Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

 
 

Кайгородова Наталья Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 72 г. Новосибирска

 

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

А.С. Макаренко

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Из вышесказанного становится понятным, что игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и мышление.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают устойчивые (групповые) игровые группировки. Между тем, игры детей стали стереотипными, то есть как бы заранее разученными.

В начале игры дети обычно определяют тему игры в общем виде, а дальше события наращиваются как снежный ком. Причем, согласовывать замыслы в процессе игры, включающей более четырех человек, непосильная задача для старших дошкольников. Игра распадается, едва начавшись из-за недопонимания, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета. В итоге игра неподнимается на более высокий уровень. Для того чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять и придумывать новые смешные сюжеты. Для того чтобы дети смогли реализовать свои творческие возможности, необходимо овладеть новым, более сложным способом построения игры совместным сюжетосложением. Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать для них какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Каждый способ построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от ранее усвоенных способов. Сделать это самое сюжетосложение центром внимания детей можно в совместной со взрослыми игре-придумывании, протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволит взрослому ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного рассказывания уже известных. Наиболее удобным для такого являются сюжеты знакомых сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Красная шапочка».

Преобразовывать сказку достаточно легко, сохраняя общую последовательность событий, надо лишь изменить самих персонажей, выполняющий в сказке те или иные действия и получится новая сказка. При преобразовании сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и сюжетов – сначала из других сказок, затем из реалистических историй, кинофильмов и тому подобное.

Как конкретно начинать игру? Это можно сделать «вспоминая» всем известную сказку. «Кусочек расскажет Даша, кусочек расскажет Тимофей». Пересказ происходит и свободной обстановке. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл сказки. Через один-два дня педагог мотивирует детей на придумывание новой сказки, похожей на сказку…….., только немного не такую. Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумываю кусочек, потом Даша, потом Тимофей.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, волшебного средства. Таким образом, сказка доводится до конца. Дети обнаруживают желание продолжить его. С этими детьми в следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от сказки…. Не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку про… Или взять в качестве опоры любую другую по желанию участников. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с уже известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя реалистические и сказочные элементы.

Игра-придумывание занимает 10-15 минут. Большое число нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета – в результате интерес к игре пропадает.

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события педагог может стимулировать детей к соединению творческого настроения сюжета с ролевым воздействием. С этой целью педагог включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам.

В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми игру-придумывание и предлагает придумывать не сказки, а «настоящие» истории. Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (4-5 человек). Таким образом, характер игры-придумывания педагога с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

– совместный пересказ сказки;

– частичное преобразование известной сказки;

– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

– развертывание нового сюжета с разнотекстными ролями в процессе «телефонных» разговоров;

– придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3х раз на каждом из этапов, за исключением первого. Всю работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада. Завершая разговор об организации сюжетной игры дошкольников, напомним, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим» партнером и «самостоятельной» единицей для игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия.

Задачи развития речи:

– развитие словаря;

– воспитание звуковой культуры речи;

– формирование грамматического строя речи;

– развитие связной речи;

– формирование диалогической речи;

– формирование монологической речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. В сюжетно ролевой игре:

1. Совершенствуется диалогическая речь.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.

2. Возникает потребность в связной монологической речи. Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной.

Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случае переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного значения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей. Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Как итог мы видим очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, что позволяет использовать их как универсальное средство диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и разнообразие.

Количество просмотров: 13970  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы