Метод импринтинга в обучении английскому языку

 
 

Подковырова Евгения Валерьевна,

учитель английского языка первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Метод импринтинга в обучении английскому языку

Как любой преподаватель, я всегда искала что-то особенное, что позволило бы заинтересовать детей изучением английского языка, поднять их мотивацию к изучению предмета, который на первый взгляд, далеко не всегда необходим в повседневной жизни.

Вместе с коллегами мы создавали кружки, клубы, делали театральные представления. Все это очень интересно, порой забавно и весело, но мы очень часто сталкивались и сталкиваемся с проблемой неумения и боязни учащихся говорить на иностранном языке. Дети боятся сказать неправильно, сделать ошибку. Возникает вопрос, почему мы так неправильно распоряжаемся временем, ведь существует определенный возраст от 3 до 9 лет, когда мозг ребенка как губка впитывает всю информациюкоторая в него поступает.

В своих поисках методов и технологий, мы познакомились и начали применять эффективный метод обучения иностранному языку – метод импринтинга, автором которого является В.Н. Мещерякова и о котором мне бы хотелось рассказать в этой статье.

Прежде всего, что такое «импринтинг»? Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — восприятие первых (ярких, необычных) впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых и т.д.), запоминание и непринужденное воспроизведение.

Импринтинг — это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в сознании обучающегося, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.

Особенности методики В.Н. Мещеряковой.

Запоминание признаков иностранных слов, их произношение происходит в основном непринужденно. Исследователи отмечают, что наиболее благоприятный возраст изучения иностранного языка с учетом импринтинга, является возраст от 5-ти до 10-ти лет. Психологи характеризуют этот возраст как сенсибильный (или критический). То, что запечатлел ученик в этом возрасте, как правило, запоминается на всю жизнь.

Особенно актуальным является раннее обучение аудированию, с которого и следовало бы начинать обучение речи в целом. К сожалению, в большинстве предлагаемых программ аудированию уделяется второстепенная роль, а многие ученики просто игнорируют эти задания. Эффективное обучение навыкам аудирования живого беглого английского языка на CD дисках, а также в речи учителя при погружении дошкольников в языковую среду на уроке возможно, если преподаватель пользуется пособиями I LOVE ENGLISH.

При их создании автор:

– учитывал интересы детей этого возраста (аудиоматериалы носят музыкально-игровой характер);

– использовал при записи дисков носителей языка из разных стран (Великобритания, США, Австралия);

– придерживался принципа переноса цели на процесс (задания составлены таким образом, что английский язык является средством для выполнения какого-то другого задания);

– учел возможность участия в процессе обучения родителей (пособия включают в себя «Заметки для родителей»).

Эффектом раннего обучения аудированию является то, что дети рано и много начинают говорить на английском языке. Таким образом, говорение является естественным следствием того, что дети многократно прослушивают интересные аудиоуроки, а не результатом утомительных заучиваний.

Одним из явных преимуществ такого обучения говорению является тот факт, что дети, начинающие говорить после длительного этапа аудирования (что максимально приближено к естественному пути в овладении языком), не нуждаются в постановке английских звуков. Они сразу имеют хорошее произношение и часто начинают мыслить на языке еще до того, как начинают говорить.

Следующим этапом обучения по пособиям I LOVE ENGLISH является функциональное чтение, т.е. чтение с извлечением информации. Дети обучаются чтению только на хорошо знакомом языковом материале. Оно также является не самоцелью, а способом выполнения других заданий. Практика показывает, что дети обучаются читать не по правилам, а по аналогии. Поэтому для оптимизации процесса обучения чтению автор предлагает технологию цветочтения.

Осваивать письмо дети начинают одновременно с процессом овладения чтением. Однако традиционные формы контроля знаний, такие как диктанты, в этом возрасте недопустимы. Основы письма закладываются в игровой форме. Дети разгадывают кроссворды, составляют слова из букв и т.д.

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. Многие взрослые, на практике поняв, с каким трудом дается овладение иностранным языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы иноязычной речи в тот период, когда его мозг еще обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки.

Авторская методика обучения английскому языку Валерии Мещеряковой имеет определенные методические принципы.

Основная задача методики – создать в мозгу ребенка образ основных структур языка. Поскольку в данном возрасте речевые механизмы еще не полностью сформировались, и действует механизм импринтинга, наиболее эффективным представляется естественный путь создания образа языка у ребенка — через многократное прослушивание отрабатываемых структур.

При разработке программы автором учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей. В первую очередь, автор ориентировался на непроизвольность памяти и внимания, способность к импринтингу и на игру как на основной вид деятельности. На основе анализа возрастных особенностей были сформулированы следующие методические принципы.

1. Принцип комфортности.

2.Принцип «погружения» в языковую среду.

3.Принцип общего развития ребенка посредством иностранного языка, раскрытия его творческих способностей.

4. Принцип «естественного пути» в овладении языком.

5. Принцип минимакса.

6. Принцип активизации основных каналов восприятия.

Большая часть принципов коррелирует с концепцией образования О.А. Куревиной — Л.Г. Петерсон. «Концепция образования: современный взгляд». Рассмотрим их подробнее.

Принцип комфортности. Чем более комфортны условия на уроке, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребёнка общаться с вами, а следовательно, отпадёт необходимость в использовании им речи. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, они должны: не утомляться сверх меры; быть раскрепощёнными; сохранять заинтересованность. Чтобы дети не уставали на протяжении всего занятия, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр и заданий. При проведении занятий мы настоятельно рекомендуем рассаживать детей не за парты, а на стулья, расставленные полукругом на свободном пространстве. Это позволяет детям беспрепятственно вставать на уроке для участия в подвижных играх.

Помимо игр, каждый урок включает в себя 2-3 паузы — разминки.

(Например, можно использовать считалочку:

Walking, walking, walking, walking!

Hop,hop,hop!hop,hop,hop!

Running, running, running!(2р)

Nowlet’sstop!(2р)

или песенку:

This is a bear, This is a hare,This is a dog and,This is a frog,This is a car,This is a star,This is a ball ,and this is a doll.

При проговаривании стихов и пропевании песен следует сопровождать их движениями.

Учитывая тот факт, что у большинства детей в этом возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным вниманием, считаем целесообразным частую смену видов деятельности. Это делает уроки максимально насыщенными и даёт учителю возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление дисциплины. Сменой видов деятельности считается не только переход от сидения к активным играм и наоборот, но и чередование различных заданий и демонстрационного материала.

В среднем каждый урок состоит из 12-16 пунктов. При длительности урока 40-45 минут, это означает смену деятельности каждые 2-3 минуты. Однако, отталкиваясь от непроизвольности детского внимания, мы уделяем большое внимание развитию умения концентрировать его. Этому способствует наличие в программе большого числа развивающих игр.

Например,игра “How many?”

Учитель начинает задание со слов: «Интересно, сколько игрушек в классе (на столе, в коробке…)? Я попробую отгадать, а вы, если я угадала, говорите «Yes», сопровождая кивком головы,а если не угадала, “No”. Let’sstart.

How many toy sare here? One? – No, Two? - No, Three? -No, Four? - No, Many? (руки широко ) -Yes! Many! Many!(жест руками в стороны)» и т.д.

Игра «Is it…?»

Учитель: «Let’s play a game! Come up to me! Я отвернусь. Ты выбери игрушку и покажи ее ребятам, а я попробую отгадать, что это за игрушка! (учитель отворачивается). Когда будете готовы, ответите мне дружно: «Yes»  Are you ready? Yes or no?». Учитель поворачиваетсякдетям: «Is it abear?»Дети: «No! It is no ta bear!/Yes, it’s a bear”

Игра «Bag»

Учитель: «Интересно, что это за сумочка у Незнайки (зайки, медвежонка…)? Let me have a look at the bag! This is a good bag! This is a red bag! -What’s there in the bag? –That’s asecret! Guess! –Секрет! -Этоинтересно! Попробую угадать! Is it a…..bear?» Учитель произносит первую часть фразы, предлагая детям закончить ее. Некоторые ученики уже на первом уроке называют игрушки. Если дети молча показывают жесты, учитель озвучивает их сам: «No, it is no tabear! I don’t know, I give up(при слове «I», учитель показывает на себя,«give up» - поднимает руки вверх) Вы тоже сдаетесь? Давайте скажем это ручками «I give up!» (дети повторяют жест учителя) – This is a picture(a bear…) –A picture? Let me have a look at the picture! Yes!This is a picture! What’s this? This is …(a bear, a hare ,a dog ,a frog)» Дети заканчивают фразу.

При применении этой методики, для достижения максимального результата необходимо соблюдать следующие правила:

Правило №1. Говорить только по-английски! На первых же уроках это правило необходимо оговорить: «Ребята! На уроке английского языка мы должны говорить только по-английски! Мне иногда можно будет переходить на русский язык, но не больше, чем на одну минуту. А если вам что-то захочется сказать по-русски, подойдите ко мне после урока, я вас выслушаю».

Позже, это правило напоминается периодически при необходимости: «Don’t speak Russian!», «This is the English lesson! Don’t speak Russian at the English lesson!», «If you want to speak Russian, speak Russian after classes!» Практика показывает, что к 3-ей учебной неделе общение на русском языке практически прекращается, а к концу первой четверти у большинства детей возникает психологический запрет на русскую речь на уроке, что стимулирует потребность в выражении мысли на английском языке.

Правило №2. Командует водящий! Как правило, это учитель, но если вы играете в школу и уже успели сказать фразу: «I’m not ateacher! I’m a little girl! You are the teacher now!», сидите как мышка и изображайте ученика. В игре не может быть двух водящих! С этого момента проблема продолжения игры всецело возлагается на плечи нового водящего-ученика в роли учителя. Единственное право, которое Вам остается, это …. (см. информацию в методическом пособии).

Правило №3. Не делать длинные паузы. Дети не переносят пустоты, и если на уроке возникнет пауза, они обязательно заполнят её собой. Если ребёнок не отвечает на вопрос сразу, не следует уговаривать его «подумать». Учитель должен серией наводящих вопросов выяснить, что именно вызвало у ребёнка затруднение при ответе, а если «разговорить» его так и не удаётся, лучше обратиться к другим детям или самому дать правильный ответ.

Правило №4. Добровольность участия в игре. Заставить ребенка играть так же сложно, как и заставить его учиться. Учителю следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на уроке.

Как же заставить детей подчиняться правилам и неотрывно следовать за вами в течение всего цикла обучения? Для этого необходимо знать, какие мотивы являются источником активности и заинтересованности учащихся. Автором выделяется 6 основных мотивов, способных активизировать деятельность учащихся данной возрастной группы:

1. Принцип комфортности (стремление к предметной манипуляции, эмоциональный мотив, мотив подражания взрослым, нравственный мотив, познавательный мотив)

2. Погружение в языковую среду. Принцип деятельности у Куревиной — Петерсон подразумевает «открытие» ребёнком нового знания. Основным видом деятельности ребёнка на уроках иностранного языка является речевая деятельность. Следовательно, можно сказать, что при обучении иностранным языкам под «открытием нового знания» подразумевается способность достичь взаимопонимания иными средствами, нежели родная речь. Каждый новый акт взаимопонимания можно расценить как «открытие». Стимулировать детей к этим открытиям может только погружение в языковую среду вплоть до полного запрета на использование родного языка.

Начиная с 3-ей учебной недели уроки практически полностью ведутся на английском языке, за исключением тех немногих моментов, когда использование родного языка помогает создать необходимое эмоциональное напряжение).

Помните, что для детей Вы являетесь носителем языка. Чтобы у ребенка возникло желание с Вами говорить, необходимо дать ему понять, что Вас в первую очередь волнует не форма высказывания, а ваше с ним взаимопонимание. Например, если ребенок на вопрос: «What’s there on the table?» , отвечает кратко: «A bear!», непременно выразите свое одобрение кивком головы, улыбкой или кратким «Yes!». Ведь главное то, что он понял Ваш вопрос и, между прочим, правильно на него ответил (в краткой форме). Произошло взаимопонимание! Заострите на этом внимание, но после этого непременно дайте полный правильный ответ: «There is a bear on the table!» Созданию на уроке атмосферы полного взаимопонимания способствует беспереводная семантизация.

Учитель должен помнить, что перевод с одного языка на другой затрудняет создание образа языка и замедляет реакцию ребенка. Автор предлагает следующие способы беспереводной семантизации.

Рассмотрим проблему взаимопонимания. Полное взаимопонимание происходит, если вопрос воспринят и реакция на него адекватна. В этом случае ученик и учитель находятся как бы на одной ступени лестницы знаний.

Теперь представим себе, что на свой вопрос учитель не получает ответа. Это говорит о том, что ребенок еще не добрался до той ступени, на которой учитель ожидал его увидеть, учителю для достижения взаимопонимания необходимо спуститься на определенное количество ступеней. И тут учителя поджидает соблазн скатиться к самому подножию лестницы — фонетической отработке, т.е. просто предложить ребенку повторить правильный вариант. Что делать?

Выбор за учителем, либо подсказать ребенку, или довериться его интуиции, поверить в него и попробовать выйти из этого положения, чтобы ребенок чувствовал себя победителем, пусть маленьким, но победителем!

3. Общее развитие ребенка посредством иностранного  языка, раскрытие его творческих способностей. Развитие происходит в деятельности, сначала в игровой, которая постепенно переходит в учебную деятельность, что обеспечивает комфортное будущее в школе.

4. Естественный путь владения языком. Овладение языком в данной методике не является самоцелью, а средством необходимым для общения с остальными детьми и участия в играх.

5. Принцип минимакса.

Не существует детей с полным отсутствием языковых способностей. Если ребенок не говорит, это не значит, что он не понимает. Ведь и в жизни есть «разговорчивые» и «молчуны». Нужно терпение и больше говорить с такими детьми, и однажды количество перейдет в качество.

6. Принцип активизации основных каналов восприятия.

Зрительный канал (максимальное использование наглядности). Аудиальный канал (обязательное домашнее прослушивание аудиозаписей). Кинестетический канал (сопровождение песен движениями, жестами, пальчиковыми играми).

Методика Мещеряковой В.Н практикуется уже 20 лет в России и странах Ближнего зарубежья.

Желаю вам успехов!

 

Литература:

Мещерякова В.Н. Книга для учителя. Icansinggames. – Казань, 2011.

www.i-love-english.ru

www.smishlenok-club.ru/stati/10-metodiki-rannego-obucheniya-inostrannomu-yazyku

http://infomama.com.ua/threads/Методика-обучения-английскому-языку-В-Мещеряковой.23844/

http://englishfull.ru/deti/mesheryakova.html

Количество просмотров: 19422  

Комментарии

Интересный метод. Спасибо!
Евгения Валерьевна, благодарю за информацию и детальные материалы!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль и место инженерных знаний в структуре среднего общего образования
2. Формирование инженерной элиты российского общества в инновационном образовательном учреждении
3. Инженерное образование: от школы до производства
4. Инженерное образование – требование эпохи
5. Спецкурсы для будущих инженеров
6. Организация инженерного образования в условиях информационно-образовательной среды МБОУ СОШ № 4
7. Создание в МБОУ «Лицей № 136» условий для обучения одаренных детей по инженерно-технологическому направлению
8. Инженерно-технологический класс МАОУ «Лицей № 176»
9. Роль творческой, развлекательной и соревновательной составляющих в учебном процессе инженерного образования
10. Нетрадиционные формы проведения уроков физики в 9 инженерном классе
11. Внеурочный курс «Интеллектика» – один из способов развития познавательных процессов младших школьников при реализации ФГОС НОО
12. Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы)
13. Пропедевтика формирования проектной компетенции на учебном занятии в 3-м классе
14. «Гражданином быть обязан». Гражданское воспитание через уроки истории и обществознания
15. Организация работы над проектом: преимущества и проблемы
16. Организация занятий по постановке «особого английского звука» в группе совершенствования навыков устной речи (приложение к методике СНУР)
17. Метод импринтинга в обучении английскому языку
18. Эксперимент пятиклассников со словом как путь к пониманию
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Опыт применения современных образовательных технологий на уроках математики ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение многоуровневой развивающей игры «Инклюзив» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Методические особенности урока окружающего мира во втором классе по теме: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Урок русского языка по теме «Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии»: методические рекомендации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Опыт организации интерактивного взаимодействия студентов в ходе выполнения практической работы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы