Участие в конкурсах педагогического мастерства – дополнительный импульс творческого саморазвития педагога

 
 

Михейченко Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования
Центра внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

 

Участие в конкурсах педагогического мастерства – дополнительный импульс творческого саморазвития педагога

Я работаю педагогом дополнительного образования на базе Детского дома № 9 по программе «Изостудия в детском доме». В творческом объединении «Цвета радуги» дети, лишенные попечения родителей, учатся рисованию, живописи, работе с бумагой. У детей наблюдается задержка психического развития, им особенно полезно знакомство с народным искусством. Педагог Т.Я. Шпикалова отмечает праздничность, мажорность народного искусства, отражающие полнокровное, оптимистичное восприятие окружающего мира. В объединении, которым я руковожу, дети рисуют дымковские, филимоновские игрушки, пробуют лепить по мотивам народных глиняных игрушек, изучают особенности семеновской матрешки.

 

Работы детей творческого объединения «Цвета радуги» принимали участие в различных художественных конкурсах для детей: «Моя будущая профессия», «Как прекрасен этот мир», «Дикие животные нашего края», «Мир без атомных катастроф», «Космос и я» и др. Случалось, работы детей нашего объединения удостаивались дипломов конкурсов в различных номинациях. Как руководитель творческого объединения на базе Детского дома, я имею грамоты Главного управления образования мэрии г. Новосибирска.

Будучи педагогом ЦВР «Галактика», как и другие мои коллеги, я не единожды выступала на педагогических советах учреждения, проходила курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, участвовала в выставках художественного творчества педагогов, в конкурсе мультимедийных презентаций, в конкурсе снежных скульптур. Но мое дальнейшее развитие как педагога сдерживало наличие собственных семейных проблем и сложность работы с детьми без семьи, отсутствие их заинтересованного отношения к жизни.

Началось реформирование российской системы образования, системы детских домов. Появился дополнительный стимул к передаче своего педагогического опыта, накопленного во время работы со сложными категориями детей. Вместе с другими педагогами района я подала заявку на участие в III фестивале художественного творчества работников образования города Новосибирска. 23 сентября в Доме учителя состоялся литературный вечер для лауреатов фестиваля в номинации «Литературное творчество». Писатель Михаил Щукин поздравил победителей, в том числе и меня.

Эссе, вышедшее из-под моего пера, называлось «Профилактика межнациональных конфликтов. Фантазии педагога дополнительного образования».

Профилактика межнациональных конфликтов
Фантазии педагога дополнительного образования

Уж сколько раз твердили миру, что профилактика заболеваний эффективнее, чем их лечение, а «воз и ныне там». Я говорю о такой болезни общества, как межнациональные конфликты. Когда взрослые люди одной национальности винят в своих бедах не устройство общества и даже не конкретного человека, а целый народ другой национальности, а бывает что и драку, войну с ним затевают. В общем, ведут себя как дети, проявляют «деструктивную агрессию». Политики начинают активно «выполнять миротворческую миссию», «бороться с терроризмом», а средства массовой информации освещают ход этой борьбы.

Проведение мудрой политики в сфере образования привело бы к тому, что предрасположенные к межнациональной вражде индивидуумы переболели бы этой болезнью в раннем возрасте и в более легкой форме. Да еще и иммунитет приобрели, как к ветряной оспе.

Для меня, как педагога, ребенок любой национальности интересен и любопытен. Дети, как полевые цветы в букете, чертами своей внешности и характера дополняют друг друга, создают гармонию. И любые задачи им по плечу, если они дружны.

Многие из городских детей, часто под влиянием взрослых, позволяют себе высокомерное отношение к приезжим, особенно, если у тех темная кожа, узкий разрез глаз, и общаются они между собой на другом языке. Повзрослев, они могут избавиться от этого предрассудка, а могут навсегда сделаться нацистами. А ведь не так уж и давно в многонациональном Советском Союзе существовали хорошие наработки межнационального общения, знакомства с культурами разных народностей.

Что же я предлагаю делать сейчас? Существует метод обучения с погружением. Например, когда в детском саду изучают тему «Море», то на завтрак подают печенюшки в виде рыбок, воспитательницы одеты в тельняшки и бескозырки, а на стене огромное изображение корабля. На занятиях говорят о китах, рисуют осьминогов, разучивают стихи о море. После занятий играют в игру «Море волнуется: раз…», на обед едят рыбу. Замечательно, если есть возможность провести занятие в бассейне. А следующий день можно провести под знаком космоса и надеть на воспитательниц скафандры.

Предлагаю систематически, в обязательном порядке, на целый день, а то и на неделю, погружать детей в изучение истории и культуры народностей, которые составляют русский народ, а также истории и культуры народностей ближнего зарубежья. Начинать следует с изучения традиций тех народов, представители которых работают в наших городах, так называемые «гастарбайтеры».

Традиции татар, чукчей, эвенков, якутов, таджиков, киргизов, монголов и других наших ближайших соседей не менее экзотичны и интересны, чем культуры Древнего Египта, Древней Греции, Японии, Индии, индейцев Майя, элементы которых используют в рекламе своей продукции предприимчивые дельцы. Казахи, например, это потомки древних скифов, о золотых украшениях которых много говорят. У кочевых народов замечательные изделия из войлока, выразительный, лаконичный орнамент. Русский народ многое заимствовал у других народностей, даже русский самовар имеет азиатское происхождение. Культуру еврейской нации тоже следует изучать вместе с детьми, чтобы, став взрослыми, они не обвиняли «жидов» во всех бедах России.

Накануне празднования 70-летия Великой Победы вспоминается, что в рядах освободителей Европы было много представителей многочисленных народностей Советского Союза, надо неустанно говорить об этом детям.

В Новосибирске существует много национальных диаспор, ведь город стоит на перекрестке торговых путей, здесь много переселенцев. Наиболее сильные диаспоры: украинская, белорусская, татарская, еврейская, немецкая, азербайджанская. Они изучают русский язык и традиции, но и свои традиции стараются передать молодым, проводят национальные праздники, участвуют в городских мероприятиях. Большинство детей с русской фамилией говорят только на русском языке (и чуть-чуть по-английски), не знают истории и традиций своих предков. Однако они снисходительно и несколько презрительно относятся к таджикам, киргизам и другим выходцам из Азии, которые выполняют за скромную плату физически тяжелую работу. С этим нельзя мириться, это от того, что дети не знают историю и не понимают культуру народов Средней Азии. Им неизвестно, что в годы Великой Отечественной Войны не только Западная Сибирь, но и братские республики Средней Азии гостеприимно принимали эвакуированных мирных жителей Центральной части России. Когда российские дети говорят о Великой Отечественной войне, то врагов они называют «немцы», а не «фашисты». Задача педагогов объяснить им разницу, рассказать о неразрывной связи русской и немецкой нации, о женитьбах русских царей на немецких принцессах, о правлении Екатерины II (немки по происхождению), о существовании в России целых деревень обрусевших немцев.

Другие педагоги говорят мне, что когда они предлагают детям переселенцев надеть национальные костюмы и исполнить национальную песню или танец, они отказываются, боятся показаться смешными. Они сами уже отошли от своих исторических корней в сторону всеобщей урбанизации, глобализации, компьютеризации и стандартизации.

Это верно, если детей нарядят в необычные костюмы и выведут перед толпой в футболках, джинсах и кроссовках с пищащими мобильниками и смартфонами в карманах, они будут чувствовать себя очень неуютно. Но в том-то и дело, что нужно объявить обязательное всеобщее погружение в культуру каждой народности и хорошо поощрить за это. Сероглазые блондины, синеглазые рыжие, брюнеты, все будут, к примеру, в таджикских костюмах танцевать таджикский танец и петь по-таджикски. Естественно, наиболее выигрышно в этой ситуации будут выглядеть черноволосые и черноглазые дети, знающие таджикский язык. Это и будет создание «ситуации успеха» для детей из ближнего зарубежья, повышение их престижа.

Настала пора в школах и учреждениях дополнительного образования систематически, по порядку изучать традиции каждой народности, находящейся с нами по соседству. И тогда отступят трудности межкультурной адаптации. Инерцию стереотипного образования преодолеть трудно, но если мы не хотим погрязнуть в межнациональных разборках, мы этим займемся.

Претворение в жизнь хотя бы части предложенного будет естественным продолжением профессионального развития педагога. Однако в условиях современного детского дома это невозможно вследствие быстрой смены детей в группе, их быстро отдают в приемную семью.

В этом году накопленный опыт пригодится при работе с детьми во вновь созданном творческом объединении «Игра воображения» на базе Молодежного шахматного клуба. С помощью занятий изобразительным творчеством буду стараться развить у учащихся эстетическое и творческое отношение к жизни. При разработке дополнительной общеразвивающей программы в план будут включены элементы изучения культур малых народностей России и ближнего зарубежья.

 

Имеются планы на отдаленную перспективу. Хотелось бы совместно с педагогом творческого объединения «Русские узоры» создать проект по изготовлению кукол в этнографически точных костюмах малых народностей России и Средней Азии. Также есть мечта принять участие в фестивале культур народов Средней Азии и малых народностей русского Севера. Хорошо бы попробовать встретить Новый год в традициях этих народностей.

В заключение добавлю, что собираюсь создать серию фоторабот об адаптации в нашем городе выходцев из Средней Азии для участия в следующем фестивале художественного творчества работников образования.

Количество просмотров: 7853  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы