Инженерное образование в современной школе: проблемы и перспективы

 
 

Скасырская Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования
Дома детского творчества «Центральный» г. Новосибирска

 

Инженерное образование в современной школе: проблемы и перспективы

Школа должна готовить своего воспитанника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы,
войдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия,
какое дает современная действительность,
и сумел верно, с полным самообладанием реагировать
на предъявляемые жизнью запросы.
П. Знаменский

Анализ публикаций зарубежных и отечественных ученых (Ж. Аллак, Ж. Делор, Дж. Дэниел, К. Митчем, А. Хунинг, В. И. Байденко, Б. Л. Вульфсон, Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, В. Д. Шадриков и др.) позволяет утверждать, что для решения всего комплекса экологических, демографических, энергетических, продовольственных, нравственных и других эволюционных проблем современному обществу нужна целостная, компетентная личность, способная к осуществлению сложных форм интеллектуальной деятельности и готовая с позиции духовно-нравственных установок и эмоционально-ценностного отношения взять на себя ответственность за складывающуюся мировую ситуацию. В этом контексте профессия инженера становится важнейшей по степени влияния результатов труда как на развитие экономики, так и на судьбы планеты и человечества, а его подготовка напрямую связана с цивилизационными процессами, что предполагает её постоянную эволюцию.

Желание объединить усилия для решения назревших проблем современности неизбежно порождает процессы интеграции в системе профессионального образования. Для того чтобы Россия могла эффективно развиваться и на равных конкурировать с другими странами в условиях глобализации и усиления интеграционных связей, она должна готовить специалистов, способных легко влиться в интеллектуальную среду того или иного государства и адаптироваться в ней, специалистов, готовых налаживать и развивать взаимовыгодные контакты на профессиональном уровне со своими зарубежными партнёрами, а также доказывать в условиях всё возрастающего мирового соперничества конкурентоспособность российской системы инженерного образования.

На фоне глобализации экономики и мировых тенденций к объединению интеллектуальных, финансовых и иных усилий в решении стоящих перед государствами и человечеством проблем российская система инженерного образования не может развиваться изолированно, и потому процесс её интеграции в мировое образовательное пространство – жизненная необходимость. На помощь в решении этой проблемы приходит школьное образование.

В последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в основе которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на поддержание и развитие инженерного образования. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся, в экономических механизмах, в сфере образования и даже в теории и методологии современного образования.

В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, синтезирующей научные знания математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Получается, что «Технология» – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой, знакомит обучающихся с различными типами профессий.

В Доме детского творчества «Центральный» в рамках профориентационной работы со школьниками в настоящее время реализуется ряд рабочих программ, направленных на профессиональное самоопределение учащихся 8-11-х классов. Программы реализуются в форме сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования. Такое сотрудничество позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в ряду которых взаимодействие педагога дополнительного образования с представителями образовательных учреждений (средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, детские дома, специализированные школы). 

  

Сетевое взаимодействие, созданное нами, опирается на следующие позиции:

– сеть создается и удерживается общей проблематикой, интересной всем членам сети – заинтересованность в освоении профессиональных навыков существует как у преподавателей начального и среднего профессионального образования (потребность в кадровом обеспечении), так и у педагогов общего образования, а также у обучающихся (профессиональное определение в дальнейшей жизнедеятельности);

– каждый из сетевых узлов предполагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения, при этом применяются другие сетевые узлы в качестве дополнительного ресурса (начальное и среднее профессиональное образование предлагают «виртуальные» экскурсии, информационные семинары и др.).

При таком сотрудничестве мы всегда помним, что, как любой рынок, рынок образовательных услуг изменчив. Ежегодно открываются новые профессиональные учебные заведения, факультеты; изменяется перечень специальностей, по которым можно получить образование, условия поступления, содержание вступительных испытаний и много другое. В многообразном рынке образовательных услуг наиболее устойчивой частью являются уровни профессионального образования. С представителями данных уровней нами ведется активная работа, направленная на организацию в рамках рабочих программ профориентационной направленности профессиональных проб. В рамках данной работы нами налажено взаимодействие с учреждениями начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи), среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, специализированные училища), высшего образования.

Проведение занятий в форме посещения учебного заведения с возможностью «попробовать» себя в той или иной профессии или специальности – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении. Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности занятия, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.  

  

Профориентационная работа в целом решает комплекс социально-экономических, психолого-педагогических задач и включает следующие направления:

– профпросвещение – сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку;

– профвоспитание – развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, трудолюбия и т.п.;

– профдиагностику – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности с целью профориентации, профотбора, повышение эффективности обучения и воспитания;

– профактивизацию как создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

– профконсультации – взаимодействие педагога и обучающегося по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития, формированию или изменению имеющихся социально-психологических установок.

   

В рамках профориентационной работы нами организуются мероприятия рекомендательного характера по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях и требованиях к соискателю рабочего места, особенностей и способностей выбирающего и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности.

Решение проблемы профессионального самоопределения позволяет нам надеяться на получение эффективного конечного результата – сформированности у обучающихся:

– внутренней готовности к самостоятельному построению перспектив собственного жизненного развития (адекватного выбора жизненного пути);

– умения находить личностно-значимый смысл в конкретной профессиональной деятельности (мотивации к избираемой профессии).

Что ж, будем пробовать, будем ошибаться, будем учиться – будем учить! Наверное, с нас будет вести отчет новая система образования, отвечающая запросам времени и общества. Не самая плохая миссия современных педагогов!

Литература

Самойлов Л. П. Инженерное образование в современных условиях: проблемы и перспективы. – http://www.volpi.ru/files/publications/L__P__Samojlov_Inzhenernoe_obrazo...

 
Количество просмотров: 14535  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы