Интегрированный урок «Форсирование Днепра» на базе школьного музея Боевой и Трудовой Славы

 
 

Платонова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 141 с углубленным

изучением математики г. Новосибирска

 
 
 

Гулей Олег Юрьевич,

преподаватель-организатор ОБЖ,

руководитель клуба «Гвардия»

МБОУ СОШ № 141 с углубленным

изучением математики г. Новосибирска

 

Интегрированный урок «Форсирование Днепра» на базе школьного музея Боевой и Трудовой Славы

Пояснительная записка

Актуальность интегрированного музейного урока заключается:

– в реализации одного из приоритетных направлений воспитательной работы современной системы образования – воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– в формировании межпредметных связей, метапредметных учебных действий, требуемых ФГОС (в подготовке детей к музейному уроку приняли участие учителя: ОБЖ, технологии, истории, русского языка и литературы);

– в реализации одной из ведущих современных педагогических технологий – проектной деятельности (диорама «Форсирование Днепра», в финале урока передаваемая Музею. Проект, выполненный учениками 5-го и 6-го классов).

Методическое обеспечение:

Цель: реализация системы воспитательной  работы с учащимися школы № 141 для формирования патриотических чувств.

Задачи:

– совершенствование учебно-воспитательного процесса путём интеграции предметов истории, литературы, ОБЖ, технологии;

– формирование, обеспечение и рациональное использование музейного фонда;

– вовлечение учащихся в создание новых экспонатов и экспозиций;

– совершенствование знаний учащихся о воинской славе России на основе изучения истории военной операции по форсированию Днепра;

– закрепление навыков общения и умения излагать свои мысли, владеть вниманием слушателей.

– развитие творческой и общественной активности учащихся на основе  музейного дела и исследовательской деятельности;

– пропаганда среди учащихся школы знаний по истории отечества, истории региона, истории воинской славы земляков.

Использованные педагогические технологии:

1. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (одной из ведущих целей которой является как раз воспитание гражданского самосознания и развитие способностей к социальному творчеству).

Подготовка интегрированного музейного урока осуществлялась в рамках деятельности школьного военно-патриотического клуба «Гвардия» (7-11 классы). Педагогами совместно с воспитанниками клуба была определена тема, принято решение о помощи и привлечении к уроку учеников 5-6 классов, работающих над диорамой «Форсирование Днепра», детьми самостоятельно был изучен исторический материал, определена роль сибиряков в данной военной операции, разработан сценарий интегрированного урока, подготовлена мультимедийная презентация, определены ведущие и аудитория слушателей.

2. Технология проектной деятельности (призванная научить детей планированию, согласованной работе в группе, навыку самоконтроля, развитию чувства ответственности за качество выполнения «продукта»). С октября по декабрь 2013 г. учениками 5-го и 6-го классов в рамках внеурочной деятельности (предусмотренной ФГОС) создавалась диорама «Форсирование Днепра». Для того чтобы диорама была достоверной и могла быть подарена Музею, дети подробно изучили соответствующий исторический материал, нарисовали иллюстрации, разработали содержательную сторону диорамы, создали её под руководством учителей технологии и ОБЖ.

Результативность:

1. Данный музейный урок стал одним из самых значительных в текущем учебном году для школьного клуба «Гвардия», поскольку кроме длительной подготовки, была привлечена достаточно большая аудитория слушателей (9-й класс), осуществлено сотрудничество с учениками среднего звена, подготовивших диораму. Эти дети в ближайшее время смогут пополнить ряды ВПК «Гвардия».

2. Создана диорама «Форсирование Днепра», переданная в Музей в финале урока; одноимённая мультимедийная презентация, также подаренная Музею, и сценарий данного интегрированного урока, который может быть использован по усмотрению руководителя Музея для подготовки тематических мероприятий.

База проведения урока: Музей Трудовой и Боевой Славы МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики.

Дата проведения урока: 1 марта 2014 г.

Возраст участников: трое ведущих – 15 лет (9 класс), авторы диорамы – 11-12 лет (5 и 6 классы), аудитория – 15 лет (9 класс).

Оборудование: оргтехника, диорама, иллюстративный материал, видеоматериал, военная форма клуба, экспозиции Музея.

Сценарный план урока

Звучит стихотворение (читает первый ведущий; далее - 1.). (слайд 1)

Правый берег Днепра кручей вздыблен к селу.

А оно все в дыму. От разрывов темно.

Даже ветер не смог разогнать эту мглу.

Там, где было село – пепелище одно.

Атакуют бойцы, многих знаю в лицо,

Рядом с ними шагал по горящей земле.

Враг встречал нас огнем, раскаленным свинцом​…

Читает второй ведущий; далее - 2: Сегодня мы вспоминаем одну из героических страниц истории нашей страны – форсирование Днепра советскими войсками в сентябре-декабре 1943 года в ходе Великой Отечественной Войны. (слайд 2)  В сентябре 2013 года этому событию исполнилось уже 70 лет.

Читает третий ведущий; далее - 3: Битва за Днепр, наряду со Сталинградом и Курском, стала одним из трех крупнейших сражений 1943 года. Она показала, что германская армия уже не в состоянии сдержать наступление противника, даже пользуясь удобным естественным рубежом, который представлял собой Днепр.

2: Лучше разобраться в этом историческом событии нам поможет настольная диорама, созданная учениками 5 и 6 классов. Это небольшой макет, наглядно воссоздающий всю картину форсирования Днепра. (слайд 3)

3: Форсировать эту реку было необходимо, чтобы продолжить освободительную войну на территории Украины, сорвать планы гитлеровского командования по стабилизации фронта на Днепре. (слайд 4)

2: Предстоящая операция была крайне сложна по нескольким причинам: на правом берегу Днепра командование Вермахта создало серьёзную систему укреплений, названную «Восточным валом». Его протяженность – около 600 км (показать на диораме). Это была система окопов, дотов, дзотов, пулеметных точек, путей подходов, минных полей, систем сигнализации и пунктов наблюдения, пристрелянных точек. (слайд 5)

3: Кроме того, правый берег Днепра, куда необходимо было переправиться нашим войскам, был значительно выше левого, и войскам противника было очень удобно вести обстрел по нашим войскам. Солдатам и офицерам вермахта был объявлен приказ Гитлера: «Все, кто попытается отступить от Днепра, будут расстреляны». На одном из совещаний Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его». (слайд 6)

2: Ширина Днепра в местах форсирования составляла в среднем около 500 м (показать на диораме); вода была холодной, так как форсирование проходило с сентября по декабрь. (слайд 7)

1: Звучит стихотворение

Все. Два часа до атаки,

Готовы на реку плоты.

Серой громадой танки

Стоят на них как корабли.

Решил я, что буду первым,

Небу верну звезду,

Пусть на последнем нерве

До берега доплыву.

Пусть взрывов фонтаны умоют,

Пуль оглушает трель,

Пусть нас огнем накроет,

Но будет достигнута цель.

Дно устелив телами,

Воду с кровью смешав,

Мы в берег вопьемся зубами

Свое у врага отобрав.

Какую заплатим мы цену

Не будет никто считать,

Мы лбом пробивали стену,

Чтоб город к празднику взять.

Мне правый берег отмечен

Приказом. Теперь к нему

Я как Прометей вечно

Огонь свободы несу.

Мы взяли берег упрямый

Тысячи жизней сложив,

Кровью своей багряной

Славу героев добыв.

2: Войсковую операцию по форсированию Днепра можно условно поделить на 2 этапа: Первый этап битвы за Днепр (август-сентябрь 43-го года) (карта сражения на экране) заключался в освобождении советскими войсками Левобережной Украины и Донбасса. Сражение началось не одномоментно и велось на разных направлениях. Немецко-фашистские войска не имели возможности сдержать натиск наступавшей Красной Армии и начали отводить войска с территории Левобережной Украины и Донбасса, желая удержаться на правом берегу Днепра. 21 сентября войска Центрального и Воронежского фронтов вышли к Днепру и форсировали его. 25 сентября форсировали реку воины Юго-Западного фронта. К концу сентября войска 4-х фронтов вышли к Днепру в его среднем течении почти на 750-километровом фронте, преодолели наиболее укрепленную часть «Восточного вала», захватили на правом берегу 23 плацдарма. (слайд 8)

1: Вспоминает участник событий Чичагов В.А. (слайд 9)

Осколки мин и снарядов визжали, шипели вокруг нас; люди сбрасывались взрывной волной в воду убитыми, ранеными и шли на дно. Часть лодок и плотов плыла по реке уже без людей. Иногда кто-нибудь из тонущих взбирался на них и помогал другим взобраться. (слайд 10) То там, то здесь на поверхности появлялись головы плывущих, люди хватались за бревна, доски от разбитых плотов, пытались вплавь добраться до правого берега, но большинство тонуло. Вода была ледяной. (слайд 11)

– Помогите, спасите! – кричали люди, то погружаясь в воду, то появляясь на поверхности. Кем-то отдавались команды: «Вперед, вперед!» – и постоянно звучала исступленная ругань. (слайд 12)

Правый берег возвышался над водой, на высотах его прочно окопались немцы, полностью просматривая при мертвенном свете ракет реку и левый берег. Наша задача была доплыть до немецкого берега, подняться вверх и уничтожить укрепления, узлы сопротивления, живую силу. (слайд 13)

3: Второй этап битвы за Днепр (октябрь-декабрь 1943 года) заключался в расширении захваченных плацдармов и начале освобождения Правобережной Украины. На её территории были созданы 2 крупных стратегических плацдарма протяженностью около 500 км.

Но даже в эти тяжелые дни бойцы не забывали о родном доме, о своих близких любимых людях. И сейчас вы услышите одну из самых знаменитых песен, посвященных Великой Отечественной Войне. Видеофрагмент из кинофильма «Белорусский вокзал» (песня «Десятый наш десантный батальон» и кадры кинохроники).

2: В битве за Днепр принимали участие и наши земляки-новосибирцы.

В этой операции особенно отличилась одна из Сибирских дивизий – 309 стрелковая дивизия, численностью 12 с половиной тысяч человек. За боевые заслуги при освобождении города Пирятино удостоена почётного наименования «Пирятинская», награждена орденом Красного Знамени и орденом Кутузова. В период форсирования Днепра и Киевской операции звания Героя Советского Союза были удостоены 53 офицера, сержанта и рядовых 309-й Пирятинской Краснознаменной дивизии. (слайд 14)

3: Подразделения этой дивизии действовали с Букринского плацдарма. Там существенных успехов советским войскам добиться не удалось. Более того, один из батальонов попал в окружение. В этой ситуации проявил свой командирский талант старший лейтенант Иван Андреевич Кибаль.

Он организовал круговую оборону, и в течение трех суток батальон отбивался от вражеских атак. Немцы требовали сдаться, подошли к концу боеприпасы. Тогда сибирские стрелки провели штыковую атаку, отбросив опешивших гитлеровцев. Дождавшись ночи, Кибаль вывел батальон к своим, причем спасены были и все раненые бойцы. За это Кибаль удостоился звания Героя Советского Союза. (слайд 15)

2: 52-м сибирякам, форсировавшим Днепр, присвоено звание Героя СССР, 5 из них живы и по сей день.

1: Звучит стихотворение (слайд 16)

Уходил на войну сибиряк,

И в слезах провожала жена.

Крепко обнял ее он в сенях,

Прокатилась скупая слеза:

«Ты не плачь, дорогая, вернусь,

Чтоб увидеть тебя еще раз.

Умирая, к тебе я прижмусь,

Чтоб увидеть блеск ласковых глаз».

Помолчал он немного и что-то

Вдруг сказать захотел, но не смог.

Уходил воевать за кого-то,

Кто не ступит к нему на порог.

Уходил на войну сибиряк,

Уходил, оставляя семью.

Уходил побеждать сибиряк,

Уходил погибать он в бою.

2: Министру пропаганды нацистской Германии Геббельсу было крайне трудно объяснить ошеломлённым немцам тайну выросших из-под земли богатырских полков из неведомой Сибири. О ней в гитлеровском учебнике географии за 1942 год писали: «Сибирь – холодный и пустынный край, где живут полудикие существа различных смешанных рас».

3: Желая попасть на фронт, сибиряки-добровольцы писали в заявлениях: «Я готов отдать жизнь за то, чтобы грязный фашистский сапог не топтал священную землю моей Родины». Ещё из заявления: «Желая помочь фронту, четырём братьям, находящимся на фронте, в дни, когда наша Родина в опасности, прошу зачислить меня в сибирскую стрелковую бригаду. Не имея военных знаний, желаю в короткий срок изучить военную специальность...». (слайд 17)

2: Сибирская дивизия замелькает на страницах газет всего мира, войдёт в военные учебники, донесения, станет стратегическим фактором войны – это явление духовного свойства, самый бесценный ресурс России воплотится в нём, и имя ему – сибирский характер. (слайд 18)

3: На экране вы видите наших земляков, удостоенных звания Героев Советского Союза за операцию по форсированию Днепра (Ахметрашит Аширбеков, Михаил Баранов, Прокопий Битюков, Александр Волохов, Анвар Калиев, Владимир Кармацких, Иван Корольков, Иван Мариков, Николай Маслов, Хамит Неатбаков, Роман Новопашин, Сидор Путилов, Константин Ражев, Василий Сысоев, Мартын Тепляков, Тимофей Чарков, Яков Черемнов, Николай Чихарёв). (слайд 19)

В этой битве, проявив массовый героизм, советские войска разгромили 118 немецких дивизий, нанеся поражение основным силам группы армий «Юг» и части сил групп армий «А» и «Центр».

2: Битва за Днепр характеризуется примерами массового героизма бойцов и командиров. (слайд 20) Показателен тот факт, что за форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза (47 генералов, 1123 офицера и 1268 солдат и сержантов),  что больше, чем суммарное количество награждённых за всю предыдущую историю награды. Такое массовое награждение за одну операцию было единственным за всю историю войны.

3: Всего в Битве за Днепр участвовали более 2,6 миллиона человек, 2400 танков, 2850 самолетов. (слайд 21) Не вернулись с поля боя более 400 тысяч солдат, более миллиона – умерли от ран.

1: Виктор Астафьев, очевидец форсирования Днепра, писал: «А пулемёты секли и секли, поливали разноцветными смертельными струйками. Хватаясь друг за друга, раненые и те, кого ещё не зацепили пули, вязанками шли под воду, река бурлила, вздрагивала от человеческих судорог, пенилась красными бурунами.

Количество погибших было таким, что не всех удавалось даже хоронить по-человечески. Очевидцы тех боёв вспоминают жуткие детали: вода в Днепре в те дни была буро-красной от человеческой крови и солёной на вкус: «Густо плавали в воде трупы с выклеванными глазами, начавшие раскисать, с лицами, которые пенились, как будто намыленные, были разбиты снарядами, минами, изрешечены пулями… Сапёры, которых послали вытягивать трупы из воды и закапывать их, не справлялись с работой – слишком много было убито народу… А затем, за рекой же, продолжалось сгребание трупов, наполнялись человеческим месивом всё новые и новые ямы, однако многих и многих павших на плацдарме так и не удалось отыскать по балкам, похоронить», – писал Астафьев.

2: Зная, что впереди, каждый ждал этот бой –

Наконец-то пришел этот день, этот миг!

Ну, Днепр! Своею смертельной чертой,

Поделил нас на мёртвых уже и живых! (слайд 22)

3: В память о погибших бойцах объявляется минута молчания. (слайд 23)

2: В заключение нашего мероприятия ученики 5 и 6 классов дарят выполненную ими диораму нашему школьному Музею Трудовой и Боевой Славы.

1: Благодарим наших слушателей за внимание. Мероприятие, посвященное форсированию Днепра советскими войсками, окончено. Если у слушателей возникли вопросы, они сейчас имеют возможность их задать. Также мы будем вам благодарны за ваши отзывы, устные и письменные (в Книге отзывов Музея).

Презентация

Список литературы и интернет-источников

1. История Великой Отечественной войны, 1941-1945. М.,1963.

2. «Г.К. Жуков в битве за Днепр и правобережную Украину», В. Афанасьев – статья из журнала «Обозреватель», № 1 за 2010 год.

3. Конев И. С. Глава вторая. Битва за Днепр // Записки командующего фронтом. – М.: Наука, 1972.

4. http://www.world-war.ru/gospod-spas-pri-pereprave/

5. http://ru.wikipedia.org/ (различные статьи по соответствующей тематике)

6. http://pobeda.krskstate.ru/slava/part3_5

7. С.П. Ултургашев Пирятинская Краснознаменная. Красноярск, 1985.

Количество просмотров: 9817  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы