Формирование комплекса универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью (на примере работы изостудии «Звездочки» МБУДО ЦДО «Алые паруса»)

 
 

Живетьева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Формирование комплекса универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью (на примере работы изостудии «Звездочки» МБУДО ЦДО «Алые паруса»)

Изостудия «Звездочки» Центра дополнительного образования «Алые паруса» была организована в сентябре 2010 года. За время существования студийцы становились победителями и призерами городских, всероссийских, международных конкурсов. На занятиях дети дошкольного возраста знакомятся с различными техниками, видами и жанрами изобразительного искусства – рисуют гуашью, акварелью, карандашами и фломастерами; лепят из пластилина, соленого теста и глины; на занятиях по бумагопластике делают плоскостные и объемные аппликации. Чтобы занятия были интересными и полезными для ребенка, педагог использует подвижные и развивающие игры (для развития художественных способностей).

Обучение изобразительной деятельности в изостудии проводится по авторской программе «Детская художественная мастерская». Программа предполагает выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка и профессиональную ориентацию, что предполагает освоение целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования и попытку сформулировать комплекс УУД, которые может получить ребенок в процессе обучения.

Целевые ориентиры освоения программы:

На занятии ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественной деятельности: самостоятельно выбирает материал для творческой работы, готовит рабочее место для занятия и приводит его в порядок после занятия; проявляет инициативу в выборе сюжета, техники для изображения при выполнении работы; может решить проблемы без помощи взрослого. Для этого педагогом используются игровые приемы, позволяющие ребенку легко выучить правила обращения с различными инструментами и материалами, познакомиться с их характерными особенностями; постоянное повторение правил обращения с инструментами и материалами; изучение техники безопасности при работе с ножницами; правила подготовки рабочего места. Для воспитания аккуратности и терпения педагогом постоянно подчеркиваются лучшие моменты работы ребенка: похвала стимулирует к качественному выполнению задания.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, к разным видам изобразительной деятельности; успешно взаимодействует со сверстниками, педагогом при создании коллективной композиции и в игре; проявляет положительный эмоциональный отклик на успехи свои и других детей.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах изобразительной деятельности, освоенных ребенком; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок обладает предпосылками к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений изобразительного искусства, мира природы; имеет представление о жанрах и видах изобразительного искусства; умеет радоваться красоте природы, произведений искусств, процессу рисования; различает разные эмоциональные состояния и умеет передавать их с помощью выразительных средств; обладает потребностью в самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

К окончанию обучения по программе ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Ребенок способен к волевым усилиям; может доводить начатую работу до конца; исправлять ошибки, на которые указывает педагог; умеет уступать, объяснить свои мысли. Умеет терпеливо слушать, соглашаться с мнением другого человека, спокойно отстаивать свою позицию в рамках обсуждения работ коллективно-творческой мастерской как одной из форм организации работы по данной программе. На занятиях внимателен, организован, аккуратен, последовательно выполняет работу.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых изобразительных техник. Положительно относится к занятиям. Интерес к занятиям основан на ярко выраженной познавательной потребности.

В процессе систематических занятий изобразительной деятельностью по программе формируются регулятивные УУД:

целеполагание – умение сохранять заданную цель;

планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и принимать ее.

Предпосылками регулятивных УУД у дошкольников являются:

– Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Репродуктивные задания, наряду с творческими, являются неотъемлемой частью обучения изобразительному творчеству. При обучении профессиональных художников в средних и высших учебных заведениях копирование является обязательной частью программы. Качественно, вдумчиво выполненная копия картины или рисунка позволяют глубже понять технику изучаемого художника. В начале обучения ребенок может испытывать страх, неуверенность в своих силах перед поставленной творческой задачей. Поэтому начинать обучение следует с репродуктивных заданий (по образцу), чтобы дать ребенку возможность почувствовать свои силы, приобрести базовые технические изобразительные навыки. С течением времени количество творческих заданий должно расти, но занятия по образцу также необходимы (для знакомства с новой техникой, тренировки руки и глаза и т.д.).

– Умение сохранять заданную цель, умение контролировать свою деятельность по результату. В процессе любой творческой или учебной работы ребенок должен представлять себе примерный конечный результат. Результат может отличаться от задуманного изначально, т.к. в процессе работы замысел всегда обогащается новыми фантазиями, идеями, однако изначально поставленная цель (тема занятия) должна быть выдержана. Для включения ребенка в этот процесс, мотивации не ухода в сторону от темы в начале занятия используется общая «завязка» – либо игра, по смыслу связанная с заданием, либо чтение литературного произведения, и т.п. Также в конце занятия происходит обсуждение получившихся работ. Это стимулирует ребенка придерживаться заданной темы.

– Умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей. В результате систематических занятий по программе ребенок обучается умению пользоваться различными материалами, приемами; знает последовательность выполнения работы, например, при рисовании пейзажа самым первым действием является определение линии горизонта на картине.

– Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Особенностью дошкольного возраста является неспособность ребенка самостоятельно искать ошибки, дети склонны считать свой рисунок или поделку «идеальными». Такая точка зрения заслуживает уважения: в свободное время, рисуя дома, ребенок сам определяет тему и цель своего рисунка, сам их придерживается, и никто не имеет права вмешиваться в его творческий процесс, искать ошибки и недостатки в творческой работе. На занятиях в студии педагог должен подчеркнуть, что учебные занятия предполагают советы со стороны педагога, к которым нужно прислушиваться, чтобы рисунок или поделка получились более аккуратными и красивыми. В целом, дети дошкольного возраста достаточно послушно исправляют ошибки, на которые указывает педагог. Это происходит в том случае, если ребенок доверяет профессионализму педагога. Для стимулирования прилежания можно сравнивать работу ребенка с его же предыдущей (более удачной), поощрять его «похвалой-авансом» («Я знаю, что ты можешь»). В случае удачного исправления ошибки обязательно нужно похвалить ученика, возможно, показать его работу по исправлению недочетов как пример другим ребятам. Также важным является процесс по развитию навыка самостоятельного анализа своей работы, самостоятельного поиска ошибок.  Например, с возраста 6-7 лет можно не указывать ребенку на недочеты, а попросить самостоятельно найти их в рисунке.

– Умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника. Если оценку педагога дошкольник воспринимает достаточно спокойно, уважая его авторитет, то в начале обучения оценку сверстника или родителя может воспринимать болезненно и даже агрессивно. Важным является научить ребенка спокойно воспринимать критику и отстаивать свою точку зрения. Даже в дошкольном возрасте можно объяснить детям, что особенность предмета «изобразительное творчество» – это разные, непохожие друг на друга рисунки на одну и ту же заданную тему; этот предмет подразумевает многовариантность решения единой поставленной задачи. Как педагог всегда подчеркиваю, что в конце занятия мне и родителям детей неинтересно смотреть на несколько одинаковых рисунков; предлагаю придумывать детали, фантазировать, не срисовывать друг у друга, хвалю за интересные находки. При таком подходе (приоритет творческого, индивидуального рисования) ребенок через некоторое время после начала обучения учится ценить работу другого человека, его индивидуальный поиск и взгляд на мир; а также обосновывать свою точку зрения и отстаивать свое видение единой поставленной задачи.

– Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор. При обучении в изостудии ребенок приобретает широкие возможности в использовании различных техник и материалов. У детей складываются личные предпочтения к какому-либо виду живописи (акварель, гуашь), графики (рисование карандашами, пастелью, капиллярными ручками, фломастерами), появляются любимые приемы в аппликации и лепке. При таком подходе у ребенка не возникает проблемы выбора при свободно-творческом рисовании или в декоративно-прикладном творчестве. Ребенок без труда делает выбор в пользу любимых техник и материалов.

– Умение удерживать внимание, слушая текст, рассматривая репродукцию. Проблема тренировки произвольного внимания дошкольников – одна из особо острых и болезненных. К возрасту 7 лет (к началу обучения в школе) ребенок должен удерживать внимание в течение 5-10 минут. На практике многие дети к этому возрасту обладают рассеянным вниманием, не умеют его концентрировать. Обучение по программе «Детская художественная мастерская» предполагает постепенное развитие произвольного внимания у дошкольника, в т. ч. с использованием игровых методик, стабильно находящих положительный отклик у детей. Для включения ребенка в процесс рассматривания репродукции или слушания текста мной используется прием «вопрос-ответ», когда объяснение происходит в форме диалога с учениками для поддержания интереса к теме. Небольшая наполняемость групп, в отличие от среднестатистического класса в школе (25-30 человек) или группы в детском саду (около 25 человек), позволяет спокойно вести такой диалог с возможностью высказаться каждому желающему ребенку.

– Умение правильно держать инструменты (карандаш, кисть, ножницы и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук. Все виды художественно-творческих работ (рисование, лепка, вырезание ножницами и наклеивание бумаги) являются средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Высокая степень развития мелкой моторики кисти, которая приобретается вследствие систематических занятий различными видами изобразительного творчества в дошкольном возрасте, пригодится ребенку при обучении в школе и в дальнейшей взрослой жизни.

В процессе систематических занятий изобразительной деятельностью по программе «Детская художественная мастерская» формируются личностные УУД:

самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);

смыслообразование – смысл и мотивация к будущей учебной деятельности (какое значение, смысл имеет для меня учение);

нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД у дошкольника, активно развиваемыми педагогом в ходе занятий, являются:

– Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания. Осознанный выбор изобразительной деятельности как «дела для души», стремление к дальнейшему изучению изобразительных дисциплин, применение рисования для коррекции своего психологического состояния. Использование полученных знаний в жизни (умение сделать подарок своими руками, украсить свою комнату, помочь в детском саду с оформлением к празднику или в рисовании стенгазеты и т. п.)

– Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами. Сотрудничество с детьми и взрослыми в процессе совместной коллективно-творческой деятельности развивает умение ребенка самостоятельно соблюдать нормы и правила поведения, помогать одногруппникам и педагогу, воспринимать себя как часть коллектива. В процессе взаимодействия приходит понимание важности уважения к другой личности и чужому личному пространству, иному мнению. Приходит понимание того, что все конфликтные ситуации должны решаться дипломатическим способом.

– Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебном процессе ребенок-дошкольник учится подчинять свою волю воле педагога, конструктивно взаимодействовать с педагогом и одногруппниками, осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками. В процессе учебного взаимодействия ребенок учится различным приемам общения со сверстниками (на одном с ними уровне), с педагогом (на другом уровне), с приглашенными взрослыми (на интегрированных занятиях или встречах с интересными людьми).

– Формирование познавательной и социальной мотивации. В процессе обучения изобразительному искусству появляются: стремление получать новые знания по предмету, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; читать книги и смотреть телепрограммы по изобразительному искусству; посещать выставки. Познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Поэтому так важен контакт педагога с семьей. Важно объяснить родителям необходимость систематического посещения изостудии, поддержки и интереса к успехам ребенка со стороны членов семьи. В процессе обучения предмету по программе происходит постепенное формирование социальной мотивации через активную выставочную и коллективно-творческую деятельность: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха в освоении деятельности, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми.

– Формирование адекватной самооценки. Очень важным для формирования адекватной самооценки является работа с семьей. Необходимо донести до родителей правила общения с ребенком. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Недопустимо также сравнивать рисунок ребенка с чьим-то другим. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть. Педагог и родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

– Формирование умения прийти на помощь другу, одногруппнику и т. п. В процессе обучения у ребят складываются личные предпочтения в общении, появляются друзья и приятели. Общение продолжается и вне стен учреждения дополнительного образования (это особенно актуально для детей, не посещающих детский сад и лишенных возможности общаться с большим количеством сверстников). Доброжелательное общение внутри группы, атмосфера взаимопомощи и взаимовыручки, занятия в «коллективной мастерской» (когда каждый выполняет свою часть задания) развивают коммуникативные навыки каждого ребенка.

– Формирование способности учитывать чужую точку зрения. Особенность художественных дисциплин подразумевает получение различного результата при одной для всех поставленной задаче. Художественное творчество предполагает различные способы самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. В нашем случае со времени дошкольного детства воспитывается умение уважительно относиться к иному мнению; принимать своеобразное видение мира другим человеком; его индивидуальную манеру, ритм и темп работы. Это способствует воспитанию терпимости к чужому мировоззрению, т. е. толерантности.

– Воспитание нравственных ориентиров. Духовно-нравственное воспитание всегда было одним из ключевых направлений на занятиях по предметам эстетического цикла. На этих занятиях дошкольники получают представления об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Искусство пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. Также искусство способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. В нашем случае не случайно в программу включен блок традиционных русских росписей, отражающих преемственность быта и русской традиционной культуры, особенностей сибирского региона.

Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу.

Количество просмотров: 8448  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы