Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через применение технологии «развития критического мышления через чтение и письмо»

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через применение технологии «развития критического мышления через чтение и письмо»

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона,

создает интересные примеры нестандартных форм обучения...

Аврелий Августин

Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты не только по отдельным предметам, но и освоения четырех междисциплинарных учебных программ, одной из которых является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизнен­ных целей, оперативному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способностью брать на себя ответствен­ность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности, т.е. быть социально компетентным.

Достижения целей современного обучения невозможно добиться, без применения педагогических технологий, побуждающих учащихся к активной мыслительной деятельности.

Новый государственный стандарт ставит задачи на достижение качественно новых целей и в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий огромное внимание уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо одна из педагогических технологий, наиболее отвечающих требованиям ФГОС к образовательной деятельности.

Авторы технологии – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно, т.е. развивать речевую компетенцию. С помощью этой технологии формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

I фаза – Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)     

II фаза – Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза – Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Эта структура легко соотносится с построением урока деятельностной направленности.

Так, например, по требованиям технологии деятельностного метода урок «открытия» нового знания состоит из 9 этапов, которые легко соотносятся с трехфазовой структурой урока в идеологии технологии развития критического мышления:

Структура урока в идеологии технологии развития критического мышления

Этапы урока «открытия» нового знания

Фаза вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 

  • мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

 

Фаза осмысления содержания (получение новой информации)

  • актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;
  • этап выявления места и причины затруднения;
  • этап построения проекта выхода из затруднения;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Фаза рефлексии (осмысление, рождение нового знания)

 

  • этап включения в систему знаний и повторения
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Фаза вызова

Итак, что же происходит на фазе вызова? Многие известные ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.

Кроме того нам всем проще принять решение, когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Таким образом, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе. При реализации фазы вызова происходит систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся, упорядочивание высказанных мнений, которое позволит увидеть противоречия, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

Фаза осмысления содержания

В процессе реализации смысловой стадии обучающиеся вступают в контакт с новой информацией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Совершенно понятно, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.

Фаза рефлексии

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности обучающихся и учителя. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Он может быть как устным, так и письменным.

На фазе рефлексии обучающиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Приемы развития критического мышления

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предлагает нам огромное количество приемов, которые помогают мотивировать обучающихся к активной деятельности на всех этапах урока.

Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Инсерт

Инсерт очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Для заполнения таблицы учащимся понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

Загадка

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

В технологии развития критического мышления существует множество других приемов: «скелет рыбы», «шесть шляп мышления», «бортовой журнал», «зигзаг», «мозговой штурм» и т.д., все их невозможно вспомнить и охарактеризовать в пределах одной статьи. Эти приемы не только помогают нам сделать процесс формирования речевой компетенции учащихся интересным и увлекательным, но также, побуждая учащихся к активной мыслительной деятельности, развивают их когнитивные способности, формируют их способность выдвигать новые идеи и видеть новые возможности. Кроме того, применение этих приемов помогает учителю превратить образовательный процесс в непрерывный акт творчества.

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.

2. Петерсон Л. Г., Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

4. Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление – углубленная методика. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.

Количество просмотров: 14945  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мобильное электронное образование: перспективное пространство для современной школы
2. Деятельность учителя в условиях информатизации
3. Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС
4. Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через применение технологии «развития критического мышления через чтение и письмо»
5. Организация внеурочной деятельности по предмету «История» в рамках реализации ФГОС ООО
6. Формирование речевой коммуникации и навыков социализации у подростков с ТНР в условиях специализированной (коррекционной) школы-интерната
7. Модели карьерной стратегии молодого учителя
8. Специфика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в структуре АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Опыт применения современных образовательных технологий на уроках математики ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы