Урок «открытия» нового знания на примере урока английского языка (по УМК Spotlight) для учащихся 6-х классов

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Урок «открытия» нового знания на примере урока английского языка (по УМК Spotlight) для учащихся 6-х классов

10 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Поскольку переход на новый образовательный стандарт осуществляется поэтапно, автору представляется, что данная статья может вызвать интерес у педагогической общественности, несмотря на то, что от начала перехода на новые образовательные стандарты прошло почти четыре года.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому главной методической целью урока  становится создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, т.е. от постулата «со знаниями к ученикам» мы переходим к стратегии «с учениками к знаниям». В данной стратегии учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; побуждает их к преобразующей деятельности и направляет коллективный поиск (т.е. ученики наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности);  создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

· уроки «открытия» нового знания;

· уроки отработки умений и рефлексии;

· уроки общеметодологической направленности;

· уроки развивающего контроля.

В данной статье хотелось бы подробнее обсудить критерии и структуру урока «открытия» нового знания и предложить читателям практический пример такого урока.

Деятелъностная цель урока «открытия» нового знания – это формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель – расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов.

 По требованиям технологии деятельностного метода урок «открытия» нового знания состоит из 9 этапов:

· этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

· этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;

· этапа выявления места и причины затруднения;

· этапа построения проекта выхода из затруднения;

· этапа реализации построенного проекта;

· этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

· этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

· этапа включения в систему знаний и повторения;

· этапа рефлексии учебной деятельности на уроке.

Если вести речь об обучении иностранному  (в нашем случае, английскому) языку, то представляется, что проще всего в соответствии с этой структурой построить урок «открытия нового знания», если речь идет об овладении каким-то новым грамматическим знанием, новой грамматической структурой. Но вот если речь идет об овладении новым лексическим знанием, либо новым способом практического применения этого знания, то при планировании урока и его реализации могут возникнуть сложности. Поэтому мы предлагаем пример поэтапного построения урока «открытия нового знания» для учащихся 6-х классов, обучающихся по УМК Spotlight («Английский в фокусе») по теме «Let’s cook» («Давайте готовить»). Цель урока: освоить новое умение – составлять письменный рецепт-инструкцию приготовления блюда на английском языке.

Итак, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе  учителю необходимо:

· организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

· организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);

· создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Как реализуем:

На интерактивной доске слайд с изображением еды (если нет интерактивной доски, можно использовать простой экран или плакат), учитель задает обучающимся вопросы и побуждает к предположениям о предстоящей теме урока:  Look at the screen and guess what we are going to talk about. (ожидаемый ответ: food) Do you like food? Do we need it? Do you have any favourite dishes? (Предполагается, что учащиеся ответят положительно, назовут любимые блюда.) Тогда меняем слайд (на нём должны быть изображены не просто отдельные продукты, а какие-то блюда или процесс приготовления пищи) и продолжаем: Look at the next slide and guess what the theme of our lesson is. (Скорее всего, среди ответов будет звучать: cooking) Продолжаем задавать вопросы, активизируя деятельность обучающихся: Do you like cooking? Can you cook? и т.д. Далее, для активизации других каналов восприятия и как некий мотивационный момент показываем коротенький тематический видеоотрывок (на нашем уроке это было коротенькое видео «Let’s Cook Chocolate Rotator Creator» взятое из Интернета: http://www.youtube.com/watch?v=0LI4lk-7Kt0), т.е. учитель создаёт  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») – мотивационный аспект. Учащиеся определяют первично тему урока и  личностное отношение к предлагаемой теме.

Затем открываем слайд с изображением овощей, фруктов и других продуктов, английские названия которых ранее изучались:  Let’s see what we have already known and what we can do. Can you name all these products? Ученики называют продукты, учитель констатирует: Well, you see, we know a lot of words. То есть ученики активизируют имеющийся в памяти словарный запас по теме, учитель актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 

Переходим к следующему этапу – актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Целью этого этапа является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо:

· организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

· зафиксировать актуализированные способы действия в речи и знаках (эталонах);

· организовать обобщение актуализированных способов действий и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

· мотивировать к пробному учебному действию;

· организовать самостоятельное выполнение пробного действия;

· организовать  фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного действия или в его обосновании.

Как реализуем:

На слайд выводим рецепт и просим перевести его: Now try and translate the recipe. Don’t use any helpers, only your skills and knowledge. (Мы на уроке пытались перевести рецепт «салата из курицы с сыром и грибами»: Курицу разрежьте на кусочки и отварите их в слегка соленой воде со специями. После этого охладите мясо и нарежьте кубиками. Сыр натрите на крупной терке. Маринованные грибы промойте и мелко нарежьте. Приготовленные продукты перемешайте, добавьте зеленый горошек, соль и все заправьте смесью сметаны с тертым хреном. Готовый салат украсьте зеленью.) Даем время на работу.

Затем спрашиваем: Who has manadged to do this? Who hasn’t done the translation? Why? What’s the problem? (Ожидаемый ответ: We don’t know  some words and don’t have any examples of recipies).

То есть учитель готовит и мотивирует учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,  происходит его осуществление,  во время которого ученики пробуют описать процесс приготовления салата из курицы. Очевидно, испытывают затруднения из-за недостатка активной лексики и отсутствия образца и, соответственно, далее происходит  фиксация индивидуального затруднения. И сразу же осуществляется переход в следующий этап – выявление места и причины затруднения, основная цель которого организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Вопросами: Why we can’t do this task now? What’s the problem? и т.п. учитель направляет учащихся к выходу в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Следующим этапом является  построение проекта выхода из затруднения. Основной целью этого этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

· сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

· предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

· определили средства для построения нового знания (с помощью чего?: изученные понятия, алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

· сформулировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Как реализуем:

Учащиеся при помощи учителя окончательно определяют цель урока – устранение возникшего затруднения (т.е. в данной случае: овладеть умением составлять рецепт приготовления блюда на английском языке), предлагают и окончательно согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели, т.е. алгоритм действий или эталон. У нас получилось следующее:

What we need to do to solve the problem

• Learn new words

• Read and learn the example

• Choose a dish

• Find in a dictionary the words which you need but don’t know or don’t remember

• Write our recipe following the example.

Далее необходимо реализовать построенный проект (в нашем случае – выработанный алгоритм действий). Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащимся нужно:

· на основе выбранного метода и в соответствии с планом реализовать построенный проект;

· при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

· применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

· зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

· зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Как реализуем:

Используя построенный способ действий, учащиеся возвращаются к решению исходной задачи, вызвавшей затруднение.  Т.е. сначала заучиваются необходимые слова (в учебнике это страница 90 упр.1); затем читают и понимают содержание рецепта-образца (в учебнике это стр. 90 упр. 2), затем выполняют исходную задачу (перевод описания процесса приготовления салата из курицы с грибами). В завершение, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Следующий этап – первичное закрепление во внешней речи – может включать в себя проговаривание, в ответ на вопрос учителя, какая информация обычно содержится в рецепте, можно также еще раз проговорить алгоритм написания рецепта.

Далее идет этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (составляют рецепт по образцу: упр. 2 стр. 90) и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном; учитель контролирует выполнение задания. Задание можно вывести на экран, можно дать разные рецепты по вариантам (или по группам) и устроить мини-соревнование для мотивации к более активной деятельности (т.к. к этому этапу урока уже накоплена некоторая усталость и возможно снижение активности в деятельности учащихся).

И остаются два последних этапа: включение в систему знаний и повторение, на котором учитель задает вопросы о применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (О чем еще в рамках данной темы мы с вами можем поговорить? Где мы можем применить полученные сегодня знания? Какие темы, связанные с едой, мы еще можем обговорить? и т.д.) и рефлексия учебной деятельности – этап, на котором обучающиеся оценивают собственную  учебную деятельность на уроке; соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

На нашем уроке рефлексию мы решили провести в форме определения уровня достижения цели урока (овладения новым знанием) каждым учащимся:

Для повторения и закрепления полученного знания может быть дано домашнее задание, как в форме репродукции (перевод какого-либо рецепта), так и в творческой форме (мини-проект), например, создание группой иллюстрированной книги рецептов.

Легко ли построить и реализовать урок, включив в него все необходимые этапы и уделив каждому из них достаточное внимание и определив достаточное количество времени? Конечно же, нелегко. И поэтому с нашей точки зрения, если урок – открытие нового знания – касается лексических тем, то лучше, если у вас сдвоенный урок. Тогда на этапе включение в систему знаний и повторение можно устроить соревнование между группами, не только какая из групп быстрее переведет рецепт, а и какая из групп создаст самый интересный рецепт и т.п. Но даже если у вас в распоряжении всего 40-45 минут,  немного подготовки и всё получится!

Количество просмотров: 26709  

Добавить комментарий

Target Image
1. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект «Как вырастить цветы?» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы