Педагогическое проектирование: от идеи до результата

 
 

Гладкова Наталья Викторовна,

заведующий МКДОУ д/с № 505 г. Новосибирска

 

Педагогическое проектирование: от идеи до результата

Профессия педагога весьма ответственная, но вместе с тем творческая, полная энтузиазма, новых открытий и свершений. Педагогическая профессия обязывает постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием; искать все более эффективные, новые пути решения педагогических проблем... На протяжении нескольких лет в педагогическом сообществе дошкольников активно развивается тенденция педагогического проектирования.

Более 5 лет в Кировском районе города Новосибирска на базе нашего детского сада проходит районная школа молодого педагога. В течение календарного года участники «Школы» знакомятся с основами проектной деятельности, осваивают азы проектной культуры.

Результатом деятельности педагогов в рамках «Школы» выступает педагогический проект, который педагоги в дальнейшем реализуют в своих дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом современные педагоги из года в год представляют опыт своей передовой педагогической деятельности в результате реализации инновационных педагогических проектов.

Но вместе с тем, как показывает опыт работы нашей «Школы», зачастую педагоги, представляя свой инновационный опыт не имеют четкого и правильного понимания инновационной деятельности, проектной деятельности, сущности педагогического проектирования, а путаница в педагогической терминологии приводит к неправильному пониманию сущности исследуемого педагогического явления и его описанию. Например, такие понятия как «образовательная система» и система образования» обозначают разные педагогические категории, а педагоги могут использовать данные понятия как синонимичные.

Вот так и получается, как в русской народной сказке «поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что» – мы не знаем, что изучаем (изобретаем), зачем и каков будет конечный результат. Но это не повод опускать руки!

Безусловно, педагогическое проектирование на современном этапе развития системы дошкольного образования является важной и неотъемлемой частью педагогической деятельность педагога в целом. В связи с чем учиться педагогическому проектированию, осваивать проектную культуру нужно и никогда не поздно начинать!

Что же такое педагогическое проектирование и проект для современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

В самом общем его понимании В. Н. Бурков и Д. А. Новиков трактуют проект следующим образом: «проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

Следовательно, под педагогическим проектом мы понимаем ряд взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на изучение и изменение педагогической действительности в определенные сроки и при определенных ресурсах с ориентацией на четкие требования к качеству результатов. Довольно часто педагоги присваивают статус инновационности своим педагогическим проектам.

Инновационный проект – это система взаимосвязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплексом проектной документации. Он должен обеспечить эффективное решение конкретной задачи (проблемы), выраженной в количественных и качественных показателях и приводящий к инновации [4].

Что мы понимаем под инновацией в образовании (в частности в дошкольном)? Педагогические инновации предполагают использование в системе образовательной деятельности детского сада обновленных педагогических технологий, методов и форм обучения и воспитания дошкольников. Другими словами, говоря о педагогических инновациях мы подразумеваем какие-либо целенаправленные действия, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, изменять существующую систему к лучшему, стремясь к более высокому качеству образовательной деятельности.

Педагогическая инновация как действие приводит в конечном итоге к новшеству (новации). В связи с чем, мы и называем наши педагогические проекты инновационными.

С чего все начинается? Все начинается с проблемы.

Когда практикующий педагог обнаруживает несоответствие желаемого и действительности, он сталкивается с проблемой. Педагогические наблюдения, диагностика существующей педагогической действительности, изучение научно-методической и нормативной литературы помогает педагогу получить исходные фактические данные о реальном состоянии педагогического явления. Когда педагог сопоставляет эти данные с тем «желаемым» как должно быть, возникает ИДЕЯ. Идея о том, как изменить реальность и приблизить ее к желаемому.

Идея – это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономичному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с которого начитается творчество [1].

Так зарождается новый творческий педагогический проект.

Педагогический проект (как документ) имеет свою определенную основную структуру:

– постановка проблемы;

– цель;

– задачи;

– методы реализации проекта;

– критерии оценки качества реализации проекта;

– планируемый результат.

Педагог, начиная с «постановки проблемы» обосновывает необходимость разработки и реализации данного проекта, описывает, почему решение данной проблемы является приоритетной задачей для образовательного учреждения или конкретной группы в детском саду.

От правильного понимания и постановки проблемы зависит качество всей дальнейшей проектной деятельности педагога. Практика показывает, что начинающие педагоги (молодые специалисты) при описании проблемы довольно часто уходят от темы проекта (пишут в данном разделе много лишнего не относящегося к теме и проблеме), что приводит к заблуждению и путанице. Чтобы избежать подобной ошибки педагогам необходимо четко определиться с объектом и предметом в своем исследовательском проекте.

Объект в педагогическом исследовании – это некий процесс или система, которая подлежит изучению, это область исследования. Объект по отношению к предмету более широкое понятие. В предмете исследования выделяют конкретные элементы (стороны) объекта, которые подлежат изучению в данном проекте.

Определение объекта и предмета необходимо для того чтобы отвлечься на время от других многообразных явлений в образовательной системе учреждения и сосредоточиться на конкретной области исследования.

Из постановки проблемы вытекает цель. Цель – это четкое представление педагога о результате исследования в рамках проекта и одновременно процесс его деятельности. Цель должна быть грамотно сформулирована, конкретна и достигаема. Для достижения поставленной цели определяются ряд последовательных действий, которые называют задачами.

Задачи – это результат декомпозиции (разделение целого на части) цели, т.е. это частичка цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движении к цели. Как правило, цель всегда одна, а задач может быть несколько. Задач не должно быть слишком много. Излишнее количество задач трудно отследить.

По мнению В. И. Загвязинского «должны быть выделены логически и хронологически увязанные между собой задачи», для решения которых также возможно использовать метод декомпозиции, т.е. разделить их на более мелкие шаги-подзадачи.

Причем описывать подзадачи в самом проекте не обязательно, педагог определяет их непосредственно для себя, чтобы более детального понимать свои действия при достижении каждой задачи и самой цели.

После процедуры постановки цели и задачи, перед тем как приступить к описанию методов реализации проекта, задайте себе простой вопрос: «Если я совершу все намеченные «шаги», выполню поставленные задачи, получу ли я запланированный результат (достигну ли поставленной цели). И если при ответе на данный вопрос у вас возникнут сомнения, еще раз обратитесь к поставленным задачам, возможно вы наметили неверный путь.

Итак, методы реализации проекта.

Метод – это путь достижения (реализации) поставленной цели и задач. При описании данного пути целесообразно указывать конкретные сроки и ответственных лиц. Удобнее всего это описывать не сплошным текстом, а в виде таблицы, тогда перед вами будет четкая картина действий.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

 

 

 

Указание в столбце «сроки» целого учебного года или нескольких месяцев вместо конкретных дат, как правило, приводит к невыполнению намеченных мероприятий.

Определение критерия оценки качества реализации проекта также вызывает затруднения у педагогов. Что такое критерии? Критерии – это признаки, на основании которых производится отслеживание и оценка динамики и результатов процесса в образовании.

Следует различать критерии для оценки качества проектов (это актуальность, научная обоснованность, новизна, практическая реализация, ресурсная обеспеченность) и критерии успешности протекания процесса преобразований (это нормативно-правовая и ресурсная обеспеченность, степень мотивационной готовности и эффективность проводимых мероприятий, психологическая комфортность и активность участников проекта, динамика продвижения к планируемому результату) [1].

Описание планируемого результата, в первую очередь, предполагает определение продукта проекта и новизны. Новизна – это то, что сделано, обнаружено, разработано ВПЕРВЫЕ, по крайней мере для образовательной организации, в которой реализуется проект. Новым продуктом проекта, «новизной» для практико-ориентированного педагогического проекта могут быть авторские образовательные технологии, программы, методические разработки, методический материал для образовательной деятельности и т.п., внедрение которых в образовательную систему детского сада безусловно приведет к положительному результату и повышению качества образовательной деятельности с детьми.

Чем более высока степень новизны проекта, тем значительнее его результат на районном, муниципальном и других уровнях. Другими словами, если в образовательном учреждении в процессе реализации проекта в качестве продукта появилась новая образовательная программа (например, по социально-личностному воспитанию дошкольников), а аналогичные программы уже разработаны и используются другими детскими садами в районе или городе, то новизной данный продукт будет являться лишь для этого учреждения, не представляя особого интереса для других.

Разработка инновационного педагогического проекта – это еще не все! Как только в руках у педагогов появился долгожданный красиво оформленный документ под названием «проект» многие с облегчением вздыхают. Да, на этом можно поставить «точку», отложить «проект» на дальнюю полку и при удобном случае его презентовать на методических мероприятиях перед коллегами. В таком случае, как правило, и описание, и достижение поставленных целей сводится к формальности.

Возникает вопрос? Зачем все эти «мучения» и «бессонные ночи», если мы на этом ставим «точку». Для реального достижения поставленных целей и задач мало просто написать проект, его надо реализовать, при этом грамотно управляя им.

О компетентном управлении проектом (тем более инновационном) в нашей сфере деятельности, к сожалению, практически не говорят. Что и приводит к его интуитивной реализации или не реализации вовсе.

Об управлении инновационными проектами зачастую говорят в рамках масштабных экономических проектов, либо проектов в сфере строительства. На наш взгляд – это неправильно и педагогическими проектами тоже необходимо грамотно «управлять», тем более если речь идет о долгосрочных проектах, нацеленных на оригинальный результат.

Управление проектом – это методология достижения успеха, искусство руководства и координации усилий людей (участников проекта) и использование ресурсов с применением достижений современной науки (в нашем случае педагогической и психологической) и информационных технологий для успешного осуществления целей проектов по результатам, времени, качеству и т. д. [4].

Желаем успехов в педагогической проектной деятельности!

Литература:

1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. – М.: Издательской центр «Академия», 2004. – 320 с.

4. Первушин В. А. Практика управления инновационными проектами [Текст] / В. А. Первушин. – М.: Издательский дом «Дело», 2014. – 208 с.

Количество просмотров: 14160  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы