Наши двери открыты для всех, кто готов работать головой и руками
Сегодня очень много говорят о технологическом суверенитете России. Чтобы его обеспечить, требуются квалифицированные кадры, подготовка которых начинается со школьной скамьи. С 2010 года в Новосибирской области реализуется проект «Специализированные классы». Одним из участников проекта является МБОУ СОШ № 112. О школьном инженерном образовании и о возможностях, которое оно открывает для учащихся, говорим с Игорем Александровичем Полионовым, почетным работником общего образования РФ, руководителем детского технопарка «Пилот».
– Уже не первый год в системе образования делается акцент на технологическом образовании. В мае 2023 года вышла новость о том, что Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России разработало план по развитию инженерного образования. Расскажите о сегодняшнем школьном инженерном образовании?
– Да, мы видели эту новость. Анонсировано, что программа будет направлена на развитие интереса у школьников к инженерному образованию и будет затрагивать такие учебные предметы, как физика, математика, химия, биология и информатика. Также идет разговор об обеспечении преемственности между школьным и вузовским образованием и научной деятельностью у школьников и студентов. Направление хорошее и нужное, взят правильный вектор развития. Но пока никаких нормативных актов нет.
В нашей школе пять специализированных инженерных классов с 7 по 11, куда входит и IT-направление. Сложно разделить эти вещи. Например, ученик инженерного класса разработал 3D-принтер, который по своим техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а себестоимость намного дешевле, и он не только спроектировал и собрал железо, но и разработал программное обеспечение для его работы. Это хорошо вписывается в тренд на формирование метапредметных компетенций, о котором сейчас очень часто говорят. Мы стараемся гармонизировать учебный процесс и внеучебную деятельность, чтобы детям было интересно, и они имели выбор.
– Последние годы мы наблюдаем трансформацию урока технологии. Как вы оцениваете этот процесс?
– Что касается урока технологии, то на него, как было заложено два часа в неделю в среднем звене, так и осталось. Обучение проходит с опорой на соответствующие ФГОСы. Мы не отказываемся от изготовления табуреток, обработки дерева, работы с металлом, шьем фартуки, готовим борщи, печем пироги. Но инженерное образование туда вместить уже сложно, необходимо заниматься этим в рамках дополнительного образования, учитывая специфику классов (в спецклассах есть дополнительные часы) и материально-техническую базу конкретного учреждения.
– Вы являетесь руководителем детского технопарка. Расскажите о его работе.
– Технопарк появился в 2008 году как проектно-исследовательская лаборатория обучающихся в образовательной области «Технология». Мы его так назвали и сократили до аббревиатуры «Пилот». До 2013 года мы работали в рамках урока технологии, попутно участвуя в различных конкурсах. Сегодня технопарк ориентирован на реализацию практически значимых проектов и подготовку школьников.
Наш технопарк оборудован шестью 3D-принтерами, позволяющими готовить школьников по компетенции «Прототипирование»; десятью лицензированными компьютерными местами от компании Аскон, позволяющими моделировать различные изделия и готовить школьников к соревнованиям по компетенциям «Инженерный дизайн САПР» и «Технологии цифрового моделирования». Есть конструкторы линейки роботов LEGO Education, конструкторы станков с числовым программным управлением UNIMAT, токарные, сверлильные и заточные станки. Интересно, что зачастую больший интерес у ребят вызывают обычные станки.
Пропедевтика инженерного образования у нас начинается в начальной школе со знакомства с конструкторами «CUBORO», где младшие школьники знакомятся с основами черчения и составления схем. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности с первого класса ученики знакомятся с основами механики, программирования, конструирования.
Традиционно мы участвуем в инженерных конкурсах и соревнованиях различного уровня. Ученики школы и обучающиеся других образовательных организаций, занимающиеся на базе нашего технопарка, завоевали 26 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых медалей на различных инженерных чемпионатах. Большое внимание уделяем популяризации инженерного образования и знакомству с инженерными профессиями будущего в рамках программы сетевого взаимодействия со школами, учреждениями СПО, университетами, научно-исследовательскими институтами.
Занятия в технопарке идут как в рамках основной программы, так и дополнительного образования, в том числе на спецкурсах. У инженерных классов она, конечно, значительно шире. Двери нашего технопарка открыты ежедневно с 15 до 19 часов для всех желающих работать головой и руками. Ребятам доступно всё имеющиеся оборудование, есть возможность получить консультацию педагога по разрабатываемым проектам. Это могут быть проекты, которые школьники придумали на уроках технологии или с родственниками. Например, ребенок с дедушкой придумал самолет и хочет, чтобы у него крутился пропеллер или он летал. Мы предоставляем такие возможности не только для учащихся и родителей нашей школы, но и для ребят из других школ города и области. Здесь есть место и для чаепития, и для дружеского общения. У нас дружелюбная обстановка.
– Вы давно работаете по направлению MaryNet национальной технологической инициативы: участвуете в конкурсах, проводите профильные смены. Как развивалось это направление, каких успехов удалось достичь?
– Прежде чем открыть направление MaryNet, мы долгое время занимались направлением EnergyNet Национальной Технологической Инициативы. Через современную энергетику мы и вышли на новое направление. В 2017-2018 учебном году наш технопарк уже имел соответствующий опыт и оснащение для проектной деятельности школьников в области альтернативной энергетики. На крыше школы была построена солнечная электростанция, реализованы проекты по возобновляемым источникам энергии. Тогда мы начали участвовать в инженерных соревнованиях «Солнечная регата», где требовалось построить лодку, приводимую в движение электродвигателем, получающим питание от солнечных батарей. Реализация проекта стала возможной при активной поддержке Городского центра информатизации «Эгида», Министерства образования Новосибирской области и Национального центра инженерных конкурсов и соревнований (г. Москва). Ученики инженерных классов нашей школы и старшеклассники из других образовательных организаций Новосибирска участвовали в инженерных соревнованиях «Солнечная регата» в Великом Новгороде, Казани, Грозном, принимали участие в международных инженерных соревнованиях «Solarboat regatta» в Берлине. Сегодня мы активно транслируем наш опыт в Новосибирской области. Совместно с техническим лицеем № 176 города Карасука мы неоднократно проводили инженерные соревнования «Сибирская Солнечная регата» в акватории озера Благодатное. Педагоги нашей школы в рамках работы регионального ресурсного центра проводили профильную инженерную смену в детском оздоровительном лагере «Рассвет» села Кирза Ордынского района, в которой принимали участие учащиеся школ Ордынского района. Дети имеют возможность выехать на соревнования, освоить профессии капитана, штурмана, матроса, судомеханика, электромеханика. Ребята на практике проверяют, сколько энергии мы получаем от солнца и на сколько ее хватает. Сегодня в кружке по судомоделированию и судостроению у нас занимается более 50 учеников. В рамках летнего лагеря работаем с начальной школой в контексте пропедевтики инженерного образования. Учащиеся изучают устройство судов различного типа, знакомятся с терминологией и основами морских профессий. Направление имеет большие перспективы развития, так как наша школа находится на берегу Обского водохранилища, а также оно поддерживается энтузиастами.
– Развивать инженерное образование помогает социальное партнерство. Расскажите об опыте вашего учреждения.
– С 2015 года у нас открыты и успешно работают три энергетических класса (9-11 классы). Учащиеся этих классов проходят дополнительное обучение на специальных курсах. Программы разработаны профессионалами Корпоративного университета гидроэнергетики (КорУнГ) и полностью соответствуют высоким требованиям подготовки школьников по программе «От новой школы к рабочему месту». Кроме профильной физики и математики, на этих курсах ребята изучают основы гидроэнергетики, теории решения изобретательских задачи (ТРИЗ) и проектной деятельности. Выпускники 11-го энергетического класса получают именные сертификаты, дающие возможность поступления в профильные вузы. Как правило, они поступают на факультет энергетики (ФЭН) НГТУ. Ежегодно количество поступающих увеличивается. В этом году наши выпускники получили возможность поступления по целевому договору от работодателя. Недалеко от нас расположена Новосибирская ГЭС, где работают выпускники, с которыми мы общаемся и на их рабочем месте, и в стенах школы.
Благодаря социальному партнерству с РЦ «Альтаир» в 2021 году мы организовали работу Региональной энергетической школы (РЭШ) для учащихся Новосибирской области на базе центра детского и семейного отдыха имени Олега Кошевого. Профильные смены здесь проходят два раза в год. Занятия на сменах проводят преподаватели и наставники факультета энергетики НГТУ и Новосибирской ГЭС. Мы замкнули этот цикл на сотрудничестве школы, вуза, СПО и предприятия. Но до этого мы долго стучались во все двери, ходили на различные предприятия, которые находятся рядом с нашей школой. В результате этого удалось заключить договор с ГЭС и началось эффективное сотрудничество в области профессиональной ориентации школьников. Часто представляем этот опыт на различных мероприятиях, коллеги живо интересуются, как сделать, чтобы у них было так же, но тут только можно посоветовать обратить внимание на предприятия, которые есть рядом со школой, и с ними взаимодействовать.
Продуктивная работа налажена со школами Ордынского района и Инженерным лицеем № 176 города Карасука через программу Регионального ресурсного центра развития образования Новосибирской области. Общаемся и очно, и дистанционно, выезжаем друг к другу для обмена опытом и организации профильных смен. В этом направлении ежегодно участвует не менее 40 школьников и 6 педагогов-наставников.
– Одним из направлений, в котором успешно развивается ваше учреждение, является робототехника. Расскажите об этом поподробнее.
– Активное развитие робототехника получила в 2013 году в связи с оснащением наших новых мастерских после реконструкции школы. Мы получили наборы LEGO Education и начали заниматься соревновательной робототехникой. Большой толчок этому дало кадровое обеспечение. На сегодняшний день у нас идет большой охват детей: начиная с 1 класса мы знакомим детей с основами робототехники. Занятия носят образовательный характер. В среднем звене уже видны ребята, которых можно готовить к соревнованиям. Часто старшие берут шефство над младшими. Родители, конечно, очень хотят, чтобы их дети занимались робототехникой. В начальной школе мы предоставляем такие возможности. В среднем звене и старших классах этим направлением занимаются те, у кого есть способности и увлеченность мобильной робототехникой.
Еще в 2014 году наши преподаватели и учащиеся приняли участие в фестивале технического творчества школьников и студентов в Китае.
На счету юных робототехников – 28 золотых, 16 серебряных и 4 бронзовые медали международных и всероссийских соревнований (Москва, Санкт-Петербург, Иннополис, Томск, Филиппины, Китай, Греция).
– Что получает ребенок на выходе из школы, если во время обучения он делал упор на инженерное направление? Какой процент ваших выпускников выбирают инженерные специальности в качестве будущей профессии?
– Конечно, не все выпускники специализированных инженерных классов связывают свою жизнь с инженерными и техническими специальностями. В процессе обучения мы формируем временные коллективы – команды учеников по тому или иному направлению. Часто это самоорганизующиеся команды учащихся разных классов. То есть дети имеют возможность выхода из одной команды и входа в другую. Вчерашний капитан одной команды завтра может стать дизайнером в другом коллективе, в какой-то команде оператор станка может стать логистом, программист – блогером. Это нас возвращает к постулату, что в школе мы занимаемся воспитанием и развитием гармонично развитой личности. Бывает, что после обучения в инженерных классах дети поступают на филологическое направление, потому что школа дала возможность разобраться с тем, чем ребенку интересно заниматься. В любом случае они получают большой, интересный и полезный опыт. Инженер должен не только что-то изобрести, но и правильно это описать, презентовать другим, рассказать о проекте окружающим. Умение работать в команде – один из важнейших навыков сегодняшнего дня. Бывает, что ребенок в пятом классе не может связать двух слов, а пройдя через командную работу над разными проектами к классу восьмому уже сам проявляет инициативу, хочет готовить презентации, участвовать в конференциях, форумах, фестивалях, соревнованиях. Так формируется активная жизненная позиция, и этого школьника не узнаёшь по сравнению с тем, каким он был несколько лет назад.
Мы не загоняем детей в клетки, а предоставляем им выбор и возможности, ориентируясь на имеющиеся ресурсы, а чтобы конкурировать на всероссийском уровне, требуются серьезные вложения со стороны ребенка, школы и родителей.
С каждым годом все больше выпускников поступают на инженерные специальности в НГТУ, НГУ, СибГУТИ. От наших учащихся можно услышать, что они не хотят ехать в Москву или Санкт-Петербург, а будут учиться в Новосибирске. Вместе с тем, выпускники инженерных классов учатся и в столичных технических вузах. Например, в прошлом году ученица 11-го инженерно-технологического класса Анастасия Шилкова участвовала в олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и стала призером, чем обеспечила себе поступление на бюджетное обучение без дополнительных вступительных испытаний, две выпускницы поступили в Шанхайский технический университет.
Нередко наши выпускники, обучаясь в ведущих вузах Новосибирска, говорят о том, что там слишком много теории и мало практики, к которой они привыкли за годы обучения в школе. Это стимул для объединения усилий для достижения максимального результата.
– Педагогический коллектив вашего учреждения активно делится своим опытом на разных уровнях. Что это дает вам как педагогу?
– Обмен опытом – это стимул к дальнейшей работе, самообразованию, развитию. Здесь нельзя не упомянуть директора нашей школы – Вадима Николаевича Платонова. Он всегда открыт для взаимодействия с коллегами: готов представлять наш опыт и с интересом рассматривает находки коллег.
Много лет на базе школы проводился региональный этап международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, несколько секций которой были посвящены инженерно-технологическому образованию школьников. В рамках финального этапа этой Ярмарки учителя нашей школы делились опытом и вникали в передовые педагогические технологии в Самарской области, Белгороде, Братске, Перми, Ростове Великом, Новосибирске. Мы всегда готовы учиться. Кстати, в замечательном конкурсе на получение бюджетного образовательного сертификата для повышения квалификации, который проводит департамент образования мэрии города Новосибирска, педагоги нашей школы побеждали 14 раз.
Я являюсь участником нескольких методических экспертных сообществ, разрабатываю задачи для инженерных турниров, методические пособия для уроков технологии. Встречаюсь с представителями вузов, научно-исследовательских институтов, больших и малых промышленных предприятий, организую выездные мероприятия. Например, недавно у меня была встреча с представителями института теплофизики им. С. С. Кутателадзе, где мы обсуждали автономные энергоэффективные экодома, которые отличает низкое энергопотребление на отопление и энергопотребление, которое достигается за счет солнечного тепла, высокой теплоизоляции, энергоэффективных бытовых приборов, систем управления «умный дом». Такие дома сейчас строятся на Байкале. Уже достигнуты договоренности о включении этой темы в план работы Региональной энергетической школы осенью 2023 года. Для детей это будет очень полезно и интересно.
– Выпускник вашей школы, который в школьные годы успешно развивался в инженерном направлении, вернулся в учреждение уже в качестве наставника. Расскажите, как это произошло? Помогает ли ему его прошлый опыт успешнее выстраивать работу в новой роли?
– В настоящее время в нашей школе наставником ребят по робототехнике является наш выпускник, призер всемирной робототехнической олимпиады на Филиппинах, студент механико-математического факультета НГУ Богдан Черепанов, это была его инициатива. Его педагог передала ему свои наработки, и он продолжает развитие этого направления. У его воспитанников уже есть успехи на соревнованиях «Робофест» и «Робофинист». В июне он везет четыре команды воспитанников детского технопарка на Всероссийские соревнования «РобоФинист-2023» в Челябинск. Среди них есть студентка НГТУ и ученик гимназии № 3 в Академгородке, которые продолжают заниматься мобильной робототехникой на базе лабораторий технопарка нашей школы.
Многие наши выпускники получают опыт наставничества ещё в процессе учёбы. Они с удовольствием выступают в роли вожатых и волонтеров при организации школьных мероприятий и в учебно-воспитательном процессе. Процесс взаимодействия старших и младших школьников был представлен нами на выставке «УчСИБ» еще в 2007 году. Это лежит в основе нашей работы и является традицией школы. Происходящее хорошо описывает народная мудрость: «Ребенок – гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Мы не ждем благодарности от учащихся, но всегда рады видеть благодарных школе выпускников. А когда ты видишь выпускников, которые продолжают твое дело, то это еще большая радость. Я считаю это успехом своей работы. На недавних соревнованиях мои вчерашние выпускники выступали в качестве наставников, и их воспитанники соревновались с детьми, которых я обучаю в настоящее время. В такие моменты с еще большей очевидностью понимаешь смысл своей деятельности и видишь результаты своей работы.
Количество просмотров: 560 |
Добавить комментарий