Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Материал, представленный в этом номере, можно широко использовать в образовательном процессе и воспитательной работе школ города Новосибирска.

Такого понятия «школьный музей» сегодня нет ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Но, тем не менее, они активно работают, вовлекают ребят в интересную и полезную деятельность.

Причем, подобная работа идет не только в школьных музеях, но и в музеях дошкольных образовательных учреждений. Изучение богатого духовного наследия нашей страны нужно начинать именно с этого возраста, «человек должен развиваться не только физически, но и духовно», – считают авторы статьи «Мини-музей «Русская изба» в детском саду» Акимова Лариса Анатольевна и Трудолюбова и Оксана Викторовна, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 373. Педагоги знакомят ребятишек со старинными праздниками, традициями русского народа, художественными промыслами, формируя правильное отношение к русскому фольклору.

Тему воспитания малышей продолжают авторы из другого дошкольного учреждения. Тумакова Светлана Александровна, Болотина Светлана Владимировна предлагают вниманию читателей проект, при реализации которого у ребят будет формироваться первоначальное представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Статья в этом номере будет особо актуальна.

А далее патриотическое воспитание продолжается в школе. Патриотические клубы, патриотические смены, Вахты памяти… В единое целое попытался объединить все эти формы работы педагог дополнительного образования Борисов Александр Юрьевич. Конечно, не без помощи директора школы Данилко Дмитрия Игнатьевича. И свой опыт педагоги представили в нашей рубрике.

Летописи всегда были важными историческими источниками, где записывалась история от начала и до конца или часть истории. Летопись описывает события, истории, факты. Вот и автор статьи «Мозаика будней музея Лицея № 113» Коломиец Светлана Викторовна решила составить летопись будней школьного музея, описывая происходящие события. А что из этого получилось, судить читателям. Автор описывает интересные для музея/образовательного учреждения события, делится новыми идеями.

«Поисковая, исследовательская деятельность – это так интересно!» – утверждает автор следующей статьи нашей рубрики. А началось все с необычного письма, которое пришло на адрес школы. Что из всего этого вышло, какие новые страницы истории школы и города открыли ученики МБОУ СОШ № 7, читатели узнают, прочитав статью Зуенок Светланы Михайловны.

При помощи беседы, слова мы ежедневно привыкли общаться друг с другом. А если невозможно услышать слова? Или трудно сказать собеседнику о своих чувствах? «Общество слышащих не всегда готово принять глухих и слабослышащих людей», – с сожалением замечают педагоги школы для детей с проблемами слуха Нагорнева Елена Валентиновна и Дубинина Татьяна Сергеевна. Тем не менее, у педагогического коллектива образовательного учреждения накоплен большой опыт образовательной деятельности. А еще, учителя вместе с ребятами решили создать музей в своей школе, участвовать в конкурсах. Как это сделать, с чего начать? На эти вопросы попытались ответить авторы данной публикации.

Школьные музеи давно уже получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Именно об этом пишет каждый автор, представивший свой опыт сегодня в нашей рубрике.

Опыт работы Вахты Памяти «От героев былых времён…» и Патриотического клуба школы

Данилко Дмитрий Игнатьевич, Борисов Александр Юрьевич

Согласованное решение Президента России Владимира Владимировича Путина и представителей ветеранских организаций к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов о том, что уровень празднования каждый год будет как юбилейный, нашло отзыв в сердцах граждан России и ознаменовалось разнообразием форм и сценариев мероприятий патриотической направленности.

Педагогический проект «Я помню, я горжусь!»

Тумакова Светлана Александровна, Болотина Светлана Владимировна

Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм».

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы

Нагорнева Елена Валентиновна, Дубинина Татьяна Сергеевна

Сегодня, как никогда, ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Мини-музей «Русская изба» в детском саду

Акимова Лариса Анатольевна, Трудолюбова Оксана Викторовна

Мы живём в России – стране, богатой своей историей и культурой. Чтобы считать себя частью этого богатейшего наследия, необходимо прочувствовать духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Мозаика будней музея лицея № 113

Коломиец Светлана Викторовна

В преддверии празднования юбилея города в лицее прошли встречи учащихся 2В, 3Б, 6А, 5Б классов с писателем и краеведом Владимиром Викторовичем Шамовым. Владимир Викторович рассказал ребятам об истории создания сказок о Новосибирске, о Городовичке и Обинушке. Учащиеся к встрече готовились. Они принесли в подарок писателю свои иллюстрации к его сказкам. Всем стало интересно почему на одной из иллюстраций по Новониколаевску идет караван верблюдов.

Краеведческое исследование как средство воспитания патриотических чувств у обучающихся

Зуенок Светлана Михайловна

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей не только государства, но и всей системы образования. На всех этапах развития российского общества проблемам патриотического воспитания придавалось большое значение. На сегодняшний момент, в условиях целенаправленной информационной агрессии в адрес нашей страны, эта задача становится основной.