает вид нашего необычного шествия. Какая – то старушка, идя навстречу нам, перекрестившись, говорит: «Кто это вас, сыночки, послал на такое трудное дело?» Володя мимоходом отвечает: «А мы, бабушка, сами решили. Думаем испытать свои силы и выносливость».

700 километров сплава по горной красавице – реке Чусовой сопровождались дождями и туманами. Шли 14 дней. Скалистые берега, порожистая река, трудный путь. Невольно вспоминаешь Демидовские времена, когда сплав барок по реке Чусовой был весьма рискованным предприятием. Много уменья и выдержки требовалось, чтобы провести барку вблизи от скал и не разбить ее. Были годы, когда в течение нескольких часов разбивалось до 47 барок. В таких случаях, если барка разбивалась в пути, бурлакам ничего не платили. Бурлаки, оставшиеся в живых, завидовали погибшим.

26 августа вечером подходим к Волге. Вот она – великая русская река! Нам почему-то сибирские места и реки показались интересней и лучше. А здесь надо быть особенно внимательным, так как очень много пароходов, барж и т. д. За время плавания по Волге мы побывали во многих волжских городах, знакомясь с их достопримечательностями и историческими местами. Безусловно, нас, водников, больше интересовали великие стройки страны (Куйбышевская, Сталинградская ГЭС, речной транспорт и условия плавания).

Каждый участок пути был по-своему уникален и труден. Шли на веслах и под парусом, днем и ночью, под дождем со снегом. Все тяготы походной жизни делили поровну. Выжить в экстремальных условиях помогали строжайшая дисциплина и дружба.

Наступило 8 сентября 1954 года. В этот день, как и было намечено, мы финишировали в городе – дважды герое Сталинграде. В последний раз надеваем свою парадную форму. Медленным темпом к 18 часам подходим к водной станции «Строитель». Здесь уже собралась нас встречать общественность Сталинграда. Колышатся флаги добровольных спортивных обществ, играет духовой оркестр. Цель достигнута. Здравствуй, Сталинград! В этот день мы получили массу поздравительных телеграмм и писем. За осуществление этого перехода мы были награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства речного флота СССР, ЦК ДОСААФ и других организаций.

На всём протяжении пути мы получали содействие различных организаций и официальных лиц, чувствовали поддержку простых советских людей. В больших и маленьких городах, деревеньках нас радостно приветствовали, встречая с цветами и устраивая в нашу честь митинги и концерты. Позже все газеты писали: «Новосибирцы своим переходом продемонстрировали хорошую физическую закалку, большую волю в преодолении трудностей. Таких переходов в нашей стране еще не было».

Основным связывающим звеном походного и послепоходного периодов был и остался каждый из моих товарищей, со своим упрямым спортивным, трудовым характером, неунывающим и непасующим перед любыми трудностями, всегда стремящимся к познанию нового.


[1] Ныне г. Пермь.

 

Количество просмотров: 10397  

Добавить комментарий

Target Image
1. Два семейных предания о переселении в алтайский округ конца XIX века
2. Крестьянское жилище глазами санитарных врачей и инженеров (новосибирское приобье и бараба, 1920-е гг.)[*]
3. Влияние миграционных процессов на становление и развитие промыслов в сибири второй половины XIX – начала XX вв.
4. Экономическое положение переселенцев западной сибири конца XIX – начала XX вв. (1893–1905 гг.)
5. Екатерина Ивановна Соловьёва – основатель научной исторической школы в НГПИ-НГПУ
6. «Вся мудрость мира входит в нас...»
7. Из истории советской школы: воспоминания учителей
8. Сибирское учительство в конце XVIII – первой половине XIX в.: проблемы социокультурной адаптации
9. Пионер авиапрома Владимир Федорович Савельев
10. Стиляги
11. Затон нашего детства. 105-летию микрорайона Затон посвящается…
12. Памятник Пушкину в Новосибирске
13. Почему в Новосибирске есть улица Челюскинцев?
14. Помощь великой актрисы
15. «Я много чего могу!» Беседы с народной целительницей Василисой Матвеевной
16. Мельница Е.А. Жернакова в Успенке
17. Всесоюзный шлюпочный поход «Новосибирск – Сталинград»
1. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. «Золотая шайба». 2 часть ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Рожденные на берегах Оби» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Историографический быт в воспоминаниях сибирских историков второй половины XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы