Формирование средневекового города

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Формирование средневекового города

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о роли городов в средневековой цивилизации.

Виды деятельности обучающихся: проблемно-поисковая, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Строить логическое

рассуждение, делать выводы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.).

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории.

Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, населявших города.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

Организационный этап.

До начала урока.

Проверка аппаратуры, раздаточного материала, готовности детей к уроку.

После начала урока.

Приветственное слово к обучающимся, гостям.

Готовят учебные принадлежности, занимают свои места.

Этап мотивации к учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Цель: привлечь внимание обучающихся, создать условия для определения специфики городов, поставить проблему, решению которой будет посвящен урок.

Назовите улицы нашего города, по которым вы сегодня пришли в лицей. Запишите их названия в тетрадь.

Обратите внимание на названия улиц средневекового Лондона, представленные на слайде. Предположите, почему улицы получали подобные названия?

(Уточняющие вопросы: В таком случае, какими видами деятельности занимались их жители?)

Учитель подводит учеников к пониманию проблемы занятия: средневековый город играл значимую роль в жизни общества. Соответственно выполнял функции, тождественные нашему времени и самобытные, отражающие особенности средневековой цивилизации.

1 вариант: Предположите, одинаковая ли роль была у средневековых и современных городов?

 2 вариант: Подумайте, являются ли современные города, как и средневековые, центром ремесла и торговли, или их роль в современном обществе шире?

Попробуйте определить цель сегодняшнего урока.

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

Улицы получали названия по роду занятий людей, проживающих на этой улице. Ремесло и торговля.

 

 

 

 

Цель: выяснить какова роль города в средневековой цивилизации.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: активизировать мышление учащихся, определить направление деятельности обучающихся на уроке.

Всегда ли существовали города. Были ли города в древнем мире? Какова судьба городов Западной Римской империи после завоевания германцев? Где уцелели города?

Как вы думаете, какие явления могли способствовать появлению городов в Средние века, если вспомнить об основной деятельности горожан?

Что, по вашему мнению, необходимо для развития ремесла и торговли?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем тему в тетрадь.

Города образовались после появления излишков, неравенства и выделения знати. Города были, но после захвата Римской империи варварами они были разрушены. Уцелели города в Византии.

Развитие ремесла и торговли.

Развитие сельского хозяйства, выделение ремесла как обособленного занятия.

О городе и ремесле.

Формирование средневекового города

Этап выявления места и причины затруднения и этап построения проекта и выхода из затруднения.

Цель: определить, каких знаний недостаточно для решения проблемы.

Что нам необходимо узнать, чтобы достичь поставленной цели, понять какова роль города в средневековом обществе?

Как вы понимаете, что такое средневековый город?

Действительно, когда ремесленники убегали от своего феодала, они селились вместе в поисках работы.

Теперь необходимо понять, как возникали города?

Ремесленники селились в людных местах, где можно было предложить товары и услуги. Объясните, почему названия многих средневековых городов имеют окончания: «бург» (крепость), «форд», «фурт» (брод), «бридж» (мост) или начинаются с приставки «Сен-», «Сент-», «Сан-» (святой), «честер» (лагерь). Используя карту «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.» учебника (с. 114–115), найдите как можно больше названий городов, имеющих такие окончания или приставки.

Предположите, где возникали средневековые города.

В X–XI вв. складываются условия для формирования городов. Необходимо понять, что же это за условия. Ваша задача составить логическую цепочку из словосочетаний, представленных на доске.

Применялся тяжёлый колёсный плуг с железными Лемехами; урожаи выросли более чем вдвое; ремесленник мог прокормиться своим ремеслом; крестьяне обменивали часть продуктов на изделия ремесленников; отделение профессионального ремесла от земледелия.

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: зачем был нужен средневековый город?

1) Что такое город?

2) Как он возникает в средневековом обществе?

3) Зачем он нужен?

Это места, где селились ремесленники и торговцы.

 

 

Работают с картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Города возникали на перекрёстках дорог, у речных переправ, у стен больших монастырей и замков феодалов.

Выполняют предложенное задание, стремясь проверить высказанную гипотезу о месте/причинах возникновения городов.

 

 

 

 

 

Обучающиеся осознают необходимость поиска выхода из затруднения.

Этап реализации построенного проекта.

Цель: создать условия для выявления функций (роли) города в средневековом обществе.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, какие функции были у средневекового города. Давайте попробуем понять, как был устроен средневековый город. Обратите внимание на схему средневекового города (представлена на слайде, Презентация).

На какие сооружения средневековья был похож город?

Как вы думаете, почему?

Какие основные части средневекового города вы можете назвать?

Подумайте, какую функцию средневекового города мы только что обсудили?

В городе проживало много людей и им было необходимо решать стоящие перед ними проблемы. Как, по вашему мнению, они могли решать эти проблемы?

Рассмотрите схему (Презентация) и подумайте, каким образом строилось управление средневековым городом?

Коме того, у города была и функция объединения. Кого же в таком случае объединяли города?

Вспомните, кто проживал в городе?

Рассмотрите изображения мастерской ремесленника. Ремесленника называли мастером и свои навыки, секреты и мастерство он передавал своим потомкам.

Кто работает в мастерской вместе с мастером?

У мастера было несколько помощников. Подмастерье и ученик. Подмастерье – это работник уже изучивший ремесло, который, сдав экзамен может стать мастером. Экзаменом являлось создание лучшего образца изделия – шедевра. Ученик – это работник, изучающий ремесло.

Кто общается в лавке с покупателями, заказчиками?

Какую работу, по-вашему мнению, выполняют ученики и подмастерья?

Каким же образом выстраивались отношения между мастером и его помощниками. Разобраться в этом вам поможет источник (Приложение 1). Ответьте на вопросы к источнику.

1) С какой целью родители определяли своих сыновей учениками в мастерские?

2) Между кем заключался договор о найме ученика?

3) Какие обязательства брал на себя мастер?

4) Какими правами обладал ученик?

В чем же состояла функция объединения? В городах создавались цехи, объединяющие ремесленников.

Чтобы понять, что такое цех и для чего он нужен, обратимся к видеофрагменту. При работе с материалом необходимо понять:

1. Что такое цех?

2. С какой целью он создавался?

3. Что относилось к функциям цеха? (Приложение 2)

От чего им необходимо было защищаться? От конкуренции сельских ремесленников, от власти феодалов.

Цех полностью регулировал производство и жизнь ремесленников. Мастера избирали из своего числа старшин, которые должны были следить за соблюдением устава цеха. Спустя время цех стал ограничивать процесс перехода подмастерьев в статус мастеров. Этот процесс стал доступен только для родственников мастера, так появилась категория «вечных подмастерьев».

Можно ли это назвать положительным проявлением цехов?

Чтобы лучше разобраться с функциями цехов обратимся к источнику.

Это позволит нам с вами говорить о еще одной функции города – о функции развития (Приложение 3). Ответьте на вопросы к источнику.

1. Какие нормы прописывались в уставах?

2. Какие из них положительно сказывались на ремесленном производстве?

3. Какие нормы тормозили развитие ремесленного производства?

Таким образом функция развития включает в себя опыт мастеров, профессиональную деятельность, красоту изделий.

Рассмотрите изображение на странице 108, изделие ремесленников. Как вы думаете легко ли было создать подобное изделие.

Работают со схемой средневекового города.

 

 

 

 

На рыцарский замок.

Необходимо было защищаться от врагов.

 

Крепостные стены, церковь, ратуша.

Защита.

С помощью самоуправления.

Во главе города находился мэр, ему подчинялся государственный совет, который решал основные вопросы, касающиеся руководства городом.

Ремесленники.

 

 

 

 

 

 

 

Еще несколько учеников.

 

 

 

 

 

Сам мастер.

Подмастерья помогают мастеру создавать изделия, подготавливают материал. Ученики изучают ремесло, выполняют подсобную работу.

 

 

1. Учиться ремеслу.

2. Между отцом. ученика и мастером

3. Обучать ремеслу и кормить ученика.

4. Обучаться ремеслу, стать членом цеха, изучив ремесло.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Это объединение ремесленников одной специальности.

2. Для помощи мастерам внутри одной специальности, для защиты своих прав.

3. Помощь мастерам, попавшим в тяжелую ситуацию.

4. Помощь больным людям (создание больниц).

 

 

 

 

 

Обучающиеся дают оценку роли цеха в городской жизни средневековых городов.

1. Как производить товар, отношения мастеров с учениками.

2. Определение качества товара, ограничение рабочего времени днем.

3. Ограничение количества учеников у мастера.

Тяжело. Каждое изделие являлось произведением искусства.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: рефлексия достижения поставленной цели урока.

Рассмотрите изображение 1 и 3 на странице 107. Представьте, что вы посетители мастерской.

Посмотрите по сторонам, налево, направо. Попросите показать (укажите руками) на товар слева, справа. Попрощайтесь с ремесленником (поклонитесь ему).

Теперь представьте, что вы работники мастерской. Вытяните нитку как можно дальше, а теперь, представьте, что вы встали после долгой работы и потянитесь.

Как вы думаете, обо всех ли функциях города мы с вами поговорили на сегодняшнем уроке. Но мы можем составить представление о роли городов в средневековой цивилизации.

Теперь давайте, проверим, как вы поняли сегодняшний материал.

Для этого ответим на вопросы, которые поставили в начале урока.

1) Что такое город?

2) Как он возникает в средневековом обществе?

3) Зачем он нужен?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения о роли средневековых городов.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: Повторить и закрепить полученные на уроке знания.

Распределите фразы по группам, проверьте ответ выполнение задания друг у друга. Теперь проверьте ответ по эталону, представленному на слайде (Презентация).

Вспомним, какими источниками мы пользовались сегодня на уроке и восстановим соответствие, представленное на слайде, для того, чтобы понять, какие источники нам с вами сегодня помогли.

Выполняют задание.

 

 

Выполняют задание.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: оценка обучающимися собственной работы на уроке.

Закончите одно из предложений.

 

Сегодня на уроке меня заинтересовало…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне непонятно…

 

 

Отвечают на вопросы.

Инструктаж домашнего задания

§13, вопросы после §.

Для желающих:

1. Нарисовать картину, изображающую день в городе или ремесленную мастерскую.

2. Написать рассказ от лица горожанина об одном дне из его жизни (с описанием города и его занятий).

Записывают.

Приложение 1.

Договор о найме ученика кельнским золотых дел мастером Айльфом Брувером. 1404 год, 24 января

Я, Иоганн Тойнбург, старый бюргер города Кельна, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего законного сына Тениса, изъявившего на это свое согласие, для изучения ремесла золотых дел мастера в Кельне. Тенис обязан верою служить вышеуказанному Айльфу Бруверу 8 лет без перерыва, начиная со дня св. апостола Матвея [с 25 февраля].

...Мастер Айльф обязан кормить моего сына все вышеуказанные 8 лет. Я же, вышеназванный Иоганн, обязываюсь все 8 лет честно одевать его (т. е. соответственно занимаемому им положению). Если случится, что вышеуказанный Тенис, сын мой, умрет в течение первого года этих восьми лет, то вышеназванный мастер Айльф обязан вернуть мне 8 гульденов из тех 16 гульденов, которые я дал ему теперь вперед. Но если сын мой, тот же Тенис, проживет один день больше первого года то вышеназванный мастер Айльф не обязан вернуть ни одного геллера ни мне, ни моим наследникам.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от вышеуказанного Айльфа, моего мастера, и стану самостоятельно заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру Айльфу штраф в 42 гульдена… А сверх того я, Тенис, тем не менее остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8 лет, как это обычно принято в Кельне, в вышеуказанном цехе.

(Loesch, Koelner Zunfturkunden, II, № 439, S. 221 – 222)

1) С какой целью родители определяли своих сыновей учениками в мастерские?

2) Между кем заключался договор о найме ученика?

3) Какие обязательства брал на себя мастер?

4) Какими правами обладал ученик?

Приложение 2.

Вопросы к фрагменту фильма «В дороге и городе. Среди купцов, ремесленников и простых людей»:

1. Что такое цех?

2. С какой целью он создавался?

3. Что относилось к функциям цеха?

Приложение 3.            

I. Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

II. Постановление лондонского цеха ткачей.

Ни один ткач не возьмёт ученика на срок меньший, чем 7 лет… Ремесленник работает хорошо и честно и не работает ночью…

Ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – добротой и хорошо сделанной. Ткань в стиле «меньюет», должна иметь в весе, по крайней мере, 9 фунтов, когда она выходит из рук ткача… И должны быть назначены контролёры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткача.

1. Какие нормы прописывались в уставах?

2. Какие из них положительно сказывались на ремесленном производстве?

3. Какие нормы тормозили развитие ремесленного производства?

Приложение 4. Презентация «Урок. Средневековый город».

Приложение 5. Фрагмент фильма «Средние века. Город».

Количество просмотров: 11744  

Комментарии

ничего не понятно

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы