Особенности подготовки экскурсии по военной истории для дошкольников и младших школьников

 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Особенности подготовки экскурсии по военной истории для дошкольников и младших школьников

Современность требует от педагога применения в своей практике новых технологий обучения, в том числе и во внеклассной деятельности. Большая роль в воспитательной Программе нашей школы отводится музею Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии. В план работы музея внесены разные формы деятельности; среди них особое значение место мы придаём циклу музейно-педагогических занятий с младшими школьниками и воспитанниками уровня дошкольного образования, соблюдая при этом принцип преемственности. Программа занятий соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с реалиями сегодняшнего дня; разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на реализацию гражданско-патриотического воспитания. 

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Поэтому все наши музейные занятия проходят в игровой форме.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому лишь неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Иными словами, посещение музея не должно быть одноразовым – наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы, что, к сожалению, не всегда осуществляется на практике. Причина этого – несогласованность планов воспитательной работы школы и дошкольного учреждения. Иногда первое посещение дошкольниками музея становится единственным и не имеет должного воспитательного значения. Что касается младших школьников, экскурсии и музейные занятия для них обычно бывают приурочены к памятным датам, и провести полноценный цикл музейно-педагогических занятий становится затруднительно. План воспитательной работы школы очень насыщен мероприятиями, каждый классный коллектив проводит свои классные часы, беседы и т.д.; кроме того, это музейные и библиотечные мероприятия – и это только внутри школы! Плюс мероприятия по районному плану. Порой учителям приходится выбирать, в каком мероприятии принять участие (к примеру, экскурсии, посвящённые дню снятия Блокады Ленинграда, посещают мало классов начальной школы по той простой причине, что в эти же дни в школе проводятся мероприятия, посвящённые Рождественским праздникам, и учителя с большей охотой ведут детей в музей Русской народной культуры, нежели в музей Боевой славы.  А дети идут туда, куда их ведёт учитель).

Кроме того, имеются и так называемые «внутренние» факторы, затрудняющие проведение в полном объёме цикла занятий. Сюда можно отнести старение материальной базы музея и отсутствие финансирования для её обновления, а также проблемы в обучении экскурсоводов и лекторских групп. В школьном музее, как и в любом другом, должны постоянно появляться новые экспонаты, обновляться стенды и витрины, то есть содержание музея не должно быть статичным, иначе детям там будет просто неинтересно! Наш музей был открыт в 1975 году, и не все стенды пока заменены на новые. 

В Активе нашего музея – учащиеся третьих-четвёртых классов, и проведение экскурсий для них является ещё трудной задачей. А старшеклассники к такой работе не проявляют интереса, хотя раньше в музее работали очень дружные и сильные коллективы.

Тем не менее, музей работает достаточно стабильно, экскурсии и музейные занятия для малышей проводятся, и в качестве примера предлагаю конспект одного из таких занятий.

Тема: «Солдат идёт на фронт».

Участники: воспитанники уровня дошкольного образования МБОУ СОШ № 15 (5-6 лет).

Цель занятия: Создание благоприятных условий для формирования основ   музейной культуры и уважительного отношения дошкольников к истории нашей малой родины.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с некоторыми музейными предметами времён Великой Отечественной войны.
  2. Рассказать, как вещь становится музейным экспонатом.
  3. Провести ролевую игру «Солдат идёт на фронт» (для закрепления изученного материала).

Оборудование: музейная экспресс-экспозиция (стенд «Солдат идёт на фронт» с предметами времён В.О.В.), магнитофон с аудиозаписями песен военных лет, указка.

Ход занятия:

Звучит музыка военных лет. Дети входят в музей, где для них приготовлены стулья перед стендом «Солдат идёт на фронт». Педагог приветствует ребят, предлагает им садиться.

Начинается диалог.

Педагог: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем знакомство с экспозицией музея Боевой славы нашей школы. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по выставке «Солдат идёт на фронт». Перед вами стенд, на котором находятся музейные предметы времён Великой Отечественной войны, отсюда мы и отправимся в наше путешествие. Но прежде давайте вспомним то, о чём мы говорили на первом занятии.

(Вопросы педагога и ответы детей по теме первого занятия «Знакомство с музеем»).

Педагог: Ребята, вы молодцы, что так хорошо всё запомнили.

А теперь отправляемся в путешествие! Прежде всего, нам нужно соответственно одеться, ведь наше путешествие будет по военным местам! Посмотрите на выставку: какие вещи нам с вами пригодятся?

(Дети называют предметы одежды, а педагог проговаривает их правильные названия, например, «гимнастёрка», «шинель», «китель», «ремень» и т.д.).

Педагог: Теперь нам с вами нужно подкрепиться перед походом. На нашей выставке есть необходимые для этого предметы, которые я вас прошу найти.

(Дети выходят поочерёдно к выставке, находят предметы военного быта, называют их, а педагог проговаривает их правильные названия, например, «фляжка», «котелок» и показывает, как этими предметами пользоваться).

Педагог: Ребята! Внимательно посмотрите на самую верхнюю полочку, где стоит макет военного самолёта. Этот макет музею подарили ветераны дивизии к 30-летию Победы. Именно на таких самолётах сражались наши лётчики в годы войны.

 (Педагог предлагает ребятам рассмотреть поближе макет самолёта, называя все его основные части).

А для того, чтобы нам в пути не заблудиться, нам нужна карта! На большом стенде мы с вами уже выдели карту боевого пути 278-й авиадивизии, но ведь такую карту с собой не возьмёшь, нужна другая. Кто из вас уже увидел её?

(Дети выходят, находят карту местности и слушают рассказ педагога о том, как такой картой пользоваться)

Педагог: Какие вы сегодня молодцы! Очень приятно с такими друзьями ходить в поход! Давайте продолжим наш разговор и обратимся к выставке: здесь есть ещё несколько предметов. Посмотрите и скажите, для чего они?

(На выставке есть полевая сумка, кобура от пистолета; дети с интересом рассматривают эти предметы и обсуждают их назначение).

Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня вы активны и любознательны, столько новых предметов узнали! А как, по-вашему, вещи попадают в музей?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно. Вещи приносят в музей разные люди. Но есть и другие способы поступления, например, поисковая деятельность. Очень давно, в 1972 году в нашей школе работала Мария Павловна Затёсана, учитель немецкого языка. Именно она организовала группу учащихся для похода по местам боёв. Наши ребята побывали в разных городах: Новороссийске, Крымске, Абинске, других городах и посёлках. И там они разыскали предметы времён Великой Отечественной войны и привезли их в школу. Ребята с помощью взрослых смастерили простые стенды и стеллажи и на них разместили привезённые предметы. Но, прежде чем проводить экскурсии, нужно было все эти предметы изучить. Как это делается? Давайте с вами попробуем рассказать о каком-нибудь предмете, например, возьмём эту книгу, которая так понравилась Лизе. С чего бы вы начали ваш рассказ?

(Ответы детей. Педагог помогает детям, задаёт вопросы: «Из чего сделан предмет?», «Какой формы и какого цвета предмет?», «Для чего он нужен?» и т.д.).

Педагог: Хорошо. Вот мы и составили рассказ о книге, теперь это не просто предмет, а музейный экспонат, то есть «музейный предмет, выставленный для обозрения». Теперь вы можете смело рассказывать об этой книге своим товарищам. А сейчас я предлагаю провести игру, в которой каждый сможет поучаствовать и показать, как он усвоил изученный материал.

(Педагог задаёт вопрос: «Что нужно взять солдату на фронт?» Дети поочерёдно выходят к стенду, берут и называют предметы; рассказывают то, что о них узнали и запомнили).

Педагог: Молодцы! А теперь давайте вместе подведём итог нашей встречи. Мы познакомились с разными музейными предметами, узнали, как они попадают в музей, как устроены и для чего нужны. И теперь нам пора возвращаться из путешествия. До свидания, до новых встреч!

(Занятие заканчивается минутой молчания у «Вечного огня»).

Список литературы

  1. Документы музея.
  2. Краткий словарь музейных терминов. (В помощь руководителю музея ОУ)/ Сост. В.А.Орлова. - Н.: МИРОНО, 2008.
  3. Музейная экспресс-экспозиция «Солдат идёт на фронт».
Количество просмотров: 10408  

Комментарии

Валентина Михайловна снова "взращивает" "Золотую лигу"))) УДАЧИ!
Ох, Наталья, этим малышам до Золотой лиги ещё шагать да шагать:) но спасибо за позитив!
Валентина Михайловна, здравствуйте! Новый виток музейной активности - это здорово! "Планшетное поколение" уже почти не заведешь в музей для работы, а "малявочкам" все очень интересно, особенно их самостоятельное выступление перед друзьями. А зная ваше серьезное отношение к выбранной методике в работе и тщательнейшую подготовку к каждому мероприятию, можно с уверенностью сказать, что через пяток лет - это ВАШ музейный актив. МОЛОДЕЦ!
Спасибо, Ольга Константиновна, за внимание к статье и оценку работы в целом! Действительно, малышам интересно буквально всё, именно в этот период и закладываются у них основы основ, и мы, взрослые, не должны такую возможность упустить.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы