«Культура родного края»

 
 

Пугина Елена Сергеевна,

начальник ЛДП МБОУ лицей № 185 г. Новосибирска

 
 
 

Шестакова Наталья Геннадьевна,

зам. начальника ЛДП МБОУ лицей № 185 г. Новосибирска

 
 
 

Смехова Наталья Петровна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирска

 

«Культура родного края»

(программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Лицей № 185)

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества».
Д.С. Лихачев

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Ежегодно для учащихся нашей школы проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно-значимая досуговая деятельность, отличная от типовой образовательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь – это возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь – это создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей.

Актуальность данной программы предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых.

Пребывание в лагере подарит детям весёлый отдых, общение и развитие, тренинги успешной коммуникации, а также участие в сюжетно-ролевых играх, квест-стопе.

В ЛДП отдыхают учащиеся 1-4 классов. Примечательно то, что третий год лагерь принимает дошкольников, будущих учеников нашей школы, для более успешной их адаптации в 1 классе.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации творческих способностей. Пребывание в лагере для каждого ребенка – не только время отдыха, но и время приобретения навыков общения со сверстниками и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Цель программы:

создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей через организацию досуговой деятельности по изучению культуры своего района, города, страны в рамках культурно-нравственного и патриотического воспитания, творческого развития,  укрепления здоровья .

Задачи программы:

Воспитательные:

– воспитание любви, бережного отношения, уважения к историческому и духовному наследию своей малой Родины: городу Новосибирску; Октябрьскому району;

– содействие формированию активной жизненной позиции школьников;

– создание условий для воспитания культуры общения между детьми разного возраста.

– создание условий для личностного развития каждого ребёнка;

– создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни.

Образовательные:

– создание условий для обогащения знаний ребят в области истории, экологии, окружающего мира;

– ознакомление учащихся с достопримечательностями нашего города,  его историческим и культурным наследием.

Развивающие:

создание условий для развития коммуникативных навыков в коллективе детей через творческую, самостоятельную, объединяющую деятельность в смешанных группах, используя приёмы самоуправления.

Оздоровительные:

создание условий для укрепления здоровья;

– вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

– обеспечение активного пребывания детей на воздухе.

Согласно концепции воспитательной системы МБОУ Лицей № 185 реализация программы осуществляется по принципам:

1. Принцип центрации предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Личность ребенка – главная ценность и основной объект заботы для воспитателя.

2 Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности. Воспитание эффективно, если оно нешаблонно и целесообразно.

3. Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Формы занятий

В ЛДП «Исток» предусмотрены следующие формы занятий:

·  креативные путешествия

· флешмобы

· конкурсы

· квесты

· просмотр кино и анимационных фильмов

· посещение театров, музеев

· мероприятия в школьной и районной библиотеке имени Л.Н.Толстого

· спортивные соревнования

· прогулки

Содержание программы

В нашей школе накоплен немалый опыт по оздоровлению детей в летний период. В 2014 году педагогический коллектив нашего лицея решил продолжать работу, начатую ещё в 2012 году, по изучению истории родного края. Ведь благодаря этой работе и родилось название лагеря «Исток» – «История на  отлично». Поэтому за основу взята программа лагеря 2013 года. Что  же мы можем предложить нашим детям  летом 2014 года?

2014 год объявлен годом культуры. Исходя из этого, в этом году мы будем рассматривать наш город с позиции: «Можно ли назвать Новосибирск культурной столицей Сибири?» Каждый воспитанник нашего лагеря должен решить для себя этот вопрос. Культура – это понятие многогранное, культурный человек – это, прежде всего, человек любящий и знающий свою Родину, историю своего края. Поэтому мероприятия этого года тесно переплетаются с программой 2013, но и имеют своё отличие.  Прежде всего,  мы «разбили» программу лагеря на четыре модуля: экологический, культурологический, оздоровительный и патриотический.

Культурный человек любит и бережёт природу своего края. Экологический модуль программы предполагает проведение досугово-развлекательных мероприятий экологической направленности, посещение «тихих» уголков родного города (парки и скверы), квест-игра «Урбоэкология», создание листовок и плакатов на экологическую тематику, мастер-классы экологических поделок из мусора и отходов в разных техниках. По истечению экологической недели детьми создаётся выставка «Экологическая жизнь Новосибирска».

Культурный человек ведёт здоровый образ жизни. Оздоровительный модуль программы предполагает: спортивные соревнования, квест-игру «Форд боярд», «Школу выживания», зарядку с Олимпийскими чемпионами, беседы врача, шахматный турнир и флешмоб в стиле mix fix. Да мало ли интересных и увлекательных дел можно придумать на спортивной неделе ЛДП? В программе уделено внимание эмоциональной среде ребёнка: посещение центра «Алиса» через коммуникативную игру, сенд-терапию, комнату психологической разгрузки, тренинги.

Культурный человек ценит и уважает свою Родину. Патриотический модуль включает: праздник русского языка с посещением парка Пушкина, брейн-ринг «Возвращение к истокам», «Флаг-шоу», посвящённое Дню России, акцию «Журавлики», приуроченную к Дню Памяти и Скорби, возложение цветов к Монументу Славы и посещение музея Пожарной охраны Новосибирска.

Культурный человек видит и умеет создавать красоту вокруг себя.

Культорологический модуль программы самый обширный. Самые красивые  и необычные дома города, арт-мастерская в картинной галерее, обзорная экскурсия по Новосибирску, слайд-шоу «Неизвестные памятники Новосибирска», литературная гостиная в библиотеке им. Толстого, креативное путешествие в музей «Сибирская Береста». В этом же модуле  мы запланировали форсайт-сессию «Детство-2030», посещение театров, экскурсий, викторины по произведениям известных детских писателей.

Чем хочется закончить сезон? Мы планируем создать буклет путешественника «10 мест Новосибирска, которые необходимо посетить», посвященный Дню Города.

Механизм реализации программы

1. Подготовительный этап  включает:

• подбор кадров;

• комплектование отрядов;

• разработку документации;

• работа с родителями, детьми;

• разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы;

• оформление лагеря.

2. Организационный этап   длится 2-3 дня и включает:

• сплочение отряда;

• формирование законов и условий совместной деятельности;

• подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

3. Основной этап занимает большую часть времени

 В лагере проводятся:

• мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей (подвижные игры на свежем воздухе, беседы врача по здоровому образу жизни);

• мероприятия по приобщению к спорту через средства физической культуры;

• ключевые мероприятия в рамках выбранной тематики.

4. Заключительный этап.

Социально-педагогический анализ результатов.

Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа отряда, награждаются наиболее активные участники.

Условия  реализации программы.

1. Нормативно-правовые условия заложены в нормативно-правовых обоснованиях создания программы летнего отдыха.

2. Кадровые условия обеспечиваются согласно штатному расписанию. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием полностью укомплектован необходимыми квалифицированными кадрами.

3. Педагогические условия предусматривают:

– соответствие направлений и форм деятельности целям и задачам лагеря;

– использование активных форм воспитательной работы;

– эффективное оздоровление учащихся в течение всей смены;

– единство педагогических требований в отношениях с детьми.

4. Методические условия предусматривают:

– наличие программы и планов работы лагеря;

– регулярное проведение методических семинаров;

– ежедневные планерки воспитателей с обязательным анализом прошедшего дня.

5. Материально-технические условия предусматривают:

– использование спортивного зала, библиотеки;

– наличие игровой комнаты;

– наличие необходимого спортивного инвентаря;

– наличие настольных игр;

– наличие фломастеров, красок, бумаги и других принадлежностей, необходимых для развития творческих способностей детей;

– наличие аптечки.

Ожидаемые результаты:

– включенность всех детей в деятельность на том уровне, который является наиболее комфортным для каждого ребенка;

– эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;

– приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;

– физическое и психологическое оздоровление детей;

– развитие познавательных интересов, патриотической и гражданской активности;

– самореализация в творческой и познавательной деятельности каждого ребенка, проявляющаяся в достижении определенных результатов в каком-либо виде деятельности.

Механизм отслеживания результативности программы

– включенное наблюдение педагогов;

– анкетирование и тестирование участников программы (детей, родителей, педагогов);

– книга отзывов для родителей;

– обсуждение итогов летней кампании на МО классных руководителей и на педсовете.

Материально-технические возможности учреждения

1. Классные кабинеты, оборудованные под отрядные уголки для детей с 7-12 лет, оснащенные видеотехникой.

2. Спортивный зал и спортивная площадка.

3. Конференцзал, оборудованный современной аудио- и видеотехникой.

4. Компьютерный класс.

5. Кабинет психолога.

6. Школьная библиотека.

7. Столовая.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей с социумом

Презентация

Количество просмотров: 9398  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы