Библиотечное строительство в Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.)

 
 

Тимофеева Юлия Викторовна,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН

 

Библиотечное строительство в Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.)

Библиотеки являются, с одной стороны, важнейшим элементом культуры, с другой — показателем уровня ее развития. Поэтому изучение вопросов библиотечного строительства, создания и расширения библиотечной сети, комплектования книжных фондов, состава читателей и их требований может в значительной степени способствовать расширению и углублению наших знаний о культурном развитии страны в целом и отдельного региона, факторах, направлениях, трудностях и итогах этого развития.

Территориальные границы нашего исследования охватывают Западную Сибирь в пределах существовавших в изучаемый период административных единиц — Тобольской и Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. Эта территория совпадала, что очень важно для заявленной темы, с границами существовавшего в 1885–1917 гг. Западно-Сибирского учебного округа, ведь деятельность его учреждений и служащих, как будет показано ниже, играла большую роль в библиотечном строительстве региона.

При написании данной работы были использованы и делопроизводственные документы ведомств, статистические и законодательные источники, документы личного происхождения. Среди последних наибольшую важность представляют воспоминания великого сибирского мецената-просветителя Петра Ивановича Макушина, около полувека своей жизни посвятившего устройству библиотек в Томске и Томской губернии.

В конце XIX — начале XX вв. библиотеки были главным каналом проникновения книг в западно-сибирское село. Обусловлено такое положение дел было факторами как объективного, так и субъективного характера. К первым можно с полной уверенностью отнести нехватку денежных средств у части сельского населения, недостаточность развития стационарной книготорговли в деревне, отдаленность многих селений от городов, трактов, железных дорог, стимулировавших книжную торговлю, что делало сам акт покупки книги крайне затрудненным, а порой и просто невозможным. Ко вторым — психологическую неготовность тратить деньги на приобретение книг вообще или иных книг, кроме духовно-нравственных. Последнее во многом объяснялось тем, что статьи расходов, как правило, устанавливались старшими членами семьи, предпочитавшими литературу духовно-нравственного содержания, а в ведении хозяйства ориентировавшихся на «дедовские» — традиционные — методы. Однако модернизационные процессы, набиравшие в этот период времени силу в стране, сказались и на отношении к книге и ее покупке. Чаще стали приобретать развлекательную литературу, появился у селян спрос на «полезную» книгу, в основном по сельскому хозяйству, и периодические издания, на которые они теперь оформляли подписку.

С конца XIX в. по всей стране началось активное устройство библиотек. Одним из значимых импульсов, придавших библиотечному строительству определенный размах, значительную, в сравнении с предшествующим периодом, масштабность, стали изданные 15 мая 1890 г. «Правила о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними». Согласно им бесплатные библиотеки и читальни теперь могли открываться земствами, городскими и сельскими обществами, частными обществами и лицами с разрешения местного губернатора и по соглашению с попечителем местного учебного округа и местным архиереем. Новые правила основательно расширили возможности для реализации просветительских инициатив российской интеллигенции, как столичной, так и провинциальной, а также всех заинтересованных в просвещении народа лиц, в отвлечении его от пьянства, приобщении к культурному досугу. Содержащиеся в «Правилах» разрешения широкому кругу обществ и частных лиц инициировать открытие бесплатных народных читален способствовали мощному развертыванию библиотечной деятельности, в разы (а в отдельных местностях в десятки и даже сотни раз) увеличив число этих важнейших учреждений культуры.

В рассматриваемый период в селах Западной Сибири преобладали библиотеки двух типов: школьные и народные.

Согласно данным, выделенным Н.С. Юрцовским из Однодневной переписи начальных школ Российской империи 1911 г., в Западной Сибири общее число школ составило 3446, 2668 из них имели ученические библиотеки, в каждой из которой было в среднем 249 томов, при 260 школах были народные библиотеки с 47 книгами на каждую [4, с. 166].

Школьные библиотеки состояли, как правило, из двух отделов: учебной литературы и книг для внеклассного чтения. Со временем их все чаще старались дополнять литературой для учителей, в том числе специальной, например, методической. Книжными фондами школьных библиотек пользовались не только учащиеся и учащие (как тогда называли учителей). Заведующие сельскими школьными библиотеками старались не отказывать в выдаче книг для внеклассного чтения всем желающим. Кроме того, в рассматриваемый период были широко распространены домашние чтения для родных, соседей и даже односельчан, на которых один человек читал вслух для всех присутствующих. Последние же могли при этом заниматься каким-нибудь делом: прядением, вышиванием, починкой инвентаря. Таким образом, школьная книга становилась общим достоянием всех сельчан.

Народные библиотеки также предоставляли книги бесплатно всему местному населению без каких-либо ограничений по возрасту, полу, социальной, национальной, конфессиональной принадлежности. Книжные же фонды народных библиотек должны были, по идее, быть значительно шире школьных фондов, в том числе за счет большего наполнения отделов исторической, географической, этнографической, сельско-хозяйственной литературой. Это различие во многом объяснялось разницей в решаемых библиотеками задачах. К основным задачам народных библиотек инициаторы их создания относили содействие самообразованию народа, профилактику рецидива безграмотности (явления довольно распространенного в обозначенный период), отвлечение народа от пьянства и приобщение его к правильному и полезному проведению свободного времени.

Инициаторами устройства сельских народных библиотек довольно часто выступали учителя. Они же, как правило, становились заведующими библиотеками, принимая на себя эти обязанности добровольно и, за редчайшими исключениями, безвозмездно. Так, в 1914 г. учителя составляли в Томской и Тобольской губерниях соответственно 84 и 81,4% заведующих народными библиотеками, в Семипалатинской обл. — 77,5%. Исключение составляла Акмолинская обл., в которой среди заведующих библиотеками учителей было лишь 26,1% [подсчитано по данным: 1, л. 11–11 об., 18–18 об., 41–41 об., 48–48 об., 55–55 об., 63–63 об., 68–68 об., 89–89 об., 96–96 об., 103–103 об., 110–110 об., 117, 122–126 об., 148–148 об., 175–175 об., 181–181 об., 188–188 об., 218–218 об., 227–227 об., 273–273 об., 280, 285 об.]. В открытии и заведовании библиотек принимали участие и другие образованные или хотя бы грамотные селяне, прежде всего сельские и волостные писари, священно и церковнослужители, а также медицинские работники и иногда крестьяне.

Земских учреждений, обычно довольно активно занимавшихся устройством библиотек в своих губерниях, в Западной Сибири не было. В какой-то степени земская деятельность компенсировалась библиотечной работой разного рода обществ, прежде всего попечительств о народной трезвости и начальном (народном) образовании, православных религиозных организаций, но они и в центральной части страны с большей или меньшей энергией занимались созданием народных библиотек. Как и по стране в целом, в нашем крае значительную активность в библиотечном строительстве проявляли уездные комитеты попечительств о народной трезвости. Так, в 1914 г. в Западной Сибири им принадлежали 162 библиотеки, что составляло30,2% общего числа библиотек [подсчитано по данным: 1, л. 11–11 об.,18–18 об., 41–41 об., 48–48 об., 55–55 об., 63–63 об., 68–68 об., 89–89 об., 96–96 об., 103–103 об., 110–110 об., 117, 122–126 об., 148–148 об., 175–175об., 181–181 об., 188–188 об., 218–218 об., 227–227 об., 273–273об., 280, 285 об.].

Особенностью развития библиотечного дела в Томской губернии стало наличие общества, специализирующего свою просветительскую деятельность только на открытии библиотек и их продуктивной работе с читателями — Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии (далее — Общество содействия), созданного П.И. Макушиным. Этот местный книгоиздатель, книготорговец, поборник народного просвещения, меценат посвятил устройству библиотек свои доходы, время, энергию. Подводя итоги работы своего Общества, Макушин вспоминал, что «к 1919 г. Томская губерния имела 600 бесплатных библиотек, в коих находилось около 300 тыс. книг, число пользовавшихся книгами превышало 50 тыс. человек» [3, с. 41]. Таким образом, менее чем за два десятка лет Обществом содействия было открыто в губернии более полутысячи бесплатных сельских библиотек, что позволило Томской губ. выйти в безоговорочные лидеры по количеству библиотек среди других административно-территориальных единиц Западно-Сибирского учебного округа: Тобольской губ., Акмолинской и Семипалатинской областей.

Финансовую помощь устроителям народных библиотек в Западной Сибири оказывали столичные книгоиздатели и книгопродавцы, деятели и сторонники народного просвещения общероссийского масштаба. Среди последних — завещавшие на создание библиотек свои капиталы Ф.Ф. Павленков и Д.Д. Полубояринов.

Павленковские библиотеки в центральных губерниях России устраивали наполовину на средства из фонда, оставленного для этой цели меценатом Ф.Ф. Павленковым, и наполовину земством или же каким-либо благотворительным обществом. В нашем крае такую функцию брали на себя общества попечения о начальном образовании и Общество содействия, а иногда и сельские общества. К 1912 г. в Томской губ. было открыто уже 37 павленковских библиотек [2, с. 10].

Всего в 1914 г. в Томской губ. функционировало 233 народные библиотеки, в Тобольской — 171, в Акмолинской обл. — 44, в Семипалатинской — 89 [подсчитано по данным: 1, л. 11–11 об., 18–18 об., 41–41 об.,48–48 об., 55–55 об., 63–63 об., 68–68 об., 89–89 об., 96–96 об., 103–103 об.,110–110 об., 117, 122–126 об., 148–148 об., 175–175 об., 181–181 об., 188–88 об., 218–218об., 227–227 об., 273–273 об., 280, 285 об.].

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. ускорилось развитие библиотечной сети в крае. Библиотеки постепенно становились узнаваемым и востребованным у населения элементом социокультурной инфраструктуры западносибирского села.

Создание и показатели деятельности библиотек наглядно демонстрировали соответствие культурного развития Западной Сибири в рассматриваемый период общероссийским социокультурным процессам. Рост числа приговоров сельских и волостных сходов о необходимости открытия библиотек, а иногда и их финансировании, значительное увеличение количества библиотек (в десятки, а порой в сотни раз), рост грамотности населения и, соответственно, числа потенциальных и реальных читателей — все это и многое другое было характерно для страны в целом и отдельных ее территорий и свидетельствовало о поступательном развитии отечественной культуры в рассматриваемый период.

Библиографический список

1. Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3084.

2. Краткий очерк возникновения и деятельности Общества [содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губ.] за время его существования и отчет Совета Общества за 1910–1912 гг. —Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1912.

3. Макушин П.И. Из «Автобиографии» // Сибирская старина. — 2002.— № 19.

4. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Новониколаевск: Сиб. обл. гос. изд-во, 1923. Вып. 1: общий ход развития школьного дела в Сибири, 1703–1917 гг.

Количество просмотров: 16222  

Добавить комментарий

Target Image
1. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. «Золотая шайба». 2 часть ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Рожденные на берегах Оби» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Историографический быт в воспоминаниях сибирских историков второй половины XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы