Богданова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования
ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель
МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО»

 
Доброе время суток всем тем, кто, несмотря на осень за окном, верит в то, что лето всегда возвращается!!!

Каждый сам выбирает через какое стекло смотреть на мир:

через тёмное или светлое

Рей Бредбери

Не знаю как Вы, но Я выбираю для себя светлое… летнее и солнечное, наполненное идеями и творчеством, встречами, искренностями и удивительностями… то самое стекло, через которое так отчетливо видны все летние воспоминания. Каким было это лето?  … интересным, полным открытий, дерзких мечтаний и их исполнений. Анализируя то, что происходило летом 2016 года, я, как главный эксперт МКУ ГКЦ «СОЛО» выделила несколько его основных содержательных тенденций.

Сильной стороной содержательной составляющей программ деятельности детских лагерей в этом году стала патриотическая тематика, связанная с одной стороны с отражением в содержании программ и формах их реализации ключевой идеи 2016 года – Года Российского кино. Это нашло свое отражение в знакомстве детей с лучшими продуктами отечественного кинематографа, его историей и традициями. Помимо этого, патриотическая составляющая ярко проявилась в программах и мероприятиях, ориентированных на знакомство детей с историей, культурой и современностью Новосибирска посредством организации тематических квестов по улицам города, составлением интерактивных карт города, календаря гордости Новосибирска и многого другого.

Еще одной содержательной особенностью программ летних смен этого года стало усиление профориентационной составляющей, направленной на актуализацию профессионального самоопределения школьников и их знакомство с миром профессий. Эта деятельность проявилась в реализации идеи года Российского кино как через знакомство детей с киноиндустрией и возможностью, пройдя мастер-классы и обучающие занятия, примерить на себя ту или иную профессию мира кино, так и в продуктивной деятельности школьников, связанной с созданием собственной кино- и видеопродукции: мультфильмов, анимационных роликов, видеоновостей и много другого.

Профориентационная составляющая проявилась и в деятельности профильных отрядов, активно создаваемых на базах лагерей с дневным пребыванием. Деятельность таких отрядов представлена различной направленностью: экологической, биолого-технологической, инженерной, физико-технологической, исследовательской и многих других. Это позволило, с одной стороны, расширить возраст детей, отдыхающих в ЛДП и активно привлечь учеников 6-8 классов в такие отряды, а с другой – создавать пролонгированные образовательные и исследовательские проекты для последующей их реализации в течение учебного года.

Именно эти тенденции нашли свое отражение в программах, которые я с удовольствием представляю Вам в рубрике  «Новости каникул», в которой вас ждут:

 

– летняя экспедиция юных экологов от МБОУ Лицей № 130;

– Сон длиною в лето. За гранью реальности от МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»;

– Режиссёры собственного лета от МБОУ СОШ № 92;

– По тайным тропам Робинзона от МБУДО ЦДТ «Содружество»;

– Новосибирск – мой любимый город от МБОУ СОШ № 151;

– ПсихологиЯ от МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»;

– «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!» от МБУДО «ДДТ «Кировский»;

– Биолого-технологическая школа «Sintez» от МБОУ СОШ № 23.

ДООЦ «Кировский» в этом году успешно прошел защиту на звание «Лагерь-мастер» и стал одним из 10 загородных лагерей Новосибирской области, удостоенных этого почетного звания, с чем мы все его, кончено же, поздравляем. И в рубрике «Вожатые 21 века» я хочу представить исследовательскую деятельность вожатых ДООЦ «Кировский». Приятно осознавать, что вожатые обладают исследовательскими компетенциями, что лето в лагере для них не просто место творчества и самореализации, но еще и умение видеть проблемы, которые возникают у детей, способность эти проблемы диагностировать, исследовать, изучать и предлагать свои способы их решения. Тематика вожатских исследований достаточно широка:

– Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ;

– Первые дни заезда …или как помочь ребенку адаптироваться в лагере;

– В стремлении вести за собой …или портрет хорошего вожатого;

– Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации.

Такое вот интересное и насыщенное получилось лето 2016 года. Свои идеи и предложения по сотрудничеству высылайте на электронный адрес: elbogd@mail.ru. Более подробную информацию обо всем, что касается каникулярного отдыха школьников города Новосибирска, Вы сможете найти на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» www.centrsolo.ru.

 

НОВОСТИ КАНИКУЛ

Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)

Капустина Наталья Юрьевна

Путь предстоял совсем нелегкий... Еще перед отъездом стало понятно, что выбранное для стоянки место в этом году довольно далеко от цивилизации и конечно от всех ее благ (впрочем, это уже традиция «Чем дальше, тем лучше»). Машины трясло и подбрасывало на труднопроходимых проселочных дорогах, которые иногда и вовсе были перегорожены упавшими деревьями.

Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»

Брынькина Елена Викторовна, Ваккер Инна Борисовна

По традиции название и идея смены определяется путём анкетирования детей и родителей вожатским отрядом. В 2016 году наибольшее признание получила идея «Сон длиною в лето. За гранью реальности». Её основная линия это – предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребёнка, создание условий для формирования социально-активной личности, для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92

Шишкина Любовь Васильевна, Гурова Марина Ивановна, Турова Анна Александровна

Организация летнего отдыха детей в условиях города – задача непростая. Одной из актуальных форм её решения становится работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Каникулярный период деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием создаёт благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов. Ценность такой формы работы с детьми состоит в том, что и ребёнок и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога.

По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»

Балакина Анфиса Николаевна

Когда ты выезжаешь за город, по дороге путешествуя, мимо мелькает лес, деревья, заповедные места. И ты начинаешь задумываться: а если ты один в этом лесу, что делать и как выжить? И здесь сразу вспоминается герой Даниеля Дефо Робинзон Крузо. Что помогло ему выжить на необитаемом острове?

Первое желание – выжить и цель – возвращение на Родину. Второе – знания и практические навыки. Именно знания и навыки позволили Робинзону использовать ВСЕ возможности, которые имелись на острове: растения, животные, земля.

Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151

Алфёрова Светлана Анатольевна, Назарова Наталья Анатольевна, Никитина Алеся Анатольевна

Изучение истории родной земли, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к малой и большой Родине. Проект направлен на то, чтобы научить детей уважительно относиться к традициям родного края, формировать чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Содержание и форма проведения мероприятий в рамках проекта соответствуют возрастным особенностям детей.

ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»

Антипина Надежда Матвеевна

Здоровье формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов. С 2003 года в «Тимуровце» реализуется комплексная оздоровительная программа «Педагогика здоровья». Программа не является сводом неизменных конкретных указаний и правил. Она постоянно совершенствуется с учётом новых научных разработок, регионом проживания отдыхающих детей, количеством детей, требований времени и социальных заказов.

«Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»

Милешенко Татьяна Петровна, Перцева Елена Юрьевна

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, воплощения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация летних оздоровительных лагерей – одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23

Хамидуллина Татьяна Александровна, Царева Елена Валентиновна

Биологическая школа как профильная смена в течение трёх лет работает на базе МБОУ СОШ № 23. С сентября 2015 года Биологическая школа реорганизована в Биолого-технологическую школу «Sintez» с реализацией районной профильной смены.

ВОЖАТЫЕ XXI ВЕКА

Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ

Андреевская Ульяна Сергеевна

Летний оздоровительный лагерь – основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, который организует отдых детей в период летних каникул. Самым многогранным, сложным вопросом в детских лагерях является физическое воспитание [2]. Физическое воспитание, на мой взгляд, начинается с зарядки. Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Лучше всего зарядку проводить на свежем воздухе или спортивном зале, используя ритмичную музыку.

Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере

Двуреченская Софья Евгеньевна

Адаптационный период в лагере – это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми [1]. Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот. Не дать уехать домой, находить как можно больше дел для него, защищать от нападок детей, создание благоприятного психологического климата детского коллектива. С первых же минут взаимодействия педагога с детьми, необходимо осуществлять данную задачу.

В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого

Кириллова Анастасия Сергеевна

Все мы знаем, что в детских лагерях проводится очень много общелагерных мероприятий, в которых дети всегда участвуют. Но бОльшую роль для детей играет отрядная работа, которая в первую очередь зависит от личностных качеств вожатого. Какими же качествами должен обладать хороший вожатый и как эти качества влияют на отрядную работу?

Цель моей исследовательской работы: cоставить «Портрет хорошего вожатого».

Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации

Симанская Валерия Викторовна

Период отрочества (юношества) один из самых сложных возрастов в жизни человека. Именно в этот период происходят самые важные изменения в человеке. Начиная от физических (биологических) изменений и заканчивая становлением характера и личности ребенка.

Цель моей исследовательской работы – найти способ решения проблемы неконтактности ребенка-подростка в стрессовой ситуации, находящегося в лагере.