Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка

 
 

Сараева Анна Дмитриевна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево
Искитимского района Новосибирской области

 

Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэтому перед нами – педагогами – встает задача формирования у детей с самого раннего возраста основ экологической культуры. Ребёнку необходимо с ранних лет объяснять, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче.

В основу моей работы положен системный подход, направленный на формирование основ экологической культуры дошкольников, экологического мышления, умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, воспитанию готовности предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению природы. Такой подход в решении обозначенных проблем необходим для того, чтобы маленький человек постепенно готовился к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, наполненная противоречиями и проблемами (в т.ч. экологическими).

Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно. Для формирования основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка необходима насыщенная эколого-развивающая среда.

В нашем ДОУ такая среда создана. В группах, в помещении сада и на его территории она способствует обогащению жизненного опыта детей и их знаний о жизни растений и животных. Создан кабинет экологии в современном стиле, где есть всё необходимое для работы с детьми – учебная, рабочая, исследовательские зоны. В комнате природы более 200 комнатных растений, аквариум с рыбками, вольер с птицами, аквариум с водоплавающими черепахами, ручей, уголок релаксации, фитобар; собраны различные коллекции, сделаны макеты среза Земли, космоса, подворье и т.д. Имеется дидактический материал, видеотека для детей по просмотру дисков о природе, функционирует библиотека «Экологическая азбука». Составлен экологический паспорт МКДОУ. В группах в уголках природы мини-огороды, уголки экспериментирования, растения, природоведческая литература, д/игры, календари природы. В кабинете экологии оформлен уголок краеведения с картами, флагами и гербами поселка Линево, г. Искитима и г. Новосибирска и другим материалом.

 

На участке детского сада есть уголок леса, луга, цветники, огород, экологическая тропа с 15 остановками, тропа здоровья и недавно создан участок для исследовательской деятельности детей в природе «Лесная лаборатория».

Содержательность развивающей среды побуждает ребёнка к действиям, экспериментированию, познанию. Таким образом, созданная эколого-развивающая среда дает свои результаты, является одним из важнейших факторов, способствующих развитию экологической культуры детей, так как позволяет проводить с детьми интересную и разнообразную работу, осуществлять собственный поиск применения технологий, создавая баланс инициативы взрослого и ребенка.

 

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании активных форм организации экологического образования в детском саду:

– тематические занятия, занятия по краеведению;

– экологические экскурсии; эколого-оздоровительные походы;

– экологические кружки;

– экологические конкурсы, викторины;

– экологические акции;

– лаборатория юного эколога;

– экологические выставки и экспозиции;

– экологически музеи;

– экологические праздники, досуги;

– экологические сказки и др.

Традиционные природоведческие занятия я как бы «растворяю» в обычной детской деятельности. Провожу их в группах, кабинете экологии, на участке для исследовательской деятельности, в лесу, цветнике, используя творческие задания, проблемные ситуации, практическую работу, экспериментирование и т.д. Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения, формировать основы естественнонаучной картины мира.

Для более эффективной работы по экологическому воспитанию детей использую такие формы активного взаимодействия, как:

– «Неделя науки»: намечается план мероприятий, дни распределяются по темам («Воздух», «Вода», «Экосистемы» и т.д.) и прорабатываются в течение дня. Превращаясь в «ученых» дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения, готовят сообщения, совместно ищем ответы. В течение всего времени, в произвольной форме задаю им побуждающие вопросы: «А правда ли, что снег испаряется?», «Докажи, что елочка – это теплый дом» и так как они задаются не публично, то ребенок с удовольствием идет на контакт и дает более полный ответ.

– «Час чтения». Провожу по народным приметам ежемесячно, а также читаем природоведческую литературу: журналы «Свирелька», «Юный натуралист». Предлагаю детям самим выбирать материал из журналов, либо тот, о котором знают и хотят рассказать, либо тот, о котором хотят узнать. Это помогает мне выявить интересы детей, их знания. Заинтересовавший их журнал дети могут взять в группу, записавшись в библиотеку «Экологическая азбука». Все по взрослому – с отметкой в журнале выдачи и сдачи литературы.

– Фильмотека «Всезнайка». Возможно, занятия с использованием ТСО не новы, но согласитесь, просмотр дисков на ноутбуке – это современно и детям интересно, т.е. я использую на своих занятиях просмотры мультимедийных пособий с использованием ресурсов интернета и др. Также включаю веб-камеру, когда дети ухаживают за цветами – они видят себя на экране – становятся организованнее, а я предлагаю им в это время обратить внимание правильно ли они держат опрыскиватель, протирают листочки и если есть ошибки – исправить их.

– Подробнее хочу остановиться на занятиях по краеведению. Они тоже не новы, но в этом году совместно с Елисовой Любовью Васильевной составлены более развернутые интересные планы, которые явились продолжением работы по проекту «Люблю и берегу свой край родной». В кабинете экологии оформлен уголок краеведения, где мы знакомимся с символами поселка, района, области, с природой, достопримечательностями, памятниками природы, полезными ископаемыми края и т.д. Инновационным подходом считаю «хождение» по карте поселка: по улицам (их у нас 10, а знают в основном только одну по домашнему адресу), по д/садам, школам, на елочную площадь, в поликлинику и т.д.

 

– Одним из активных подходов в своей работе использую создание «проблемных» ситуаций. Ведь тот объем природоведческих знаний, который даю на занятиях, вовсе не гарантирует экологически правильного поведения детей в природе. И знания есть, и ответы правильные: что можно, а что нельзя, а действия в реальной жизни оставляют желать лучшего. Для этого ввожу в занятия «проблемные» ситуации – н-р: «Сегодня у Кати день рождения, подарим ей цветы: идите, сорвите». Кто-то из детей, не задумываясь, идет и ищет, чтобы сорвать, другие в недоумении – как это я разрешила рвать цветы, а есть дети, которые говорят: «Что вы, Анна Дмитриевна, ведь вы говорили этого делать нельзя». И тогда мы подробно рассматриваем эту ситуацию и находим выход, что можно нарисовать открытку с цветами, и дети, которые были готовы рвать цветы, осознают свое поведение. Надеюсь в следующий раз, они так не сделают. Когда идет занятие «Природа – наш дом» делаем сравнения, ищем общее и отличие в квартире и природе. Находим, что ковер напоминает лесную поляну с цветами и идем по нему гулять, угощаемся конфетами, и я как бы невзначай предлагаю выбросить фантики. На первых занятиях бросали. Было обидно: ведь рассказываешь, почему так нельзя делать, ведь знают, что так нельзя делать, а на деле.… Со временем, применяя такие и др. ситуации, вижу результаты, которые меня радуют: эти дети уже никогда не бросят бумажку в лесу, а положат ее в карман, не сорвут цветы и скажут другим, что этого делать нельзя.

Моя деятельность заключается в организации активности каждого ребенка, сменяя вид, форму работы. Выступаю как равноправный партнер, соучастник деятельности, оказываю помощь в познании, в постановке целей, решении проблем опытным путем. Ребенок в своей деятельности максимально включен в процесс познания и исследования окружающего мира и занимает активную позицию, т.к. в основу исследовательской деятельности положена собственно исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом. «Что я слышу – я забуду, что увижу – то запомню, что сделаю – я пойму».

Провожу развлечения для детей «День здоровья», «Зеленая аптека Сибири», «Жалобная книга нашего края» с показом слайдов, рассматриванием Красной книги, иллюстраций, а для педагогов – семинар «Знакомьте детей с охраняемыми растениями и животными» также с показом слайдов, знакомством с заповедниками Сибири. Для родителей – информационный бюллетень «Жалобная книга нашего края» и буклеты «Их нужно спасти».

 

Природоведческие акции прочно вошли в работу экологического воспитания детей, считаю их одними из активных, действенных и всегда инновационных. Экологические акции имеют огромное значение для формирования основ экологической культуры дошкольника. Дети чувствуют себя причастными к большому важному делу, у них откладывается понимание собственной важности и нужности. Так акцию «Берегиня» с рейдом по д/саду по выявлению «неполадок» в использовании воды и электричества проводим дважды в год – в январе и в мае. Составляем протокол с результатами проверки и отдаем его заведующей и завхозу детского сада. В мае сравниваем оба протокола и делаем выводы о результативности рейдов детей по детскому саду. Такие практические приемы прививают детям устойчивый интерес к природоохранной деятельности, формируют у детей бережное, экономное отношение к природным ресурсам, приобщают дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближайшем окружении (детском саду, дома), воспитывают у детей культуру природопользования. Дети следят в группах за тем, чтобы краны с водой всегда были закрыты, вовремя выключен свет, как в своих группах, так и у малышей. Т.е. одной агитации по сбережению природных ресурсов недостаточно, необходимо показывать детям это в реальности, применяя активные формы взаимодействия взрослого и ребенка. Также у нас проводятся акции «Чистый участок», «Зеленая елочка», «Подкормка», «С днём рождения, Земля», «Экологический плакат» и др. Для каждой акции разработано положение. Для более тесного взаимодействия взрослого и ребенка разработали проект «День за днем природу бережем».

 

В 2013 году мы приняли участие в областной природоохранной акции «Мы за спасение лесов России» с проведением занятия «Лес – богатство и гордость России», с созданием музея леса, рисованием листовок и расклеиванием их на досках для объявлений у подъездов домов нашего поселка. Выступили на местном телевидении «Исток» с обращением к населению о бережном отношении к лесу. Дети почувствовали причастность к важному делу всего человечества. В прошлом году мы продолжили эту работу и планируем провести акцию в этом году.

 

В ходе данных мероприятий у детей появился интерес к условиям жизни растений и животных, они с желанием участвуют в акциях, эмоционально реагируют на красоту природы, обретают практические навыки, отмечаются положительные тенденции в культуре поведения в природе. Педагоги и родители явно выделяют эти результаты. По их отзывам, дети стали чаще выражать своё отношение к природе через творческую деятельность, и повысилась мотивация детей по данному направлению. Это показывает и отслеживание результатов работы с детьми по экологическому воспитанию, отмечается динамика роста.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении и через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому   применяются новые формы работы и с педагогами и родителями. На базе кабинета экологии создан информационно-консультационный пункт, функционирует семейный клуб, проводится обмен видеоматериалом, опытом.

Таким образом, качество образовательного процесса во многом зависит от эффективности активных методов и приемов. Анализ и результаты данной работы показывают, что такая организация работы взрослого и ребенка по формированию основ экологической культуры у детей позволяет добиться устойчивых положительных результатов. И на вопрос: «Кто должен охранять природу?» – воспитанники нашего ДОУ отвечают – «Я!!!», что и является результатом данной деятельности.

Количество просмотров: 18902  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы