«День Пушкина» – проект по воспитанию навыков культуры поведения через включение в ролевую игру

 
 

Курант Наталья Ивановна,

директор МАОУ ДОД ДООЦ «Юный ленинец»

 
 
 

Прокопенко Оксана Павловна,

зам. директора по ВР МАОУ ДОД ДООЦ «Юный ленинец»

 

«День Пушкина» – проект по воспитанию навыков культуры поведения через включение в ролевую игру

Актуальность. Указом Президента РФ В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры» 2014 год в России стал годом Культуры. Главной задачей этого года министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский считает «разбудить» культуру в регионах.

Этот год предоставляет возможность перейти от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России.

Дмитрий Сергеевич Лихачев понимает под культурой, прежде всего, систему норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура в современном мире – это духовный фундамент государственности и патриотизма. Без подлинной культуры человек, попросту говоря, дичает, общество вырождается в стадо манкуртов, а государство утрачивает свою цивилизационную идентичность и притягательность для граждан.

Культурный человек – это тот, кто в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Именно так мы и должны воспитывать подрастающее поколение. По мере взросления ребёнка расширяется круг правил и норм поведения, усваивая которые он конкретизирует свои знания.

О том, что этикет воспринимается людьми как условность, начинаешь задумываться, когда понимаешь, что в данный момент, скажем, в России нет единого принятого обращения к незнакомому человеку. В автобусе, в магазине к женщинам практически любого возраста обращаются «девушка», к мужчинам – «молодой человек». Наряду с этим существуют обращения «сударыня», «госпожа», «барышня», которые практически не употребляются в прямом смысле – обращения к даме. Слово «гражданка» сразу наводит на мысль о стражах правопорядка, а «товарищ» – о Советском Союзе. Вот и обходятся сейчас безликими «извините» или «девушка».

Сейчас в России одновременно наблюдаются две крайности: этикет как модная тема (на полках книжных магазинов можно найти множество красочно оформленных изданий с подробными указаниями, как и когда что говорить, что делать в том или ином случае) и полное игнорирование этих знаний в жизни. Эта проблема прослеживается в последнее время очень четко. Выбор между «жить лучше» и «быть лучше», чаще всего решается в пользу первого. Поэтому созрела необходимость возвращения к тому времени, когда правила этикета ставились на  первый план, когда культура мышления и поведения воспитывалась с младенчества – в период Золотого века. XIX век можно назвать веком расцвета этикета в России.

Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим – склад мысли человека XIX века – все это присуще временам Пушкинской эпохи. В наше время многие правила этикета «золотого» века сохранились, осталось только выяснить какие и как их популяризировать. Самой славной личностью того времени, несомненно, является Александр Сергеевич Пушкин, поэтому этот день в лагере назван в честь него.

Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Универсальность поэтического мышления и самой личности А.С. Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной культуре слова: Пушкин поднял ее на уровень мировой.

В целях приобщения к прекрасному, расширения знаний об А.С. Пушкине, воспитания культуры поведения и знания этикета истории русской общественности XIX века проводится день А.С. Пушкина.

В этот день мы приглашаем всех окунуться в мир 19 столетия, подышать воздухом пушкинской поры.

Цель: сохранение культурно-исторического наследия страны путем включения детей в ролевую игру «День А.С. Пушкина».

Задачи:

1. Воссоздать атмосферу культуры 19 века.

2. Обучить детей правилам поведения в обществе.

3. Прививать навыки культурного поведения.

4. Воспитывать толерантное отношение к окружающим людям и явлениям.

5. Обогощать духовный мир детей.

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта – информационно-творческий;

По количеству участников – групповой, индивидуальный;

По продолжительности – краткосрочный;

По содержанию – культура поведения и общения ребенка;

По профилю знаний – межпредметный;

По характеру координации – с открытой координацией;

По уровню контактов – на уровне детского учреждения;

По типу объекта проектирования – социальный.

Пути и средства воспитания у детей культуры поведения и общения

Мероприятие

Время

Задачи

Утренняя встреча, посвященная ролевой игре «День А.С. Пушкина»

 С 10-00 до 10-30

Введение в ролевую игру «День А.С. Пушкина»

Воссоздание Пушкинской эпохи через костюмы и декорации

(все дети в лагере одеваются в стиле XIX-го века)

 

10-30 до 11-00

Включение образов ролевой игры

Школа благородных девиц

 

с 11-00 до 12-30

Обучение девочек правилам этикета времен XIX века

Школа Гусар

с 11-00 до 12-30

Обучение мальчиков правилам этикета времен XIX века

По страницам  «Юности честное зерцало»

17-00 – 18-30

Проверка и закрепление правил хорошего тона и поведения в обществе, полученных в школах.

Ужин в салоне Натали

19-00 – 20-00

Отработка навыков правил поведения за столом

«Пушкинский Бал»

20-30 – 22-00

Закрепление навыков культурного поведения в обществе

 

Ожидаемые результаты

В результате реализации  проекта:

будут созданы:

• методологические материалы для проведения ролевой игры «День Пушкина»;

• атмосфера общества и  культуры XIX века;

• условия обеспечения усвоения правил поведения в обществе и навыков культурного поведения.

будут обеспечены:

· рациональное и эффективное использование ресурсов детского лагеря;

· переход на современный уровень использования результатов мониторинговых мероприятий;

· эффективный летний отдых детей;

будут организованы:

· школы по обучению девочек и мальчиков правилам этикета;

· ужин в традициях XIX века;

· Пушкинский бал.

Оценка эффективности реализации проекта

Реализацию проекта можно считать эффективной, если  произойдут следующие качественные изменения:

- удовлетворенность всех участников проекта;

- повышение внутренней мотивации детей на соблюдение правил и норм поведения;

- повышение способности детей к восприятию культуры мышления;

- способность участников применять полученные навыки этики поведения XIX века в обыденной жизни;

- рост уровня профессионального мастерства в среде педагогов и вожатых.

Мониторинг

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).

Уровень воспитанности изучается на начало смены, для его определения мы использовали диагностическую программу М.И. Шиловой. При проведении диагностических процедур предлагается выделить четыре уровня (высокий, хороший, средний, низкий).

В качестве критерия воспитанности личности рассматриваются следующие показатели:

Показатели
воспитанности

Ответственное отношение к поручениям

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Долг и ответственность

Дисциплинированность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Бережливость

Простота и скромность

 

Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах:

Ярко проявляются

5 баллов

Проявляются

4 балла

Слабо проявляются

3 балла

Не проявляются

2 балла

 

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Результативность проведения дня Пушкина по первой смене показала незначительные критерии повышения уровня воспитанности. Во второй смене пока подведены итоги входящего контроля.

Рис. 1 Уровень воспитанности ребят на начало и конец  смены «Время выбрало нас»

На диаграмме наглядно видно незначительное повышение уровня воспитанности в пределах 1-2 %. Что подтверждает эффективность данного проекта.

Рис. 2 Уровень воспитанности ребят на начало смены «Сибирь – мой край родной»

Во второй смене также наблюдаются небольшое повышение уровня воспитанности. Реализация данного проекта имеет положительную динамику, что следует из мониторинговых данных, полученных путем самоанализа и тестирования ребят смены.

Методологическое обеспечение проекта

1. Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников// М.: московский рабочий, 1984 – 703 с.

2. Общегражданский этикет в России XIX веке [Электронный ресурс] // Медиваль. – Электронные дан. – Режим доступа: http://www.dances.nsk.su/library/etiket.html, свободный. – Загл. с экрана.

3. Основная информация и история этикета [Электронный ресурс] / Etiquete.okis.ru – Fenice. – Электронные дан. – Режим доступа: http://etiquete.okis.ru/servis.html, свободный. – Загл. с экрана.

4. Шевченко, Д. Взяли, понимаешь, манеры. [Электронный ресурс] // Русский Newsweek. – Электронные дан. – М., 2007. – Режим доступа: http://runewsweek.ru/society/8490/, свободный. Загл. с экрана.

5. Юности честное зерцало [Электронный ресурс] // История России. – Электрон дан. – Режим доступа: http://historysib-suti.narod.ru/petr10.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Количество просмотров: 4737  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы