Город без границ: освоение городской среды детьми-инвалидами, обучающимися в инклюзивном образовательном пространстве

 
 

Жеребненко Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 
 
 

Малюшина Татьяна Геннадьевна,

педагог-психолог

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 
 
 

Хромова Ирина Валерьевна,

методист МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Город без границ: освоение городской среды детьми-инвалидами, обучающимися в инклюзивном образовательном пространстве

Программа инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений работы Дома детского творчества им. В. Дубинина, реализуется с 2013 года, прошла стадии разработки, апробации и внедрения. Сегодня в Доме творчества дополнительные общеобразовательные программы осваивают более 40 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 25 детей с инвалидностью.

Модель инклюзивного образовательного пространства учреждения вариативна и разнообразна по организационно-педагогическим формам включения детей в освоение дополнительных образовательных программ. Так по запросу родителей детей-инвалидов, большинство из которых не передвигается самостоятельно, было создано специализированное детское объединение художественной направленности студия «Семицветик», где в форме групповых и индивидуальных занятий дети могут заниматься музыкой, изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством.

Отметим, что в процессе разработки модели инклюзивного образовательного пространства мы не планировали организацию специализированного детского объединения, однако столкнулись с необходимостью преодоления не только барьеров архитектурной среды, но и страхов и тревог семей детей с инвалидностью.

Педагогический коллектив студии, состоящий из педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, выступил инициатором поиска нового содержания и новых более эффективных способов решения педагогических задач инклюзивного образования.

Форма педагогического проекта была выбрана как наиболее удачная в инновационном поиске. В проекте можно найти и апробировать некое новое содержание, новые формы и методы работы, и в случае успешного результата возможно включение новых элементов в основную образовательную программу студии «Семицветик». Таким проектом стал для нас «Город без границ».

Реализация проекта была начата в сентябре 2015 года и рассчитана на 3 года, но уже сегодня мы можем поделиться первыми результатами. Цель проекта – определение нового содержания в программе инклюзивного образования, расширение пространства жизнедеятельности детей с инвалидностью средствами муниципального учреждения дополнительного образования.

Цель была уточнена и конкретизирована в задачах следующим образом:

– создать условия для расширения пространства жизнедеятельности детей;

– сформировать и усилить мотивацию родителей для сотрудничества с педагогами в этом направлении;

– найти эффективные формы поддержки детей (и семей) в процессе освоения городской среды;

– в конечном итоге описать педагогическую деятельность по освоению городской среды детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, включить данное направление в образовательную программу.

Расширение масштаба образовательно-воспитательного пространства студии «Семицветик» мы начали с освоения возможностей Дома творчества.

Важным шагом стало участие в фестивале учреждения «Звезды нашего Дома», где две наших девочки выступили с вокальными номерами наравне с остальными, здоровыми обучающимися других студий нашего Дома. Далее дети из «Семицветика» приняли участие в фортепианном концерте «Рождественский аккорд» вместе с обучающимися ВХС «Радость». Первый опыт принес положительный отклик и со стороны родителей, и со стороны детей студии. Настороженность и тревога за своих детей за то, как их воспримут, исчезла. А восторг в глазах ребят, которые сделали первый шаг и переступили через черту отчуждения, говорил о многом! На сегодняшний день участие в фестивале и фортепианном концерте, а также участие в общих праздниках, катание с новогодней горки, стали для обучающихся студии традиционными.

Тогда же и завязались теплые отношения между обучающимися вокально-хоровой студии «Радость» и студии «Семицветик»! Мы стали организовывать совместные мероприятия с приглашением детей ВХС к себе в гости на тематические «Музыкальные гостиные», где старшие ребята имели возможность не только выступить с концертными номерами, но и попробовать себя в качестве волонтеров: осуществляли помощь в игровых действиях и помогали передвигаться.

Таким образом «Учреждение» стало первым в топологии освоения городской среды. Важно и то, что Дом творчества располагается в нескольких помещениях, расположенных в разных частях района и участие в общих делах это не только социально-образовательное, но и, что значимо для данной категории детей, «географическое» расширение пространства.

Следующим шагом стала организация участия детей в разнообразных мероприятиях по профилю обучения муниципального уровня. Районный фестиваль «Радуга добрых сердец», проходящий в КДЦ им. К.С. Станиславского – новый опыт, новое пространство. Ребята участвовали в выставке изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а некоторые получили и первый значимый опыт выхода на большую сцену. Результат – радость от преодоленных страхов и стойкое желание выйти на сцену еще раз. Участие в фестивале «Радуга добрых сердец» стало еще одним традиционным делом «Семицветика».

Опыт участия в конкурсах дал нам уверенность в своих силах, возможностях, укрепил позитивный взгляд семей на своих детей, и мы решили продолжить наше конкурсное движение. В апреле 2016 наша юная вокалистка приняла участие во Всероссийском конкурсе «Путеводная Звезда», который проходил на сцене Молодежного центра «Содружество», и стала лауреатом. Это было для ребенка, его семьи и педагогов большой радостью, стимулом к участию для всех ребят. А каким событием стало для ребятишек участие в мастер-классе педагога Анны Викторовны Жеребненко в рамках регионального конкурса «Так зажигают звезды» на выставке «Учсиб»! Ответственно и серьезно демонстрировали они свои достижения в музыке, с горящими глазами смотрели на суету этого совершенно нового для них ярмарочного пространства и, что очень важно для нас, активно и деятельно участвовали во всех предлагаемых интерактивных практиках, и передвижение на коляске совсем не было помехой в постижении этого нового и большого мира.

Полученный опыт убедил и нас, и родителей, что учебно-воспитательные мероприятия студии «Семицветик» должны максимально использовать ресурсы расширения пространства взаимодействия и перемещения. Приведем пример некоторых организованных педагогическим коллективом студии дел.

Выездной праздник Масленица в конном клубе «Заря». Задумывая это мероприятие, мы ожидали, что детей порадует катание на лошадях. Но то, что возможность самостоятельно, в микроавтобусе без родителей (родители ехали на личном автотранспорте) доехать до конного клуба вызовет такой восторг у детей, мы и предположить не могли! Это, пожалуй, стало самой сильной новой положительной эмоцией и больше всего запомнилось, хотя и общение с лошадьми, и катание на санях с масленичными песнями, и чаепитие с блинами и угощениями, которые приготовили родители, все было окрашено радостью: долго не хотели расходиться и дети, и родители!

Итоговое занятие в прошлом учебном году под названием «Цветущий сад» мы решили провести в Экологическом центре нашего Дома творчества. В занятии были объединены все виды художественной деятельности, которыми овладевают наши ребята на занятиях в студии «Семицветик». Дети и родители получили уникальную возможность совершить путешествие-экскурсию по саду: познакомились с историей сада, узнали много нового и интересного о растениях и садовых посадках. Ребята рисовали цветущие яблоневые ветви, пели песни о весне и дружбе, изготавливали белых голубков из бумаги и всё это на поляне цветущего сада. Ну и конечно, не обошлось без фотографирования и чаепития! Огромным плюсом такой формы организации занятия стала возможность детей самостоятельно (по мере возможности) совершить прогулку, а родители смогли пообщаться между собой, не переживая за детей. К подготовке и проведению этого мероприятия подключились педагоги, не работающие постоянно с данной категорией детей, они проводили экскурсию, помогали обустраивать поляну, фотографировали. В этот день свое тепло детям-инвалидам и их семьям подарили очень многие люди.

 

Высокая степень удовлетворенности проведенным мероприятиям подтвердилась осенью, когда на первом занятии нового учебного года ребята и родители дружно спросили: когда пойдем в сад?! Изюминкой наших «Осенних посиделок» стало «чудо-дерево» – яблоня, которая каждому подарила свое яблоко. На занятии ребята отгадывали загадки про осень, дегустировали с закрытыми глазами, угадывая на вкус различные фруктовые соки и, конечно же, общались в теплой дружеской обстановке за чаем.

В этом учебном году наша задача – активно осваивать культурное пространство города, и это не только потому, что дети осваивают программу художественной направленности, мы целенаправленно используем благотворное влияние искусства на психоэмоциональное состояние, его огромные компенсирующие резервы. В процессе бесед с родителями и детьми, которые по праву являются нашими соавторами, так как на их мнение, запрос, возможности и проблемы мы ориентируемся на всех этапах реализации проекта, нам удалось выяснить следующее: в основном семьи, воспитывающие детей-инвалидов, посещают специализированные культурно-массовые мероприятия, организованные для данной категории детей и их семей. Мы, в свою очередь, создавая инклюзивное пространство, хотим обеспечить максимальное включение детей в общую жизнь. Планов много: это музеи и выставки, спектакли и концерты. Начать же решили с большого – посетить спектакль в театре оперы и балета. Выбрали НОВАТ и потому, что из 19 опрошенных семей на балете или опере побывала только одна семья. Обсуждая репертуар, остановились на ярком и праздничном балете «Чиполино». Преодолев все организационные трудности, связанные с приобретением льготных билетов (для того, чтобы в театре побывали все желающие, пришлось приобретать билеты на три спектакля), проделав большую работу по подготовке юных зрителей к восприятию первого в своей жизни балета, мы были вознаграждены сполна восторгом детей и их родителей, эмоциональным обсуждением впечатлений. Можно с уверенностью сказать, организованное нами посещение театра стало событием в жизни детей, событием, расширившим границы освоения ими городского пространства. Кроме того, обозначился еще один социальный эффект проекта – он способствует просвещенности общества, работников учреждений культуры в вопросах инвалидности, работает на укрепление уважения прав и достоинства инвалидов. Ведь если дети с нарушениями мобильности или сенсорными проблемами будут чаще посещать общественные места, это будет стимулировать соответствующие ведомства перестраивать городскую среду и делать ее более доступной для всех групп населения.

 

Реализация проекта предполагает три хронологических этапа. На первом организационно-эмпирическом этапе создана мотивация у участников проекта, в первую очередь, у детей и родителей, так как педагоги сами являются инициаторами проекта, состоялось опробирование освоения новых сфер жизнедеятельности детей в городской среде. В настоящее время на этапе реализации и исследования идет осуществление программы освоения городской среды, вовлечение все большего числа детей и их родителей в эту деятельность, идет отработка организационных вопросов, поиск наиболее выгодного распределения функций. Впереди – этап анализа и обобщения. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать – проект «Город без границ» состоялся!

Количество просмотров: 8931  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы