Аввакумова Елена Викторовна,

учитель географии МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 
УМК «Сферы» по географии – средство формирования компетенций учащихся

Задача современной образовательной системы – не загружать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника – как навигатору получения знаний.

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он должен … быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о своей родине-России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального пользования.

2. Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

3. Развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

4. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

5. Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.

2. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

4. Воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам, патриотизма.

5.Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира.

6. Нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.

С комплектом УМК «Сферы» по географии я стала работать с 2008 года. Первый год использовала не весь комплект, так как были сложности приобретения. В последующие года стала включать остальные пособия.

Линия УМК «Сферы» включает в себя различные виды изданий для всех классов основной и средней (полной) школы, необходимые для рациональной организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методики преподавания географии в школе.

УМК «Сферы» сориентированы на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. УМК «Сферы» обеспечивает создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей, позволяя индивидуализировать процесс обучения.

Линия УМК «Сферы» по географии состоит из пяти учебно-методических комплектов для общеобразовательных школ:

География. Планета Земля. 6 класс

География. Земля и люди. 7 класс

География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс

География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс

География. Современный мир. 10 класс.

УМК «Сферы» по географии включает:

– Учебник

– Электронное приложение к учебнику (CD-ROM)

– Тетрадь-тренажер

– Тетрадь-практикум

– Тетрадь-экзаменатор

– Иллюстрированный учебный атлас

– Контурные карты (с заданиями)

– Методические рекомендации

Его основные качества:

– наличие полного комплекта пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность школьного географического образования; школьников на системное использование всех компонентов УМК на основе активных методик в обучении;

– единый методический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала;

– наличие «навигационной» системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими особенностями современных школьников;

– практическая направленность, способствующая использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.

При работе с УМК «Сферы» по географии я нашла плюсы и минусы и выбрала те пособия, которые целесообразно использовать.

Учебник. География – это предмет, который невозможно изучить только по учебнику. Чтобы хорошо знать географию, необходимо научиться получать информацию и из других источников, выполнять практические работы, вести наблюдения на местности. Темы в учебнике размещены на одном развороте, что удобно для учеников, не нужно листать и искать информацию, здесь же на полях размещена дополнительная информация и интересные факты по географии, плюс есть электронное приложение к учебнику.

На сегодня, это самый современный учебник, соответствует всем необходимым требованиям, с оптимальным объемом информации, с хорошим качественным иллюстративным материалом. Все виды заданий в учебнике сбалансированы. Фактических ошибок и неточностей не замечено. Для детей учебник интересен.

Тетрадь-тренажер помогает в освоении этого интересного предмета. Здесь представлены работы с картами атласа, работы, которые требуют анализировать различную информацию и проводить измерения, как это делают ученые-географы. Она предназначена для того, чтобы ученики могли потренироваться в выполнении всех видов работ, необходимых при изучении географии (тесты, работа с текстом, с картой, смотрим и думаем, считаем и сравниваем).

Работа в таких тетрадях сокращает время подготовки к уроку для учителя, уходит необходимость готовить дидактический материал (он есть у каждого лично), а также сокращает время выполнения работ учениками на уроке. Задания я даю небольшими блоками, так как большой объем сложно сразу выполнить.

Тетрадь-экзаменатор – пособие для проверки результатов обучения по курсу география в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Это проверочные работы, аналогичные заданиям ЕГЭ, и работы в форме вопросов. Значительное внимание уделяется проверке умений работать с различными источниками информации, поэтому многие задания включают рисунки, диаграммы, картосхемы. Это пособие я исключила, так как в тетраде-тренажере есть в конце каждой темы тестовое задание. Но сама использую для составления тестов и карточек.

Тетрадь-практикум с разработками практических работ по всем темам раздела с заданным алгоритмом их выполнения. Использование данной тетради ориентировано на применение теоретических знаний в практической деятельности, формирование умений составлять комплексные описания географических объектов и явлений, объяснять их особенности, оформлять результаты своей работы. Это пособие я исключила тоже, так как много заданий рассчитано на московские школы, и ребятам не понятно их выполнение. Из этого пособия я беру некоторые задания и самостоятельно составляю практические работы.

Учебный атлас и контурные карты – учебный атлас является составной частью УМК географии. Каждый тематический разворот атласа содержит комплекс взаимосвязанных информационно-методических материалов (основные и дополнительные карты, диаграммы, объемные схемы, слайды, иллюстрации), освещающих одну тему и обеспечивающих комплексный подход к подаче информации. Вся информация также размещена на одном развороте атласа, что облегчает работу учащемуся, при выполнении заданий не надо листать и сопоставлять карты. В контурных картах к каждой карте предлагается система заданий разных типов и уровней сложности, ориентированных как на закрепление основных географических знаний и формирование базовых навыков, так и на развитие аналитических способностей школьников. Но некоторые задания я исключаю.

Все пособия УМК имеют взаимосвязь друг с другом, это отображается сносками, в виде букв «А» – атлас, «У» – учебник, где указаны страницы, это облегчает работу ребенка.

Непременным условием профессиональной компетенции учителя является владение современными информационными ресурсами и информационными технологиями обучения. Информатизация образования – основной ресурс качества географического образования в школе. Основной ресурс потому, что таковы свойства цифровой информации: полноценное представление любых видов информации, мгновенное копирование, передача информации на любое расстояние, простота редактирования, «вечность».