Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня

 
 

Коновалова Екатерина Викторовна,

учитель ИЗО первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 
 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.

Станислав Ежи Лец

Конкурс (лат. concursus) – соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу [1].

Конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей, они способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов.

На протяжении всей моей работы учителем ИЗО, я вместе с учащимися принимаю участие в выставках (конкурсах) детского творчества районного, городского и областного уровней, подготовила победителей и призеров.

Как происходит процесс превращения моих учеников (простых девчонок и мальчишек) в «маленьких художников?» Сначала на уроках изобразительного искусства мы постигаем азы изобразительной грамоты: изучаем основы живописи, графики, композиции. Мои маленькие художники учатся понимать искусство, выражать в своих работах чувства, мысли, переживания. По результатам деятельности на уроках я выявляю одаренных детей.

Занятия с этими детьми продолжаются во внеурочное время в изостудии «Акварелька». Здесь на первое место выходит индивидуальная работа с каждым ребенком.

Немалую роль в воспитании любви к разным видам искусства играют наши совместные походы на различные выставки, в театры, библиотеки, музеи. Особенно запоминающимися стали наши поездки в город Кунгур. Здесь мы посетили Краеведческий музей с его уникальной коллекцией; познакомились с удивительным человеком – художником Константином Мильевичем Собакиным, увлёкшим ребят рассказами о своём творчестве.

В Доме-музее Константиа Собакина широко представлены все самые яркие стороны его деятельности и творчества: акварели, скульптура (станковая, монументальная, монументально-декоративная). Как рассказал художник, резьба по камню была его первой профессиональной подготовкой и осталась его первой любовью на всю жизнь. Кроме того, сильнейшей стороной творчества Константина Собакина является портрет. Наши ребята до сих пор тепло вспоминают эту поездку и встречу.

А в городе Суздаль мы даже стали участниками урока каллиграфии!

Изобразительное творчество детей – это их отношение к окружающему миру, близким людям, народным традициям [2]. На выставках детского изобразительного творчества (в школе, Домах детского творчества или МЧС, во Дворце творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» и др.) мы имеем возможность окунуться в удивительный мир детских произведений, выражающих особое мироощущение ребенка и его чистый и искренний взгляд на жизнь. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения. Ярким примером этого можно назвать участие в ежегодных районных выставках декоративно-прикладного творчества «Русские узоры».

На выставках мы представляем и художественную роспись по дереву (хохломская, мезенская и городецкая роспись), и вышивку по ткани как один из самых древних видов рукоделия, и такие современные виды рукоделия и творчества как роспись по шёлку, батик, пергамано, квиллинг и оригами.

Участие в выставках (конкурсах) вызывает у учащихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается художественно-творческое мышление, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку.

Часто перед педагогом, при  подготовке к участию в творческом мероприятии, стоит задача отбора детских работ на выставку или конкурс. И здесь не так-то легко определить, какие именно работы имеют право быть выставленными. Часто выбираются работы просто аккуратные или технически хорошо выполненные.

Постоянно подводим детей к мысли, что они не должны подражать мультфильму или иному стилю, навязанному взрослыми. Тем не менее, к советам взрослых нужно прислушиваться, ведь у них богатый жизненный опыт, и подсказать они стараются только из лучших убеждений.

В связи с этим подготовка детей к участию в творческом конкурсе становится интересным примером взаимодействия со взрослыми. Наша основная задача – помочь ребенку-художнику решить свою конкретную творческую задачу на основе диалога и совместного поиска.

Есть два способа подготовки детей к участию в конкурсах. Первый – это индивидуальная работа с одарёнными учащимися. Конкурсные задания даются отдельным детям (как правило, это дети, которые ходят в художественную школу). Второй способ: введение конкурсных заданий в календарно-тематический план как обязательное задание для всего класса.

Чтобы увлечь всех детей участием в выставках (конкурсах), я включаю темы ежегодных конкурсов в календарно-тематические планы (например, городской конкурс МЧС по правилам пожарной безопасности, по правилам дорожного движения и др.).

Ребятам предоставляется творческая свобода. Чтобы была устойчивая мотивация у учащихся, нужна регулярная работа по привлечению детей к художественным конкурсам. Нужно справедливо поощрять победителей конкурсов, но не забывать и простых участников, что, к сожалению, случается часто.

Очень нам нравится Городской конкурс книгочеев, организуемый Дворцом детского творчества и учащейся молодёжи «Юниор». Третий год мы принимаем участие в этих конкурсах. А началом послужило тесное сотрудничество с библиотекарем нашей школы Валентиной Михайловной. Именно она рассказала нам о конкурсах и предложила принять в них участие.

Перед школьной библиотекой всё острее стоит вопрос: как приобщить детей к чтению? Ни для кого не секрет, что в нашем быстро меняющемся мире это делать становится всё сложнее. Особенно, если это чтение вне школьной программы; ведь зачастую оно требует размышлений и умозаключений. Тем не менее, мы пытаемся заинтересовать, ненавязчиво «натолкнуть» детей к чтению. Проводим библиотечные занятия, книжные выставки, обзоры. Так, например, для школьников прошла выставка книг по декоративно-прикладному творчеству «Своими руками».  Как из простого листа бумага сделать самые красивые цветы, забавных зверушек, прекрасные шары и даже целые замки? Как выполнить самостоятельно самые сложные поделки в технике оригами? А как приготовить красивый сладкий подарок из конфет своим близким? Об этом и о многом другом можно узнать, прочитав книги, представленные на выставке.

Дети любят рисовать природу? Пожалуйста! Показываем пейзажи известных художников, проводим обзор книг сибирских писателей, а когда ребёнок прочитал книгу (любое произведение: историческое, лирическое и др.), стремимся быть рядом с ним и пытаемся увлечь творчеством. Так, дети пишут отзывы на прочитанное произведение, эссе на разные темы, пробуют сочинять свои первые стихи. И, конечно, проиллюстрировать это произведение оказывается совсем не сложным, ведь в нашей школе многие умеют и любят рисовать.

В конкурсах книгочеев любой тематики, помимо исследовательской или поэтической номинации, есть номинация «Художественно-иллюстративная». По итогам участия в этих конкурсах у нас пополнился багаж Дипломов, Грамот и Благодарственных писем.

Так, в 2013 году Кушаева Шахрибону и Гавриленко Лиза стали Лауреатами конкурса книгочеев «Город очень я люблю, потому что в нём живу», а наша творческая группа награждена Дипломом за активное участие. В 2017 году мы получили Диплом за активное участие в конкурсе, посвященном Году экологии и 80-летию Новосибирской области «Я природой живу и дышу…».

 

 

 

Сейчас идёт подготовка работ на конкурс «Город читающий» (к 125-летию Новосибирска и 200-летию И.С. Тургенева).

Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей работы, выставляются на выставках любого уровня и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.

Источники и литература:

1. Википедия – свободная энциклопедия, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81

2. Выявление талантливых детей на уроке изобразительного искусства, режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/09/15/vyyavlenie-talantlivykh-detey-na-uroke-izobrazitelnogo-iskusstva

Количество просмотров: 17819  

Комментарии

Когда в школе возникает творческий тандем - это здорово! Молодость и опыт - это еще интереснее! Я думаю, что Валентине Михайловне надо привлечь Екатерину Викторовну и к мероприятиям в музее. Это будет еще одно очень творческое направление работы.
Спасибо, Ольга, за интерес к нашему "тандему". Мы с Екатериной Викторовной работаем совместно уже не один год и не только в плане участия в конкурсах. Её класс (ныне 8-а) всегда с энтузиазмом принимает участие в подготовке и проведении мероприятий как библиотечных, так и музейных. Так, например уже сейчас мы начинаем подготовку к встрече гостей Городского фестиваля школьных музеев (в Международный день музеев 18 мая) и будем рады видеть Вас на нашем празднике!
Очень интересная статья. Молодцы! Видно, что проводится большая работа.
Спасибо.
Очень интересная и замечательная статья.... это важно для воспитания детей в наше время...

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-ориентированное обучение на уроках географии
2. А вы умеете задавать вопросы?
3. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе
4. Формирование УУД у школьников с нарушением слуха на уроках русского языка и литературы
5. Формирование универсальных учебных действий через работу с книгой в рамках литературного клуба для младших школьников
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в работе муниципальной детской библиотеки
7. Подготовка детей к участию в творческих конкурсах различного уровня
8. Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха через использование диалога в образовательных квестах
9. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке биологии
10. Формирование УУД на уроках физической культуры
11. Развитие коммуникативных УУД в начальном математическом образовании
12. Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе
13. Развитие коммуникативных УУД обучающихся с проблемами слуха как средство социальной адаптации в обществе
14. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики
15. Открытая книга природы: из опыта проведения конкурса
16. Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии № 9
17. Эффективность учебного процесса в условиях реализации ФГОС. Интегрированный урок в начальной школе
18. Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности
19. Планирование урока английского языка «Письмо/электронное письмо другу» в 8-м классе с точки зрения развития универсальных учебных действий
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся на примере урока английского языка в 5 классе

Страницы

1. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Опыт применения современных образовательных технологий на уроках математики ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Применение многоуровневой развивающей игры «Инклюзив» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Методические особенности урока окружающего мира во втором классе по теме: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Урок русского языка по теме «Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии»: методические рекомендации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Опыт организации интерактивного взаимодействия студентов в ходе выполнения практической работы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Решение проектных задач в начальной школе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story” ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы