Воспитываем патриотов вместе

 
 

Радостева Марина Михайловна,

воспитатель уровня дошкольного образования

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 
 
 

Горбунова Марина Владимировна,

старший воспитатель уровня дошкольного образования

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Воспитываем патриотов вместе

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» говорится: «Историческая миссия российского патриотизма заключается в том, что он как духовный ориентир современных поколений граждан России возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности героическое прошлое России, основанное на приобщении к боевым и трудовым традициям, историческим свершениям в борьбе за свободу и независимость Отечества, учёте многогранных исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества, духовного опыта Победы в Великой Отечественной войне».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (п.п. 1.4; 1.6; 2.4; 2.6).

Быть гражданином своей страны – значит быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие. Каждый человек, живя в обществе, должен знать историю своей страны, города, семьи. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в детские годы, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Мы определили цель нашей работы с детьми: Создание условий для формирования у воспитанников эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с ним.

Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории – это задача школы. Да, конечно. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

 

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Поэтому о важности этой работы мы говорим с родителями с момента поступления ребёнка в группу. Даём необходимые рекомендации и показываем перспективы нашей работы на протяжении всех лет нахождения ребёнка в детском саду.

В своей работе используем разнообразные формы и методы работы:

– Беседы с рассматриванием фотоальбомов, серий картин;

– Мини-проекты «Мы – одна семья», «Никто не забыт и ничто не забыто»;

– Создание коллекций книг: детской литературы, энциклопедии;

– Выпуск газет и мини-газеты «Боевой листок»;

– Конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику;

– Подарки ветерану;

– Обмен традициями семьи;

– Походы и экскурсии с семьёй по местам боевой славы;

– Изготовление макетов и моделей;

– Мнемотаблицы при заучивании стихотворений и придумывании загадок и рассказов;

– Посещение музеев;

– Совместные спортивные соревнования и тематические игры с родителями;

– Военно-спортивная игра «Зарничка».

В младших группах мы беседуем с детьми о близких родственниках – родителях, бабушках и дедушках. Вместе с детьми составляем описательные рассказы о членах семьи, какие они, где и кем работают. Подчёркиваем значимость труда взрослых для города и страны в целом. Обращаем внимание на то, что нужно бережно, с любовью относиться к своим близким. Необходимо помогать взрослым, заботиться о пожилых членах семьи.

После выходных и праздничных дней дети рассказывают о том, как они помогают родителям, отдыхают, играют. Каждый ребёнок рассказывает, что у него самая красивая мама, сильный папа, заботливые бабушки и дедушки. Для малышей все члены семьи – самые главные и значимые люди.

Детские рассказы мы решили записывать в книгу, а иллюстрациями к ним служат семейные фотографии – в младшем возрасте, старшие дети могут нарисовать портреты.

Чтобы лучше познакомиться с профессиями своих родителей, мы собрали книгу «Все работы хороши – выбирай на вкус». Альбом «Мамочку свою люблю, ей портрет я подарю». Здесь собраны рассказы и рисунки детей. Для мам специально выбирали в своей библиотеке пословицы о маме. С большой любовью дети рассказывали о своих бабушках и дедушках. Используя методику мнемотаблиц, мы смогли составить вместе с детьми «Книгу загадок о семье». Дети не просто придумывали загадки, они рассказывали о характерах членов семьи, выражали свою любовь к ним.

Дошкольники с удовольствием изготавливают подарки к празднику Международного женского дня 8 Марта, Дню защитника Отечества – 23 Февраля, ко Дню пожилого человека, 9 Мая. Наши воспитанники, особенно в старшем возрасте, любят выпускать тематические газеты. Здесь размещается разнообразный материал по тематике календарного праздника, о природных и социальных событиях города. В тематических газетах к 8 Марта и Дню Матери с согласования родителей мы размещаем фотографии членов семьи.

Совместно с музыкальным руководителем готовим занятия, посвященные государственным и народным праздникам. Учим песни, стихи. На праздники приглашаем всех членов семьи. Дети гордятся, когда их хвалят не только мама, папа, бабушка, но и другие гости праздника. Нужно только поддержать ребёнка и тогда за любую работу он возьмётся охотно.

Мы беседуем с детьми о нашей большой стране, в которой мы все живём, мы – маленькие жители тоже должны заботиться о ней, беречь и защищать её. Знакомим с историей Российской армии, родами войск. В группе собран богатый материал: наборы карточек и картин, фотографий, альбомов для ознакомления детей с военной техникой, военной формой, снаряжением. В этой работе нам помогали родители. Приносили фотографии, журналы, распечатывали информацию из интернета. Систематически проводим беседы о необходимости готовиться к защите своего Отечества. Чтобы быть сильным, выносливым и здоровым необходимо заниматься спортом, отдыхать, вести здоровый образ жизни, учиться в школе.

Как известно, ведущий вид деятельности в детстве – игра. В мае традиционно проводим военно-спортивную игру «Зарничка», ежемесячно в ДОО проходят спортивные и физкультурные праздники и досуги «Весёлые старты», «Папа и я – защитники Отечества», «День здоровья». В этом году с интересом прошли весёлые соревнования «Сильные, ловкие и смелые», вместе с папами, старшими братьями. Во время подготовки к таким мероприятиям проводится интересная, насыщенная работа: изготовление атрибутов, подготовка необычного инвентаря для соревнований. Такие мероприятия еще раз показывают детям значимость занятий спортом, физкультурой, соблюдения режима дня.

Совместные мероприятия с родителями воспитывают в детях чувство гордости, уважения, повышают авторитет отцов в глазах детей. Говоря о семье, мы вместе с детьми и их родителями вспоминаем тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. В средней группе давали задание родителям сделать фотографии на тему «Как я провёл праздник 9 Мая». После праздников совместно с детьми оформили газету «День Победы – главный праздник всей страны». Ребята охотно делились своими впечатлениями. Работа по изготовлению газеты была захватывающая.

Вечером вместе с родителями, с интересом и воодушевлением рассказывали о том, как делали газету. Дети и родители приносили книги, вырезки из газет и журналов о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о защитниках Отечества в наши дни.

Сейчас в группе собрана большая библиотека.

В преддверии праздника 9 Мая решено собрать коллекцию военной техники. Для этого дети приносили игрушки, модели военной техники. Дома совместно с родителями готовили рисунки, аппликации и изготавливали макеты военной техники. Самыми интересными, по мнению мальчиков, оказались макеты ракетной установки и танка. Авторы макетов рассказали о значимости этой техники в победе над врагом в годы войны. Это гордость наших вооружённых сил.

Тесное сотрудничество с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы должны опираться на родителей не только как на помощников, но как на равноправных участников образовательных отношений в формировании детской личности. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Необходимость подключения семьи к процессу формирования патриотических чувств, объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Совместная работа вдохновляет не только детей, но и старших братьев, родителей наших воспитанников. К 23 февраля, к 9 Мая дети приносили семейные альбомы с рассказами и фотографиями о своих прадедах-героях военных сражений.

Небольшие домашние альбомы с фотографиями разных родов войск Российской армии мы объединили в большую книгу «Береги своё Отечество, защитник».

Проводя работу по патриотическому воспитанию, мы сотрудничаем с Музеем Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии в МБОУ СОШ № 15. Дети с удовольствием посещают его, слушают рассказы руководителя музея Куликовой Валентины Михайловны. Очень интересно повествуют о смелости наших солдат-сибиряков юные экскурсоводы – учащиеся старших классов школы. Дошкольники могут рассмотреть настоящие ордена, фляжку, каску, обмундирование солдат советской армии и другие экспонаты музея. Рассматривая военные фотографии, дети с гордостью рассказывают о своих прадедушках-ветеранах.

Мы всегда должны помнить и знать о тех героях-солдатах, которые рискуя своей жизнью, защищали нас в далёкие годы войны и сейчас в мирное время. О тех, кто погибает, отстаивая интересы своей Родины. Со своими воспитанниками ходили на открытие мемориальной доски ученика школы № 15 Ильи Красовского, погибшего во время войны в Чеченской республике.

Соприкасаясь с историей, знакомясь с конкретными людьми, их жизнью, дети понимают, что от каждого из нас зависит мир и жизнь на земле. Дошкольники ещё маленькие, но они могут понять о необходимости помогать близким людям, делать добрые дела, быть отзывчивыми.

Работа по патриотическому воспитанию проводится нами постоянно. Планируем продолжать реализовывать идеи своих воспитанников в новых проектах. Воспитание гражданина своей родины – очень важная и нужная работа. И если мы все вместе будем делать её совместно с родителями, то сможем воспитать настоящего патриота своей Родины, знающего историю своего государства, умеющего защищать свою семью, свой город, свою Родину.

Вместе с детьми мы участвуем в конкурсах детского творчества, в городском конкурсе исследовательских проектов в номинации «Социально-значимые проекты» – Лиза К., городском конкурсе «Мой Новосибирск – моя родина» –семейный альбом «Мой прадедушка герой».

Чем мы можем гордиться? Своей историей! Нам хочется пробудить в своих воспитанниках чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроодцев космоса.

Источники:

1. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Пословицы русского народа. Сборник В.Даля в двух томах. М., Художественная литература, 1984.

4. Во имя Родины. Сборник очерков о героях Советского Союза. – 2-е изд.: М.: Политиздат, 1982. 415 с.

5. Беседы о Великой Отечественной войне: учебное пособие/ сост. Т.А. Шорыгина. М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.

6. Живём в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ: метод. пособие/ сост. А.Е. Писарева, В.В. Уткина. М.: ТЦ Сфера, 2007.128 с.

7. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: для работы с детьми 5-7 лет: метод. пособие/ сост. М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

8. Статья «ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников» Режим доступа: https://ozgdou10.edumsko.ru/activity/fgos/post/71611

Количество просмотров: 13638  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы