Вы к нам в гости? Мы вам рады!

 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Вы к нам в гости? Мы вам рады!

«Гость на порог – счастье в дом»
Русская пословица

Вы любите ходить в гости? Думаю, многие ответят положительно. Пойти в гости – значит проявить интерес и оказать внимание принимающей стороне. Сразу поясню, что в данной статье речь пойдёт не о частных случаях похода в гости, а о посещении школьных музеев учащимися и педагогами из разных образовательных организаций, а также всеми желающими.

В каждом доме рады любому гостю. В музее Боевой славы 278-й авиадивизии нашей школы гости бывают довольно часто. Самые младшие (и, пожалуй, самые любопытные) гости – дошколята. Им всё в диковинку, всё интересно! Они, затаив дыхание, слушают рассказ экскурсовода о Великой Отечественной войне и подвигах наших земляков, с огромным интересом разглядывают незнакомые им предметы, выставленные в экспозиции. Дошкольный возраст особый – именно в этом возрасте детей и нужно и важно приводить в музеи, знакомить с прошлым и учить жить в настоящем; прививать навыки посещения таких особых мест, как военно-исторические музеи.

 

Учащиеся приходят классами или отдельными группами. Приходят познакомиться с экспозицией музея или принять участие в командной игре. Так, для участия в военно-исторической игре «Дорогами Победы» к нам приходили учащиеся средних школ №№ 20, 129, 187, 94, 175 и Информационно-экономического лицея. В ходе таких игр не только выявляется, но и пополняется багаж знаний ребят по истории Великой Отечественной войны: о ратных подвигах наших воинов и самоотверженном труде людей в тылу. Кроме того, командные игры дают начало творческому содружеству активистов школьных музеев района, появляется желание чаще встречаться.

 

Приходят школьники в Дни воинской славы России, чтобы узнать больше о славном прошлом нашей родины и почтить память людей, отдавших свои жизни ради мирного будущего нашей страны. Дети из пришкольных лагерей приходят в музей летом – в день памяти и скорби. В этот день особенно важно вложить в их души хоть частичку сострадания, уважения, доброты.

В первую очередь, обязательно знакомим гостей с историей создания музея, его основателем и первым руководителем Затёсаной Марией Павловной и её нелёгкой судьбой.

Жизненный путь Марии Павловны – достойный пример для молодого поколения.

Мария Павловна родилась в 1923 году в селе Будовка Киевской области. Детство провела на Украине, где её и застали война и фашистский плен. Лишь в августе сорок пятого Мария вернулась в родное село. Радости не было предела! Слёзы заливали глаза….

Вернувшись после войны на родную землю, она работала в Краснодарской средней школе и училась в педагогическом институте. Долгие годы в фашистском плену не сломили юную Марию, а только закалили её характер. Много сил, знаний и умений отдала поисково-исследовательской деятельности школьников: вместе с первыми красными следопытами выезжала на места боевых действий, вела большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Благодаря усилиям поисковых отрядов в школе № 4 города Краснодара был создан военно-исторический музей.

В 1970 году Мария Павловна с супругом переезжают в Новосибирск, и она устраивается учителем немецкого языка в нашу школу.

Однажды на радио прозвучало письмо жительницы Чика Антонины Ивановны Суровцевой с просьбой откликнуться её однополчанам из 278-й истребительной авиадивизии и передать им огромный привет. Марию Павловну глубоко тронул этот призыв, и она решила: быть в школе музею 278 ИАД! Поисковые отряды по местам боёв дивизии, переписка с ветеранами, кропотливая работа с собранными материалами… Результатом этого стало открытие 7 мая 1975 года в нашей школе музея, который получил наименование «Музея Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии». Мария Павловна до последнего дня считала его самой светлой страничкой своей жизни.

Летчики 278-й авиадивизии внесли достойный вклад в разгром немецко-фашистских полчищ на Кавказе, на Кубани, в Крыму в январе-мае 1944 года, в операции «Багратион» на Третьем Белорусском фронте, на Украине…

Боевой путь 278-й авиадивизии хорошо иллюстрируют экспонаты, привезённые с мест боёв: карта Боевого пути, священная земля из Новороссийска, Орши, Севастополя, Краснодара, Никополя.

Связывая музейные экспонаты и те исторические события, в которых принимали участие наши земляки, приходим к выводу: оказывается, обыкновенная земля, заключенная под стекло, может рассказать многое не только о тех местах, откуда она взята, но и о тех людях, которые сражались за её освобождение!

Приходят в музей ветераны (теперь уже ветеранами мы называем и детей войны, и просто пожилых людей), чтобы постоять и помолчать возле стендов со старыми фронтовыми фотографиями, ещё и ещё раз посмотреть на фронтовые треугольники… Ведь на этих стендах и в этих письмах есть частичка и их нелёгкого прошлого, их боевых или трудовых подвигов и свершений. А вспомнить об этом можно именно здесь, среди музейных предметов, которые и хранят в себе эту память.

Некоторые гости сами рады поделиться с ребятами своими знаниями и опытом. Частыми гостями в музее стали участники боевых действий на территории Афганистана: Танаков Сергей Николаевич, Хаваев Евгений Викторович и Чернов Вениамин Философич. Война в Афганистане и военный конфликт в Чеченской республике – это не Великая Отечественная, совсем другой статус у этих военных действий. Но…

События в Чечне и Афганистане – ещё одно подтверждение мужеству и стойкости наших солдат и офицеров; ещё одна ступень на пути к свободе и независимости нашей родины.

«Годы, проведённые в Афганистане, считаю главными в моей жизни – там приобретали крепость лучшие качества человека», – говорит Евгений Викторович Хаваев.

Педагоги из других образовательных организаций приходят к нам с целью обмена опытом, которым наш музей богат.

Мы проводим семинары, на которых делимся опытом поисковой, исследовательской, экскурсионной, выставочной деятельности. Рассказываем гостям о поиске новых форм и методов работы, знакомим их с планами на будущее. Просим гостей поделиться опытом своей работы, что они с удовольствием делают. На семинары мы приглашаем не только руководителей музеев, но и учителей истории, а также гостей из различных организаций: районного Совета ветеранов, Городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория», Городского центра информатизации «Эгида» и др.

Интересной и содержательной стала встреча гостей городского Фестиваля школьных музеев 18 мая 2018 года. Наша школа принимала педагогов из образовательных организаций Центрального округа. В составе делегации Ирина Петровна Рыжакова, руководитель РМО музеев; Вишнякова Галина Игнатьевна, бывший руководитель музея школы № 24 и человек, переживший блокаду Ленинграда; а кроме того, педагоги из образовательных организаций школьного и дошкольного образования.

Экскурсия в музей Боевой славы 278-й авиадивизии, знакомство с экспозицией музея и работой актива. Тема войны звучала и в актовом зале школы, где гостям был предложен просмотр спектакля «Я ещё не хочу умирать», поставленный учителем русского языка и литературы Юлией Анатольевной Завадской вместе с учащимися 8-х классов.

Трагические страницы нашей истории никого не оставили равнодушными. Снять напряжение нам удалось лишь в музее Русской народной культуры, где руководитель музея Наталья Павловна Архипова показала уникальную коллекцию предметов быта русского народа и рассказала удивительные истории глубокой старины.

На мастер-классах «Звёзды герою» и «Поделки из фетра» никто не остался без дела, все увлечённо выполняли несложные задания, в результате чего унесли с собой свои поделки, хорошее настроение и приятные впечатления о наших музеях и нашей школе.

Приглашаем и вас к нам в гости! Приходите, мы будем рады!

Количество просмотров: 11098  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы