Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования

 
 

Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 

Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования

Сегодня педагог дополнительного образования – ведущая фигура в повышении качества образования в системе дополнительного образования. Специфика дополнительного образования – отсутствие стандартов в реализации программ, добровольность и вариативность – увеличивают роль и значение педагога как субъекта образовательного процесса, а, следовательно, и уровень его квалификации становится более важным показателем качества образования. Поэтому, сегодня вопрос личностно-профессионального роста – ключевой для учреждения дополнительного образования.

Усиливает акценты в этом вопросе и государственная политика. Принят Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей является одним из ключевых направлений Концепции развития дополнительного образования.

Наше учреждение, Дом детского творчества им. В. Дубинина, всегда уделяло вопросу профессионального развития работающих у нас педагогов самое пристальное внимание. С начала 90-х годов, с принятия первой концепции развития учреждения, повышение квалификации было приоритетной задачей. Мы считаем, что личностно-профессиональное развитие – это естественное состояние любого творческого работающего педагога, и настаиваем, что только развивающийся, постоянно стремящийся к самосовершенствованию педагог может пробудить индивидуальное творческое начало у детей.

За многие годы сотрудничества с кафедрой педагогики и психологии НИПКиПРО в учреждении сложилась система непрерывного профессионального развития педагогов, способствующая раскрытию личностного творческого потенциала педагогических кадров, сформировался профессионально зрелый педагогический коллектив. Разрабатывая Концепцию учреждения сегодняшнего дня, мы выдвинули предположение о том, что дальнейшее совершенствование системы развития профессионализма педагогических кадров не следует ограничивать только лишь традиционными формами профессионального педагогического образования: посещением разнообразных курсов повышения квалификации, приглашением лекторов, проведением проблемно-тематических семинаров и др. Реально достигнутый уровень профессионального мастерства педагогического коллектива требует внедрения новых технологий.

Уже много лет в учреждении существует «Кафедра педагогического мастерства», которая является организационной формой методического сопровождения непрерывного профессионального развития наших педагогов. С 2011 года Кафедра работает в инновационном режиме, Приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска на базе ДДТ им. В. Дубинина утверждена городская инновационная площадка «Кафедра педагогического мастерства – эффективная форма организации процесса повышения квалификации педагогических кадров». Цель данного проекта – создание системы организационно-управленческих, психолого-педагогических и методико-практических условий, активизирующих профессионально-личностное развитие педагогических кадров. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

– обеспечить организационно-управленческие условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода к формированию комплексной программы повышения квалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения;

– разработать целевые индивидуальные программы профессиональной самообразовательной деятельности и тематические программы для групповых и коллективных занятий;

– разработать вариативно-модульную систему повышения квалификации на Кафедре педагогического мастерства, способствующую созданию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;

– апробировать практико-ориентированную схему учета различных форм и способов повышения квалификации педагогических работников, способствующую персонифицированной оценке индивидуальных достижений.

Конечно, для того, чтобы приступить к реализации данного проекта, учреждению необходимо иметь серьезные предпосылки, главная из которых, по нашему мнению, наличие профессионально зрелого педагогического коллектива. На наш взгляд, профессиональная зрелость есть высшая стадия эволюционно-динамического развития относительно автономного педагогического сообщества как уникального группового субъекта. На этой стадии подавляющее большинство практических педагогических работников, обладая максимально высоким уровнем профессионализма, способны к чётко технологически выверенному достижению педагогически прогнозируемых результатов, обеспечивающих высокие обучающие, воспитательные и развивающие эффекты. При этом свои индивидуальные профессиональные успехи они могут передавать своим коллегам – как начинающим, так и опытным. Профессионально зрелый коллектив обладает собственной групповой субъектностью по отношению к его членам, и решающую роль в решении общих задач начинает играть средовой фактор.

Проанализировав опыт последних лет в организации системного повышения профессионального мастерства педагогов, мы пришли к выводу, что в учреждении созданы необходимые предпосылки для активного приобщения педагогов-практиков к системно выстроенной опытно-поисковой деятельности и приступили к реализации инновационного проекта. Это и  налаженная система индивидуально-дифференцированного методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогических кадров в образовательном учреждении; и благоприятный социально-психологический климат в учреждении, положительное отношение к творческим педагогическим инициативам, создание ситуации, когда процесс методического сопровождения образовательной деятельности рассматривается как личностно-центрированная модель самореализации методического поиска каждого педагога; и организация «постквалификационого совершенствования» педагогов, суть которого заключается в том, что педагог, защитившийся на высшую или первую квалификационные категории, в течение четырех лет своей практической деятельностью подтверждает присвоенную ему категорию. В рамках проекта ожидается создание в учреждении инновационной коммуникативно-образовательной среды, обеспечивающей активное развитие профессионализма педагогических кадров.

Предварительные результаты проекта уже представлены и на педагогических конференциях, и в печатных методических материалах. Издано пособие «Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте» (Новосибирск: ДДТ им. В. Дубинина, 2013. – 148 с.), исследовательско-методический проект «Создание внутрикорпоративной системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров» получил Большую золотую медаль Образовательной выставки «УчСиб» в 2015 году.

Сегодня, подходя к завершающему этапу реализации проекта хочется остановиться на некоторых значимых для нас факторах.

В нашем учреждении стремление к профессиональному росту приветствуется, стимулируется морально и материально, в рамках сложившейся корпоративной культуры – это одно из самых общественно поощряемых явлений. Существует сложившаяся организационная структура, привлекаются лучшие специалисты как из педагогической науки, так и педагоги-практики, коллеги из других учреждений. Кроме того, каждый из слушателя Кафедры педагогического мастерства может стать ее преподавателям, ибо у каждого педагога есть уникальный опыт, которым он владеет, который может быть интересен для других. А умение представить свой опыт – это тоже элемент личностно-профессионального развития.

Обучение в коллективе всегда затрагивает разные направления. Это и психолого-педагогическое просвещение, и анализ нормативной базы, и повышение компетенции в специально-предметных областях. Внутрикорпоративное образование в нашем учреждении всегда включает и общекультурное направление: публичные лекции по актуальным вопросам науки и культуры, круглые столы, познавательные экскурсии по образовательным площадкам (музеи, планетарий, ботанический сад и другие). Большое образовательное значение имеет знакомство с опытом коллег других учреждений дополнительного образования города и области.

Также традиционными в плане работы Кафедры педагогического мастерства являются творческие мастерские и арт-тренинги. В рамках такой формы педагоги могут и поделиться своими творческими идеями, освоить ранее неизвестные для себя техники и получить хорошую психологическую разгрузку.

Не менее важным элементом эффективно работающей системы непрерывного профессионального развития педагогов является информационно-методическая поддержка. С 2006 года одним из инструментов методического сопровождения в учреждении является Тетрадь педагогического работника, которая содержит выдержки из нормативных документов, информацию обо всех ключевых мероприятиях учреждения, планнинг работы, методические рекомендации и памятки. Методическая служба оперативно информирует коллектив о любых, в том числе альтернативны формах повышения квалификации: вебинары, дистанционные курсы, профессиональные конкурсы, конференции и семинары, возможности для публикаций, мастер-классы и многое другое.

Большое значение имеет также гибкость и вариативность системы повышения квалификации: возможность построения индивидуальной программы самообразования, реализация образовательных модулей по выбору, разработка модели тьюторского сопровождения процесса профессионального развития, разработка адекватной системы учета различных форм и способов повышения квалификации: накопительная модульная система, учет разработки методических пособий, участия в специально-предметных сообществах, реализации социально-педагогических проектов, участие в профессиональных конкурсах.

Сегодня перед педагогическими коллективами образовательных учреждений встала проблема адаптации существующей профессиональной структуры к требованиям Профессионального стандарта. Мы, в нашем коллективе, уже провели первый педагогический совет на эту тему, познакомили педагогов с требованиями нового стандарта, провели анкетирование по оценке готовности педагогов и методистов к выполнению необходимых трудовых функций, спланировали обучение и профессиональную переподготовку специалистов. Для нашего профессионально зрелого коллектива, всегда работающего на опережение, эта работа не вызывает серьезных трудностей. Все это и говорит в пользу создания в учреждении развивающей коммуникативной образовательной среды, не только для детей, но и, что не менее важно, для педагогов. И тогда личностно-профессиональное развитие педагога станет залогом успеха в организации образовательной деятельности в учреждении, и тогда к нам пойдут дети, ориентируясь на высокий уровень качества образования, обусловленного высоким профессионализмом педагогических кадров. 

Количество просмотров: 12203  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования
2. Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива
3. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
4. Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности
5. Я учусь быть педагогом
6. Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре
7. Социально-педагогическое проектирование как эффективная форма организация внеурочной работы в ДДТ им. А. И. Ефремова
8. Из опыта работы Образцового ансамбля танца «Зоренька»
9. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности
10. Нетрадиционные формы проверки знаний учащихся на занятиях по вязанию
11. Активизация потребности детей в саморазвитии средствами арт-терапии
12. «Барабанное искусство» способно изменить мир к лучшему…
13. Юбилей школьного музея как событие
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы