Захарченко Елена Петровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада № 481 г. Новосибирска

 
Добрый день, дорогие наши читатели!

В суете предновогодних забот давайте на минуточку остановимся, оглянемся на уходящий год: чем он нас порадовал, удивил, к чему сподвиг?.. 2014 год в России назван Годом культуры, а значит, подводя итоги нашей образовательной деятельности, невозможно обойти тему «Культура в образовании». Или «Образование в культуре».

Культура и образование связаны между собой:

– общим объектом – человек культуры и образования;

– общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

– творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

– общими функциями – развитие, обучение и воспитание человека.

Эта взаимосвязь отражена и в задачах стандарта дошкольного образования, которые направлены на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни» и «формирование социокультурной среды» для развития ребенка. Процесс воспитания всегда считался одним из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире.

И процесс этот многогранный. С одной стороны, в детских садах ведется разнообразная деятельность, в результате которой ребенок входит в мир культуры (народной, художественной, физической и т.д.). С другой стороны, носителем культуры в дошкольном образовательном учреждении является, в первую очередь, педагог. Именно от его профессиональной, общей культуры во многом зависит личностное развитие дошкольников. На это нацелен и профессиональный стандарт педагога, принятый в 2014 году. В педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций сегодня придается большое значение формированию как корпоративной культуры, так и повышению профессионально-педагогической культуры каждого сотрудника. Это и курсы повышения квалификации, и разноплановые методические мероприятия и, конечно же, самообразование, которое приносит свои плоды, благодаря стремлению самих педагогов к самосовершенствованию. Именно результаты своих трудов, свои достижения и находки представляют педагоги на страницах нашей газеты. Интересного Вам чтения, дорогие наши читатели!

С наступающим Новым годом!

Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада

Якубенко Людмила Тимофеевна

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста

Живетьева Анастасия Владимировна

В настоящее время в нашей стране наблюдается возрождение интереса к традиционной русской культуре. На примере работы студии раннего развития «Первые шаги» МБОУДО ЦДО «Алые паруса» я вижу интерес со стороны родителей и детей к изучению фольклора, календарным праздникам, занятиям прикладным творчеством с традиционным компонентом (декоративное рисование, декоративная лепка).

Развитие речи у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность

Панкова Оксана Алексеевна

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Зарезенко Светлана Николаевна

В настоящее время большинство населения нашей Родины лишь поверхностно знакомо с народной культурой, и, как мне кажется, пора пересмотреть это отношение к великому прошлому нашей страны. А начинать обращаться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством необходимо уже в дошкольном возрасте. Еще В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребёнка.

Значение народной игрушки в жизни современных детей

Прокопьева Лариса Вениаминовна

Наверное, многим знакомо высказывание, так часто встречающееся в разных печатных источниках: «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». И сразу же сама задаю вопрос:
– А в каком случае можно считать детство незабываемым временем?
– Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки и интересные игры, в которые ты можешь играть с игрушками и друзьями.

Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Акимова Лариса Анатольевна

Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами задачу воспитания творческих, нестандартно мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Занятия творчеством делает ребенка богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще не известное. 

Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации

Данилова Ольга Анатольевна

Современная система дошкольного образования в России характеризуется целевой направленностью на гармоничное развитие ребенка. Специфика развивающего образования предъявляет особые требования к деятельности педагога: он становится основной фигурой образовательного процесса. При таком подходе роль педагога в образовании детей дошкольного возраста резко меняется: его задачей оказывается не столько научить ребенка тем или другим знаниям или умениям, сколько обеспечить развитие ребенка с помощью этих знаний и умений.

Проведение совместных мероприятий как одна из эффективных форм установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Гаголина Надежда Анатольевна

Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать положительные эмоции. Семейный праздник – это праздник вдвойне. А как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

«Как хорошо уметь читать»

Сафонова Надежда Валерьевна

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимают особое место в педагогике. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Цель ознакомления с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, – формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно-образованного человека.

Экология с самых ранних лет

Катюшина Екатерина Викторовна

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на новый уровень. Всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.