Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Жеребненко Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В 2012 году в Доме творчества им. В. Дубинина была начата разработка и реализация проекта «Модель инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования». Одним из главных принципов проекта стала идея максимального учета интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей. Большинство семей проявили интерес к занятиям художественным творчеством. Так появилась наша студия художественного творчества «Семицветик». В программе студии самыми востребованными оказались занятия музыкой. И это не случайно, ведь первым и наиболее доступным источником музицирования для детей является голос. Для ребенка голос – это, действительно самый доступный инструмент. Пение – основной вид музыкальной деятельности, в которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные способности. В связи с тем, что студию посещают дети с ограниченными возможностями здоровья разной степени и большинство из них не посещали дошкольные учреждения, музыкальные занятия основываются на программе музыкального воспитания в детском саду с дальнейшим усложнением музыкального репертуара, в зависимости от темпа освоения материала.

Основной целью комплексных музыкальных занятий в студии «Семицветик» является развитие общих музыкальных способностей, формирование музыкально-художественного вкуса, социализация детей путем развития эмоциональной, интеллектуальной и художественно-творческой сфер личности ребёнка. В своей работе мы ставим перед собой следующие обучающие задачи: обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на музыкальных инструментах. Развивающие задачи таковы: обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями; развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений; развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Также нельзя забывать и о воспитательных задачах: повысить культурный уровень детей; воспитывать любовь и интерес к музыке.

Комплексные музыкальные занятия дают возможность заниматься со всеми желающими детьми, без отбора их по музыкальным задаткам и способностям. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка влияют лишь на темп освоения программы.

Музыкальное занятие мы всегда начинаем с эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Чаще всего, это разговор, в котором дети делятся своими впечатлениями, эмоциями, рассказывают о своей школьной жизни. В начале нашей работы дети были очень скованны и замкнуты, немногие испытывали желание поделиться своими переживаниями. Сейчас это общение проходит очень живо и ярко эмоционально окрашено.

Артикуляционная гимнастика – также неотъемлемая часть занятия, это упражнения (без пения), направленные на развитие артикуляционного аппарата. Здесь всё важно – открытие рта, правильное положение губ, свобода языка и нижней челюсти. В работе над развитием артикуляционного аппарата хорошо помогают специальные упражнения без пения и скороговорки. Артикуляционная разминка с использованием звуков «Р», «У», «Язык-языкович».

Также мы уделяем внимание и упражнениям, формирующим певческое дыхание (тренировка мышц брюшного пресса, развитие фонационного выдоха) и распеванию, настрою голосового аппарата к певческой деятельности. В вокально-хоровых упражнениях формируются определённые певческие навыки, расширяется звуковысотный диапазон. Упражнения выбираются на начальном этапе обучения, не сложные по музыкальному материалу и ритму, в небольшом диапазоне, с поэтическим текстом, провоцирующим необходимое педагогу звучание.

На занятиях я регулярно использую пальчиковые игры (с музыкальным сопровождением и без него). Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт с ребенком. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Еще одна составляющая занятия – работа над песенным репертуаром. Здесь и знакомство, и освоение нового репертуара, и доработка, доучивание уже знакомого материала, и повторение, закрепление выученного ранее. Особое внимание я уделяю знакомству с новым песенным материалом, т.к. первое впечатление очень важно и сказывается на успешной дальнейшей работе над его освоением. Способы знакомства с произведением бывают различными: исполнение песни для детей группы педагогом, знакомство с произведением с помощью аудиопрослушивания или видеопросмотра. После знакомства с произведением с детьми я провожу беседу о содержании литературного текста, характере музыки, особенностях темпа и ритма. Вместе с ребятами анализируем средства музыкальной выразительности, используемые композитором для создания художественного образа. Выразительность и эмоциональность исполнения – очень важный элемент творчества. Любое исполнение должно быть эмоционально наполнено, прочувствовано и ярко, выразительно передано. Также вместе с ребятами придумываем различные способы воплощения художественного образа, интересные варианты интерпретации, иногда это даже мини-инсценировки исполняемых произведения.

Общепризнано, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются легкие, укрепляется нервная система, идет работа (устраняются) над логопедическими недостатками, укрепляются мышцы живота, предотвращаются простудные заболевания. Также на музыкальных занятиях у детей развиваются психические функции: мышление, память, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность. Умение управлять своим голосом и телом. Дети становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, общительными.

Слушанию музыки на занятии уделяется особое внимание. Музыкальный материал я распределила на несколько тем. Тема: «Какие чувства передает музыка?». На этих занятиях дети знакомятся с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас. Эта тема направляет детей на эмоциональное содержание музыки. Тема: «О чем рассказывает музыка?». Здесь дети знакомятся с программностью и изобразительностью музыки. Эта тема способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера, учит детей различать различные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев. Тема: «Как рассказывает музыка». На этих занятиях дети знакомятся с развитием художественных образов и средствами выразительности (мелодия, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения).

Также очень любимы детьми игры. Это и подвижные игры, такие как «Дождик-огородник», «Услышь сигнал», «День и ночь». Эти игры мы проводим с участием родителей, которые помогают детям двигаться и перемещаться в пространстве. И музыкально-дидактические игры («Не зевай», «Узнай по голосу», «Песня-танец-марш», «Улитки-бабочки»). А также я использую игры на развитие музыкального творчества и импровизация: «Вопрос-ответ», «Повторялка».

Всем желающим детям предоставляется возможность посещения дополнительных индивидуальных занятий, направленных на углубленное развитие их музыкальных способностей.

Значительную роль для любого исполнителя играет концертная практика, приобретение исполнительского опыта. Поэтому дети нашей студии и коллективом, и сольно, участвуют в концертных выступлениях для родителей. Это и Новогодние праздники-концерты, и тематические выступления. Также дети нашей студии принимают участие в конкурсах Дома детского творчества им. В. Дубинина. Так, в прошлом году, девочка нашей студии выступила на одной сцене, наравне с остальными обучающимися учреждения. И стала лауреатом конкурса «Звезды нашего дома». Очень ярким и запоминающимся событием стало выступление детей нашей студии совместно с воспитанниками Вокально-хоровой студи «Радость» на фортепианном концерте в Доме творчества. В этом году две солистки студии «Семицветик» приняли участие в районном этапе городского конкурса «Радуга добрых сердец» и получили незабываемые яркие эмоции и опыт.

Также огромную роль для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья играют выездные мероприятия. Так, нами был проведен праздник «Масленица» с выездом в конный клуб. Все, от выезда в клуб на транспорте Дома Творчества, отдельно от родителей, до катания на лошадях и в санях с песнями, произвели неизгладимые впечатления как на детей, так и на родителей. В завершении праздника все вместе сели за общий стол и с аппетитом угощались вкусными блинами!

В заключении отметим, что дополнительная образовательная программа студии «Семицветик» является по своей направленности социально-педагогической. Освоение детьми различных видов художественного творчества для нас не столько цель, сколько средство общего развития и социализации. Оценивая эффективность программы, мы отмечаем положительную динамику в показателях социализации и развития детей. Это наличие положительных эмоций у детей в процессе занятий, улучшение контакта с педагогами и другими детьми, повышение качества деятельности, положительная динамика в развитии высших психических функций адекватных характеру деятельности. Важным показателем качества образовательного процесса является для нас отношение к нему родителей. Наши родители выражают удовлетворенность общей организацией работы и результатами обучения. Количественный состав студии растет. И особенно отрадно, что многие наши ученики делают выбор в пользу общеобразовательных школ, при этом родители отмечают, что именно занятия в учреждении дополнительного образования помогли им сделать этот шаг.

Количество просмотров: 9266  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей (из опыта работы Дома детского творчества «Центральный»)
2. Мир на кончиках пальцев
3. Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями на учебно-опытном участке Экологического центра ДДТ им. В. Дубинина
5. Содействие развитию и социализации особых детей: из опыта работы ЦРТДиЮ «Заельцовский»
6. Радость движения – путь к успеху! Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографической студии «Яблонька»
7. Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!
8. «Живая» Метафора
9. Социальные сети в организации проектной деятельности: Организаторы Свободного Времени «Поколение будущего»
10. Чтение – вот лучшее умение
11. Традиции и сплоченность в родительском коллективе, или как привлечь родителей во внеурочную деятельность
12. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Приемы развития исследовательских навыков у детей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Пластилинография в объединении «Сибиряки»: методические особенности организации работы с детьми в МБУ ДО «ЦДО «Лад» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики развития познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Профориентационная работа через занятия декоративно-прикладным творчеством в студии дополнительного образования «Сказка» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Наставническая деятельность в дополнительном образовании: возможности, трудности, перспективы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Практика наставничества в гитарной студии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Значение концертной деятельности в становлении хореографического коллектива ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Система наставничества как фактор развития одарённости в вокально-хоровой студии «Радость» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Наставничество как способ развития исполнительских навыков учеников инструментального класса школы искусств ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы