Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Ключевым в названии темы выпуска является слово «Воспитание». Именно так, с заглавной буквы, необходимо писать и понимать сложнейший процесс, результативность которого отсрочена во времени, ограничена значимым числом разноплановых рисков, внешних влияний, внутренних противоречий и непредсказуемых неожиданностей. Тем не менее, общепризнано, что именно благодаря воспитанию Человечество сохраняется как вид, развивается и прогрессирует, преодолевая объективно обусловленные тенденции регресса и деформации индивидуального и общественного сознания. Проблемы воспитания подрастающего поколения актуальны во все времена и в любых исторических контекстах, миссия педагога – воспитывать Личность – является приоритетной в разных образовательных системах, в разных странах и на разных континентах.

Педагог-воспитатель является первым, кто осознал безграничные возможности и многочисленные риски, которые неизбежны на новом этапе развития образования, в эпоху его «цифровизации». Одним из актуальных направлений этого процесса является медиаобразование, особенности которого в контексте проблем воспитания школьников рассматривают авторы статей этого выпуска газеты «Интерактивное образование». Некоторые из них стремятся осмыслить и применить известные средства и методы в новых условиях, другие – создают собственную воспитательную практику без опоры на классическую теорию.

Интересного вам чтения, дорогие коллеги!

Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества

Коробова Ольга Николаевна, Зайцева Татьяна Анатольевна

Каждый раз, когда учитель начинает работу с 1-ым классом, перед ним встаёт задача сплочения детско-родительского коллектива. Решается она разными методами, одним из которых является долгосрочный общеклассный проект. Мы поставили перед собой ещё более сложную задачу – объединить в творческое сообщество родителей, детей и учителей «А» и «Б» классов. Решение данной задачи мы видели в издании собственного журнала, который бы стал платформой для сплочения двух детско-родительских коллективов.

Медиаобразование как направление информационной социализации обучающихся коррекционной школы

Сизова Светлана Геннадьевна

С развитием информационного общества значительно возросло внимание к проблеме влияния информационных потоков на человека, особенно на детей и подростков. Социализация обучающихся является одним из ключевых направлений работы коррекционной общеобразовательной школы. Следует специально оговорить, что мы связываем понятие «информационная социализация» и с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, и с навыками работы с информацией. Выпускники с ОВЗ должны быть готовы успешно жить в информационном обществе.

Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования

Приходько Юлия Иогановна

Самоуправление в образовательной организации является одним из ключевых направлений воспитательной работы. Именно участие в общественной жизни школы, города и страны создает положительный климат для личностного развития обучающихся. Реально действующее школьное самоуправление дает возможность ученикам не только показать и развить свои творческие способности, но и получить бесценный опыт социального взаимодействия с людьми различных возрастов (здесь речь идет о педагогах, старшеклассниках, сверстниках и обучающихся младших классов).

Тестирование как эффективный способ проверки знаний

Вахрушева Галина Петровна

Контроль является одной из основных функций управления качеством образования. Если обратится к словарю терминов Э.Л. Азимова и А.И. Щукина [5] «Контроль – процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса». Педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, подразумевающий измерение и оценивание знаний, умений обучающегося.

Использование цифровой лаборатории в начальной школе для детей с нарушением слуха

Колокольцова Галина Николаевна, Лысенко Нина Сергеевна

Сегодня перед учителем и учениками открываются большие возможности: не только использование интерактивной доски, проектора или просто компьютера, что безусловно важно и значимо, но и использование другого дополнительного оборудования, в частности различных цифровых лабораторий. Работа с ними делает процесс обучения ещё ярче, интереснее, разнообразнее и решает множество педагогических задач.

Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования

Ковалёва Светлана Юрьевна

Одной из разновидностей человеческой деятельности является речевая деятельность. Именно через речевую деятельность происходит обогащение и развитие речи младших школьников. Если имеются речевые нарушения, то ребёнку гораздо труднее не только развивать речь самостоятельно, но и получать знания, а также общаться в процессе учебной деятельности.

Общественный фактор занимает в речевой деятельности школьников важное место. Общество не только побуждает к речевой деятельности, но и выступает как средство этой деятельности. Таким средством могут выступать различные сообщества обучающихся.

Печатные и электронные ресурсы для достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования

Шаровская Светлана Фридриховна

Все чаще слышу от родителей, что дети не хотят думать, их не интересует ничего, кроме игр, интернета, общения и т.д. Ученики говорят, что им скучно читать большие тексты, что не обязательно учить что-то, так как можно все найти в Интернете. Плохо это или хорошо? Плохо. Однозначно плохо!

Что происходит с мышлением наших детей? Оно становится фрагментарным, неспособным мыслить системно, а значит и окружающее они воспринимают мозаично, не целостно, а обрывочно. И не зря родители удивляются, что их чадо не может связать простые вещи.

Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Барагамян Сатеник Юрьевна

В связи с появлением и доступностью большого количества гаджетов, современный учащийся живёт в мире электроники и большого потока информации. Интернет стал неотъемлемой частью нашей действительности. Это инициирует учителя на принятие новой роли – он должен стать координатором информационного потока. Как следствие, учителю необходимо владеть современными методиками и образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком информационного века.

Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников

Зимина Ирина Леонидовна

Отношение человека к книге формируется в первые десять лет жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый: родитель или воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. На следующем этапе в начальной школе формируются основы читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.