Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца

 
 

Кожевникова Наталья Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

хореограф образцового ансамбля

классического танца «Пленительные ритмы»

Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца

Образцовый коллектив классического танца «Пленительные ритмы» в прошлом учебном году отметил свой 25-летний юбилей. За эти года юные танцовщицы покорили многие сцены Всероссийских и Международных конкурсов, коллектив с гордостью более 15 лет носит звание «Образцовый», однако, как и во многих коллективах УДО, специального отбора учащихся в нашем коллективе не проводится, несмотря на то, что классический танец требует особых психофизических данных. О том, как сделать классический танец доступным любому желающему мы и расскажем.

Классический танец не удобен с физиологической точки зрения, выворотное положение ног и танец на пальцах требует огромной работы для полной перестройки работы мышц и суставов. Именно поэтому в учреждения, в которых дети профессионально обучаются классическому танцу идёт жёсткий отбор по физическим данным и состоянию здоровья. Только многочасовой шестидневной нагрузкой можно добиться стабильного исполнения всего многообразия движений классического танца. Нагрузки столь велики, что детям с недостатком данных будет трудно освоить сложную технику классического танца в полной мере. В то же время без хорошо усвоенной техники классический танец очень травмаопасен.

В любительском танце, помимо отсутствия отбора по данным, существует проблема ограниченности по времени. Расписание занятий по часовой нагрузке в разы меньше, чем в профессиональных учреждениях. Необходимо оптимизировать процесс усвоения техники классического танца. Только благодаря грамотным приёмам оптимизации учебного процесса можно добиться успешной концертной и конкурсной деятельности. Ведь именно выступление на сцене главный стимул и цель занятий хореографией.

Из-за отсутствия отбора в коллектив, дети поступают с разным набором данных. Здесь необходим индивидуальный подход с постановкой индивидуальных целей достижения результата.

Подгрупповые и индивидуальные (вариативные) задания. Большинство занятий проводится в групповой форме. Во время группового занятия можно при исполнении одного упражнения слегка видоизменять его для разных детей. Например, для более младших детей в группе давать упрощённый вариант упражнения.

Дифференцированный контроль исполнения упражнения. Корректировать исполнение можно через различные замечания для разных учащихся при исполнении одного упражнения. Т.е. нужны разные приоритеты в обучении для детей с нарушениями осанки, слабым мышечным тонусом и с гипертонусом мышц. Для исправлений осанки необходимо, чтобы ребёнок следил за положением своего тела. Дети со слабым мышечным тонусом должны больше уделять внимания закачке мышц (при необходимости можно использовать утяжелители для рук, ног, талии). Таким детям надо уделять особое внимание на удержание поз в статичном положении. Дети с гипертонусом мышц с трудом понимают, какими мышцами нужно исполнять движения. Они включают в работы все мышцы, в том числе и те, которые мешают легко и быстро двигаться, что приводит к неточности исполнения, которые могут привести к падениям. Такие дети подвержены травмам мышечных тканей (боли в мышцах и т.п. вплоть до разрыва мышц и сухожилий). Детям с гипертонусом мышц надо уделять внимание на релаксационные упражнения, которые особенно эффективны перед холодной растяжкой.

Кроме этого, в групповом занятии можно применять подгрупповое и индивидуальное исполнение упражнений. Для исполнения одного и того же упражнения дети разбиваются по подгруппам или исполняют каждый индивидуально. Такой приём позволяет больше уделить внимание индивидуальным особенностям.

Для овладения всеми приёмами техники необходимо много времени уделять тренажу. Техника исполнения нужна для красивых линий поз, для максимальной амплитуды движения, она обеспечивает устойчивость и предотвращает падения, а также растяжения, ушибы и т.п. В любительских коллективах мы сталкиваемся с проблемой нехватки времени для проучивания всего разнообразия движений классического танца. Но технику необходимо нарабатывать для защиты от травм. Есть несколько приёмов оптимизации процесса усвоения техники классического танца.

Выборочное изучение движений. Во время тренажа разучивать движения необходимые для конкретной постановки танца. Не пытаться объять весь спектр движений в сжатые сроки. В итоге просто не хватит времени сформировать моторный автоматизм.

Систематическое изучение упражнений. Т.е. на протяжении всего урока отрабатываются разные элементы одного и того же упражнения. Движение разбивается по фазам и отрабатывается у станка. Затем фазы соединяются в подготовительные медленные упражнения на середине, затем движение изучается в чистом виде. Позднее эти движения войдут в танец.

Подбор репертуара. Здесь очень важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Педагог не должен гнаться за сложной танцевальной лексикой, с которой ученики не могут справиться. Тем самым можно уменьшить риск травм. Необходимо тщательно выверять сюжет и характер танца в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Нужно брать знакомые детям сюжетные линии. Можно обращаться к литературным или историческим героям, которых изучали в школе, в своих постановках. Следует не брать слишком сложную музыку не по возрасту. Так детям тяжело будет донести смысл произведения и упадёт мотивация. Дети будут испытывать эмоциональный дискомфорт.

Исполнительское мастерство и повышение стрессоустойчивости на выступлениях и конкурсах. Для успешной концертной и конкурсной деятельности помимо мотивации важно помочь ребёнку преодолеть страх выступления. В каждом коллективе есть дети, которые боятся выступать настолько сильно, что показывают на концерте результат гораздо ниже, чем на уроке. У таких детей как правило зажаты мышцы и эмоционального отклика на музыку не видно.

Повторяющиеся комбинации движений в танце. Постановщик танца не должен бояться повторы в музыке сопровождать и повторами движений в танце, но в другом рисунке. Уменьшая количество лексики, мы высвобождаем больше времени на отработку движений для конкретного танца. Техника, хорошо усвоенная, придаёт уверенность исполнителю.

Эмоциональная выразительность. На уроке необходимо требовать исполнения танца с эмоционально окрашенными нюансами пластики и мимики. Что бы ребёнок исполнял танец осмысленно, а движения не «замыливались». Это помогает поддерживать эмоциональную вовлечённость в процесс, повышает интерес к танцу на репетициях. А на выступлениях позволяет гармонично сочетать технику исполнения и эмоциональную выразительность.

Состав участников танца. Не нужно заставлять детей с высокой тревожностью выполнять сольные партии в танце. Ставить таких детей в рисунок танца нужно так, чтобы у них была возможность видеть перед собой других исполнителей.

Правильно подобранный репертуар помогает исполнителям справляться с техникой танца, что предотвращает травмы, помогает испытывать положительные эмоции во время исполнения танца. Помимо этого, грамотный подход к подбору репертуара и работе над танцем снижает уровень тревожности до приемлемого на выступлениях.

Обратим внимание и на развитие физических данных у детей, занимающихся в коллективах любительского классического танца. На ранних этапах обучения значительных проблем, связанных с физическими данными, не возникает, т.к. дети начинают знакомство с миром хореографии через наиболее подходящий ребёнку детский игровой танец с элементами деми классики (т.е. полувыворотные позиции ног, натянутые колени и стопы, постановка корпуса, некоторые позиции рук).

Но позднее, ближе к 10-ти летнему возрасту, высокие стандарты классического танца вызывают определённые трудности. С одной стороны, необходимо разрабатывать подвижность суставов, т.е. растяжка, а с другой, необходимо закрепить полученный после растяжки результат закачкой мышц на необходимую амплитуду. Это очень трудоёмкий и физически тяжёлый труд. Главное не переусердствовать ни в растяжке (чтобы избежать серьёзных травм), ни в закачке мышц (что может привести к защемлениям, ассиметричной закачке, которая приводит к различным искривлениям скелета и повышенной утомляемости).

Особенности растяжки. Для растяжки в любительском классическом танце не допустимы резкие изменения амплитуды (никаких резких рывков в шпагате или махов). Для этого применятся комплекс медленной холодной растяжки в максимально расслабленном состоянии мышц. Гораздо эффективнее проводить холодную растяжку, а после тренаж на максимальную амплитуду. Тем самым мы добиваемся работы мышц на максимальную длину связок. Таким образом, одним из здоровьесберегающих факторов мы выделяем холодную растяжку.

Закачка мышц. В традициях классического танца эту роль успешно выполняет тренаж у станка. Стоит упомянуть, что не обязательно выполнять один единственно верный порядок упражнений, главное соблюсти правило: от медленного к быстрому, от малой амплитуды к большой. Так же можно провести экспресс закачку. По этим же правилам можно составить комплекс упражнений для экспресс-закачки мышц. Такой укороченный комплекс удобно применять перед выступлениями или перед постановкой нового танца.

Во время закачки необходимо следить, что бы ноги работали с одинаковой амплитудой. У каждого есть «любимая» нога для исполнения того или иного движения. Не позволяйте детям делать упражнения только с «любимой» ноги. Если амплитуда движений ног заметно разнится, требуйте повтора упражнений с «Нелюбимой» ноги в два раза больше, чем с «любимой». Это нужно для того, чтобы из-за неравномерной работы мышц не было искривлений и защемлений. Следите что бы в работу не включались мышцы антагонисты, мешающие лёгкости исполнения. На работу ненужных мышц уходит много энергии и страдает амплитуда движений, что приведёт к быстрой утомляемости. Помимо утомляемости, при неправильной работе мышц, страдает и техника исполнения. Т.к. мозг не в состоянии проконтролировать за промежуток времени, положенный для движения, работу и нужных и ненужных мышц. Перекаченные мышцы так же приводят к ухудшению техники, т.к. притупляется чувствительность к малейшим отклонениям от необходимой траектории. 

Даже не смотря на все эти меры, микротравмы в классическом танце будут неизбежны. Рассмотрим некоторые приёмы восстановления после травм.

Чтобы не терять форму, дети с лёгкими травмами могут исполнять движения с меньшей амплитудой или более простой вариант. При серьёзных травмах рекомендуется исполнения упражнений лёжа на полу. Те же движения, что и у станка, вполне можно адаптировать под лежачее положение.

Опыт нашей образовательной деятельности показывает, что искусство классического танца доступно не только профессионалам, но и любителям, если ты хочешь танцевать и будешь правильно организовывать репетиционный и концертный процесс.

Количество просмотров: 7400  

Добавить комментарий

Target Image
1. Медиапространство как ресурс дистанционного взаимодействия педагогического коллектива
2. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции
3. Роль социальных связей в развитии социального партнерства в «Центре дополнительного образования «Лад»
4. Здоровьесберегающие технологии на занятиях в коллективе классического танца
5. Формирование коммуникативного навыка как основного компонента успешной социализации личности через организационно-досуговую деятельность ДДТ им. А.И. Ефремова
6. Музыкально-эстетическое воспитание через проектную деятельность в летний каникулярный период
7. Использование технологии ИНСЕРТ на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
8. «Фантазии полёт и рук творенье…»
9. Об изучении «Маленьких прелюдий» И.С. Баха в классе фортепиано
10. Формирование эстетического вкуса младших школьников на занятиях в Образцовом танцевальном коллективе «Смайл»
11. «Вместе мы сила»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы