Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

 
 

Квитка Марианна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицея № 185 Октябрьского района г. Новосибирска

 

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся 5 класса входят в период адаптации после начальной школы, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбираю материал, планирую уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, по моему мнению, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализую требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;

2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;

3) научить школьников:

– целеполаганию и планированию деятельности;

– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

– самоанализу и рефлексии.

Решению этих задач способствует применение игровой технологии на уроках русского языка. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента. Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии урока; а также технологии внеклассной работы.

Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:

-игра является средством повышения интереса к предмету;

-является средством обучения (решает дидактические задачи);

-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.

Л.В. Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, способен творить и познавать в творчестве. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к уроку. С другой стороны, эти игры решают определенную дидактическую задачу: изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования учебных умений и навыков.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей и даже продавцов (урок-игра «Магазин слов»).

Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Так, например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов». В начале урока ставится дидактическая цель в игровой форме (будем путешествовать и искать ответы на вопросы), в ходе урока выполняются упражнения по определенным правилам игры (путешествуем по улицам и заселяем пустые домики суффиксами, параллельно формулируя их значения и приводя примеры). Каждое задание выполняется по группам, внося элемент соревновательности, затем подсчитываются баллы для каждой группы и подводятся итоги. В конце занятия отвечаем на вопросы, поставленные в начале игры. Таким образом, дети в процессе игры сами добывают знания, они учатся целеполаганию, поиску информации, обращаясь к учебнику, к своему опыту, и в конце урока, подводя итоги, учатся самоанализу и рефлексии.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении русскому языку:

– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:

– Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;

– Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Существует несколько классификаций игр. Я применяю игры-головоломки или словесные игры в качестве элементов урока. Такие игровые задания широко представлены в рабочей тетради Богдановой, а также я пользуюсь дополнительными источниками, занимательным дидактическим материалом, который готовлю в распечатанном виде, либо в презентации на экране с помощью компьютера. При изучении фонетики активно использую словесные игры. Метаграммы («Кто больше?», «Превращения», «Составь слово», «Бестолковый словарь») развивают внимание, учат вчитываться в слово. Палиндромы («Слова наоборот», «Предложения наоборот», «Рачьи стихи») прививают интерес к творчеству, анаграммы обогащают словарный запас, развивают чувство юмора. Игры «Четвертое лишнее», «Кто больше?» (Приложение 4) можно применять при изучении любого раздела языка, игра «Составь слово» при повторении и изучении словообразования и фонетики. В разделе Лексика для закрепления понятий "омонимы" и "многозначные слова" использую следующие игровые задания. Надо отгадать омоним по определению значений. Учащиеся дают определения так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела, бывает в коллективе, есть в романе и в учебнике. С омонимами составляем загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например, Когда лошадь покупают, какая она бывает? Играем разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), дорогой (любимый – имеющий высокую цену) и т.п. Закреплению знаний по орфографии способствует игра «Найди пару». На доске столбиком записаны слова с разными орфограммами. Затем зачитываются другие слова, а учащиеся записывают их напротив слов на такое же правило. Эта игра помогает развивать аналитические способности, формировать орфографическую зоркость. Очень любят дети разгадывать ребусы и составлять сами. Особый эффект дает ребус, если зашифровать в него словарное слово или термин. Разгадав такой ребус, ученики лучше запомнят написание слов. Шарады немного похожи на ребусы, они помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное. Интерес вызывает не только отгадывание шарад, но и их составление. Для этого группам (командам) заранее предлагается  найти в словаре пять слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. Более сложный вид шарад, логогриф, используется реже и, как правило, разбирается вместе с детьми подробнее. Самая популярная игра – это кроссворд. Я использую кроссворды на уроках-праздниках в завершение изучения раздела. Составляются кроссворды из словарных слов, слов на изученные орфограммы, а также из терминов и понятий изученной темы. Они помогают расширить словарный запас и приучают детей к самостоятельной работе с толковыми словарями.

Ролевые, сюжетные игры использую в качестве целого занятия. Для учащихся среднего звена чаще использую сюжетные игры. В подготовке таких уроков активное участие принимают дети: помогают изготовить реквизит для занятия (карты, портреты, гербы…), составляют кроссворды, сочиняют грамматические сказки, готовятся выполнять определенные роли. Например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов», урок «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания», урок-соревнование при повторении темы «Морфемика», уроки «Праздник Имени Существительного», «Праздник Имени Прилагательного» и т.п. Урок-ролевая игра «Магазин слов» интересен тем, что в нем используется коммуникативная ситуация. И в процессе подготовки активно участвуют дети. Учитель играет роль организатора учебной деятельности. Ученики как бы сами добывают знания. Использую игры Л. Петрановской: «Классификация», «Сравнения», «Автопортрет», «Сериал».

Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию коммуникативных навыков, дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа, или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

Компьютерная поддержка уроков русского языка органически включается в систему традиционных средств обучения, создает комфортные эмоционально-психологические условия для обучения, повышает уровень наглядности, вызывает интерес учащихся на уроке, а также позволяет экономить время. Так, в 5 классе при изучении темы «Спряжение глагола» я использовала как фрагмент урока слайд-программу «Сказку о спряжении», которую составляла в занимательной форме, с использованием таблиц и заданий для учащихся. Такая форма объяснения нового материала вызывает оживление учащихся, а значит и более качественное его усвоение.

Для осуществления обратной связи и объективного контроля в структуре урока учитываю возможность использования разных видов текущих проверочных и контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. В процессе игры контроль и оценка знаний происходит  при выполнении конкурсных заданий, письменных работ как индивидуальных, так и групповых. Каждой группе выдается задание, но каждый участник выполняет свою работу, которая впоследствии и оценивается. Конкурсные задания проводятся в виде тестов, творческих работ (написание мини-сочинения на заданную тему), изложений, работ по языковому анализу текста, проведения «удивительных диктантов». Сборник Удивительных Диктантов составляют сами учащиеся. Диктанты могут состоять из словарных слов, из слов-исключений, из слов на определенный вид орфограммы в форме занимательного текста.

Классификации игр.

По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру – элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.

По особенностям содержания и форм проведения выделяют:

– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);

– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);

– имитационные;

– игры-драматизации;

– настольные игры (лото, домино);

– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы, метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);

– предметные.

По количеству участников игры – парные, групповые, общеклассные.

По доминирующему признаку – развивающие: восприятие, мышление, познавательные интересы, внимание.

Классификация игр Л. Петрановской, в которой игры объединены в группы в соответствии с общей методической целью – развитием определенной грани способностей.

1) учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

2) комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака (слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);

3) аналитические – игры, развивающие аналитическое мышление, помогают приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и развитие, причину и следствие (классификация);

4) ассоциативные – обращаются к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка (сравнения);

5) контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);

6) языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);

7) творческие задания – задания на сочинительство с соблюдением некоторых условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании средств языка, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу (сериал).

Приложение. Урок-путешествие «Мастерская суффиксов»

Литература

1. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – Издательство МИРОС МАИК, 2000.

2. Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии, № 4, 2006.

Работаю в пятых классах по комплекту учебников:

Русский язык: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) – М.: Просвещение, 2012.

Литература: учебник для 5-го класса общеобразоват. учреждений/ (авт.-сост. В.Я. Коровина и др.). – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительно использую:

Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.

Дополнительная литература:

В 5 классах при объяснении нового материала использую литературу, в которой занимательность становится ведущим принципом изложения: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Русский язык. Учебник для 5-го класса. М.: ВЛАДОС, 2001;

На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред. Л.Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996;

Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, 1996.;

Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Здравствуй, Имя Существительное»…;

В. Волина «Игры в рифмы».

Количество просмотров: 26669  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
2. Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
3. Стратегии смыслового чтения. Ромашка Блума
4. Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО
5. Решение текстовых задач на уроках математики в начальной школе с использованием приёмов смыслового чтения
6. «Сдать ЕГЭ хорошо – сложно, но мы это сделаем». Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию. (Опыт репетитора)
7. Применение универсальных листов контроля в преподавании истории (5 класс)
8. Нетрадиционные уроки как одна из форм обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС
9. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии
10. Карта учета индивидуальных достижений учащихся на уроках физики
11. Уроки введения нового знания на основе исследовательской деятельности учащихся
1. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Опыт применения современных образовательных технологий на уроках математики ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Применение многоуровневой развивающей игры «Инклюзив» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Методические особенности урока окружающего мира во втором классе по теме: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Урок русского языка по теме «Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии»: методические рекомендации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Опыт организации интерактивного взаимодействия студентов в ходе выполнения практической работы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Решение проектных задач в начальной школе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story” ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы