Как воспитать культуру на уроках географии

 
 

Романова Антонида Михайловна,

учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска

 

Как воспитать культуру на уроках географии

География одна из самых древних наук. Это наука о Земле, о людях, живущих на ней, и не только… Пособием по географии является весь мир вокруг нас. Этот мир, как известно, очень уязвим. Сегодня на нашей планете много проблем, решать их необходимо постоянно и нам, и следующим поколениям. Чтобы их решать, необходимо с ранних лет воспитывать человека, формируя у него экологическую культуру, прививая социальную ответственность, развивая толерантность, посредством географических знаний воспитывать мировоззренческую позицию признания базовых национальных ценностей.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения в этом мире, а также осуществлять духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Потенциал географии по развитию этих качеств у школьников неограничен. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяют основные базовые ценности, которые должен воспитать учитель. Это: человек, семья, Родина, многонациональность, религия, труд, искусство, наука, природа. Формированию всех этих ценностей стараюсь уделять внимание. Умения: определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе, государстве, владеть культурными нормами и традициями закладываются на уроках географии.

Человеческая жизнь – ценность, она прочно связана с отношением к природе, среде обитания человека. Осознание личности должно начинаться с понимания того, что Земля – наш общий дом. Сегодня потребительское отношение к природе становится опасным явлением, ведёт к экологическим катастрофам для всего человечества. Потому-то в основе отношений между человеком и окружающей средой должно быть бережное отношение к природе. Ребёнок с детства должен понимать, что природа его питает, поддерживает его силы, поэтому он должен жить в единстве с природой, являясь её частью.

На уроках географии полезно говорить о произведениях Л.Н. Толстого, ведь он считал, что ребёнка воспитывает не только школа, но сама жизнь и окружающая среда. В его произведениях это находит отражение.

Несомненно, что через отношения к человеку и природе формируются такие ценностные качества личности, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие и прочие. Стоит вспомнить и известного французского писателя Жюль Верна. Он изучал страны в основном по книгам и картам и совершал необыкновенные путешествия в мечтах, сидя за письменным столом, сначала, будучи мальчиком, а в конце жизни – уже слепым стариком. Его книги: «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и другие рассказывают об удивительных приключениях и путешествиях и являются памятником любви автора не только к географии, но и к природе, миру в целом.

Интересны в целях географического пространственного и нравственного воспитания книги о жизни путешественников и исследователей природы: «Дневник пребывания на Новой Гвинее» Н.Н. Миклухо-Маклая, «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» Ч. Дарвина, «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева, книги о капитане Куке, Магеллане, о полярных исследователях Нансене, Амудсене, капитане Седове, Беллинсгаузене и др. Изучение подобной литературы возможно на уроках географии, истории и т.д. С этой целью можно использовать разнообразные средства географии.

Использую уроки разные по форме: игры, дискуссии, конференции, беседы и прочие. Сегодня школа ответственна за воспитание нравственных качеств, за формирование многополярного мировоззрения. Любой учитель - предметник обязан вносить свою лепту в культурное образование учащегося. Воспитание уважения к другим странам, народам начинать нужно с раннего детства, развивать в дальнейшем в школе через уроки и внеклассные мероприятия, чтобы противоречивая порой информация из СМИ была детьми адекватно понята, не порождала национализм, неуважение по отношению к другим народам. Таким образом, духовно-нравственное воспитание на уроках географии должно:

– предусматривать изложение содержания урока в понятной форме, выделяя нравственные аспекты по теме;

– прививать уважение к истории, традициям, культуре своего народа и народов мира;

– воспитывать любовь к своей малой Родине, к природе, земле.

Выпускник должен быть воспитанным человеком, а значит не только образованным, но и культурным, уважать себя и быть уважаемым другими. Изучая объекты природы, я постоянно прибегаю к литературе. Создать географический образ у учащихся мне помогают произведения русских поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, С. А. Есенина и др. Объекты и явления природы, описанные в поэзии, часто завораживают, развивают интерес к их глубокому познанию, создают творческую атмосферу в классе, стимулируют учебную деятельность. Такие уроки особенно актуальны в курсе физической географии с 5 по 8 класс при изучении тем «Рельеф Земли», «Горы и равнины», «Мировой океан», «Моря», «Реки и озера», «Атмосфера» и др.

В наши дни особенное внимание должно уделяться патриотическому воспитанию. Присоединение Крыма к России, настоящие события в Украине, разгул национализма, примеры жестокости и героизма необходимо обсуждать на уроках географии. Учащиеся должны получать ответы на вопросы и высказывать своё мнение. На уроках географии в 11 классе при рассмотрении историко-географического региона «Западная Европа» мы обсуждаем не только экономические вопросы, но и политические, разбирая события, происходящие сегодня. Я вижу тревогу в глазах своих учеников, но и гордость за свою страну. Дети стремятся знать всё о ней, о своей Родине. Сегодня, как никогда раньше, они с удовольствием знакомятся с героической историей страны с достижениями прошлого и настоящего, гордятся её просторами и богатствами, политическими взглядами и поступками России на мировой арене.

На уроках географии присутствует и региональный компонент. Учащиеся охотно знакомятся с историей своей малой Родины, области, города. Сегодня учащиеся с удовольствием черпают информацию из разных источников, составляют презентации, проекты, делятся ими на уроках с другими.

География – интересный и очень ёмкий предмет, в условиях ФГОС изучается с пятого класса. Усложнение происходит по траектории с 5 по 11 класс. Блок «География Земли» позволяет изучать закономерности развития компонентов природы и вооружает знаниями страноведческого характера. Уже в 5 классе на уроках географии учащиеся учатся уважать традиции, интересуются культурой населения стран мира, учатся уважительному отношению к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, осознанной доброжелательности к другому человеку.

В настоящее время приходится очень часто наблюдать недоброжелательность, агрессивность на улице, в школе, нетерпимость к людям иной национальности, культуры. Сегодня именно школа должна заниматься воспитанием толерантности у подрастающего поколения. Каждый учитель через свой предмет может и должен участвовать в становлении гражданской позиции школьника. Через систему географических знаний, используя различные способы деятельности, средства, которые имеются в арсенале географии можно и нужно знакомить учащихся с особенностями культуры, религии, традициями народов мира. Благоприятны в этом отношении темы: «Развитие географических знаний о Земле» в 5 классе. Через этот материал ребёнок приходит к пониманию, что в изучении и освоении мира участвовали люди разных стран и народов. Достижения и открытия их стали достоянием всего человечества.

Темы: «Человек – часть биосферы», «Всемирное наследие», «Природное и культурное наследие» в 6 классе позволяют развивать уважение к правам людей различных рас и национальностей, прививать чувства уважения, понимания к людям иной культуры. Учащиеся знакомятся с объектами природного и культурного наследия человечества, учатся ценить, беречь, охранять природу нашей планеты.

В курсе «География. Земля и люди», 7 класс, через содержание тем разделов «Человек на планете Земля», «Многоликая планета» дети познают особенности природы материков, знакомятся с чертами того или иного народа, религиями, видами хозяйственной деятельности, рассматривают общечеловеческие проблемы. Все эти знания ведут к осознанию единства, необходимости сотрудничества всех людей в решении проблем, ведь от этого, возможно, зависит будущее планеты.

Изучая Россию в 8 классе, рассматривая её природу, население и хозяйство, учащиеся приобщаются к изучению культуры, обычаев, традиций народов России. Разнообразная природа, которую воспевали писатели и поэты, изображали художники в прошлом, восхищает и вдохновляет по сей день. На этот материал необходимо опираться современному учителю на уроках географии.

Очень интересные уроки в 9 классе в разделе «Экономическое районирование» по темам: «Население и хозяйство Центральной России», «Народные промыслы России». На таких уроках есть возможность познакомить учащихся с миром профессий, которые отражают русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Эпиграфом такого урока могут служить слова: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

Знакомлю учащихся с видами декоративно-прикладного искусства. Дети с удовольствием узнают виды росписи: изучают Гжель, Дымковскую игрушку, Жостово, Хохлому, Палех. В завершение урока демонстрирую фильм «Дороги старых мастеров. Палех».

Курс «Экономической и социальной географии мира» в 10-11 классах завершает изучение географии в средней школе. С особым интересом старшеклассники изучают страны мира, развитие и размещение населения и хозяйства в них. Завершаем изучение региона, страны составлением «Визитной карточки», у каждого ученика она своя. Работа по отбору материала для «Визитной карточки» развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, культуру. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и природы, «Экономическая и социальная география мира» помогает выпускнику лучше понять современный этап мирового развития. Она учит пользоваться «языком международного общения» – географической картой, обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности. В целом, наука развивает географическую культуру, а географическая культура – это часть общей культуры человека.

Количество просмотров: 13942  

Добавить комментарий

Target Image
1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Опыт применения современных образовательных технологий на уроках математики ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы