Наши дети не должны стать приложением к гаджету
Народная мудрость гласит: «Сколько не говори – сахар, во рту слаще не станет». Много лет идет разговор о том, что у детей необходимо формировать функциональную грамотность, но пока результаты оставляют желать лучшего. О том, что необходимо делать с учебным процессом, чтобы у сегодняшних школьников было светлое будущее, говорим с Ольгой Борисовной Логиновой, кандидатом педагогических наук, членом экспертного Совета издательства «Просвещение», лауреатом премии Президента в области образования.
– Что такое функциональная грамотность? Из каких составляющих она состоит?
– Если очень коротко, то функциональная грамотность – это знания, которые реализуются человеком в действия. Многие знают, что пользоваться лифтом во время пожара нельзя, но при объявлении пожарной тревоги примерно 50 процентов людей бегут к лифту. Знания есть, но в жизни они не применяются. Функциональная грамотность – это умение применять знания, грамотно использовать их в тех ситуациях, которые этого требуют. Необходимо проанализировать ситуацию, понять, что из имеющегося запаса знаний у тебя есть, и как ты можешь ими пользоваться. Эта задача появилась не только что, она стояла всегда. С 50-х годов XX века в нашей педагогической прессе идет разговор про формализм знаний. Мы всегда об этом говорили, но не могли понять, что лежит в основе этих механизмов, почему это происходит, от чего и, соответственно, не могли найти действенных средств. Только сейчас, благодаря участию в международных исследованиях, мы видим, что происходит и как можно с этим бороться.
Функциональная грамотность – это развивающееся понятие. Оно появилось в 50-е годы XX века в ЮНЕСКО, и там говорилось о знаниях для жизни: читать, писать, считать, выполнять инструкции, подписываться, уметь прочитать документы. Эти составляющие актуальны и сегодня. Изменились только документы, которые читают люди. Мы теперь не просто читаем художественные тексты, газеты, инструкции, а начинаем работать с электронными текстами, чатами, разными сервисами. Изменились тексты, стратегии чтения, задачи чтения. У нас сегодня есть доступ к любым источникам информации, но мы должны понимать, что их необходимо сортировать, классифицировать, отличать фейки от правды, отделять мнения от фактов. Это одно из умений, которое проверяется и оценивается в PISA, и способность отличить мнение от факта демонстрирует крайне ограниченное количество обучающихся не только в России, но и во всем мире.
Цифровой мир очень сильно влияет на то, что сейчас нужно для жизни. Один из компонентов функциональной грамотности – естественно-научная грамотность, которая раньше не входила в состав, а теперь входит, потому что мы, голосуя, принимаем решения. В 90-е годы многие протестовали против строительства гидроэлектростанций, атомных станций. Сейчас все голосуют за зеленую энергетику. Но надо понимать последствия, оценивать риски, выгоды, затраты, потребности, что получится на выходе. Это необходимо делать грамотно. Раз к принятию решений допускается огромное количество людей, значит у них должны быть знания, на основе которых они принимают решения. Мы не можем допустить, чтобы решения принимались толпой. Именно поэтому такой акцент на функциональную грамотность.
Кроме того, необходима финансовая и налоговая грамотность. Наша жизнь немыслима без цифровой и компьютерной грамотности. В этом году стали измерять креативность. Это неслучайно, потому что современные приборы и инструменты позволяют воплотить практически любой замысел, причем непрофессионалу. Раньше, чтобы выйти на миллионную аудиторию, нужно было получить специальное образование, устроиться на работу на телевидение, получить доступ к качественной аппаратуре, а сейчас это может сделать любой блогер. Поэтому качество замысла становится очень важной характеристикой, такой же, как и моральные ценности. Все это взаимосвязано. Жизнь так изменилась, что у нас появились другие важнейшие приоритеты, ориентиры, которые должны иметь дети. Мы должны умело и активно пользоваться знаниями в жизни, а не просто хранить их бесполезной кучей, в которой невозможно что-то найти.
Наша команда занимается креативностью, и мы предложили детям задание: нарисуйте рисунок, который бы пояснил смысл выражения a+b=c. Дети прекрасно понимают, что в выражении две величины складываются и получается третья, которае равна сумме двух других. А проиллюстрировать они это не могут. Не получается перейти от абстрактного знания к конкретному, хотя у них в учебниках полно рисунков с числовыми осями, где что-то складываются, массы можно сложить, деньги. Максимум пять процентов детей могут дать два разных примера, а в основном это 3 грибочка плюс 2 грибочка равно 5 грибочков. Вопрос был к пятиклассникам, а они мыслят на уровне первого класса. Вот об этом мы говорим, когда говорим о формализме, функциональной грамотности, о том, что знания лежат мертвым грузом, они никак не систематизируются, а соответственно, если ты не видишь, где они в жизни есть, как ты их можешь применять. Понимание этих механизмов стало основой для обдумывания, как исправить ситуацию.
– Россия принимала активное участие в международных исследованиях по оценке функциональной грамотности (PISA, PIRLS, TIMSS). Как наша страна выглядит в мировом образовательном пространстве?
– PISA проходит циклами раз в три года и раз в девять лет обновляется модель по одному из трех ведущих направлений: читательская, математическая или естественно-научная грамотность. В 2018 году была обновлена модель читательской грамотности. Мы показали немного хуже результаты, чем при предыдущей модели, потому что детям были предложены электронные множественные тексты. Множественные тексты – это несколько текстов на одну и ту же тему, которые надо сопоставить, найти различия, сослаться на одно, сослаться на другое, не просто инструкцию прочитать, а попробовать сопоставить разные точки зрения, посмотреть, чем они отличаются, оценить достоверность фактов, насколько убедительно аргументирована позиция. Наши школьники хорошо ищут информацию по ключевым словам, но если ты попросишь синонимическую замену – задашь тот же вопрос, дашь ту же информацию, но другими словами, – то это уже проблема. Исследования PIRLS тоже начали это фиксировать. Поскольку все тесты даются в электронном виде, то можно проследить путь, по которому ученик идет, чтобы найти информацию. Большая часть наших детей использует не самые эффективные пути и способы. Они в этом уступают своим зарубежным сверстникам. В 2022 году обновлялась математическая модель, в 2025 году будет обновлена естественно-научная модель. В этом году в исследованиях появилось креативное мышление.
– В чем отличие образовательной системы нашей страны от стран, которые стоят на вершине рейтинга по результатам оценки функциональной грамотности?
– PISA началась в 2000 году. Прошло больше 20 лет. Во многих странах были произведены очень решительные реформы, где-то радикальные, многие из них себя не оправдали. Несколько лет назад в Москве проходило мероприятие по оценке качества образования с присутствием международных экспертов. И было совершенно точно зафиксировано, что ориентация исключительно на прикладную составляющую не оправдалась. Казалось бы, давайте усилим прикладной аспект. Многие страны пошли более радикальным путем и вообще теоретические знания минимизировали. Этот путь оказался тупиковым, что показали результаты международных исследований. Пренебрегать академическим аспектом в ущерб прикладному – неправильный путь.
А что делают в тех странах, где хорошие результаты? Там фактически два основных способа, один из них: проектная деятельность – создание таких ситуаций, при которых дети сами что-то придумывают, воплощают. Что такое проект? Это триада: замысел, реализация и продукт. От замысла к продукту. Когда дети ставят задачу и изыскивают из имеющихся у них средств, знаний, что они могут использовать для реализации этого проекта. Это один из способов развития функциональной грамотности. Можно учить на технологии, как вести обработку разных продуктов, как что-то приготовить по рецепту. Дети, имеющие определенные навыки: как разбить яйцо, как выставить нужную температуру на плите, чтобы не пригорело, – могут по рецепту что-то сделать.
А что делается у нас в обучении? Мы подбираем такие задачи, которые проясняют, помогают закрепить теорию. Правила правописания, правила счета. Мы изучаем правила и даём детям упражнения для тренировки, закрепления отработанных навыков. Если вы проходите на уроке правописание безударных гласных, то домашнее задание будет на оттачивание полученных навыков. Детям не нужно задумываться, каким способом решать задачу, им достаточно вспомнить то, чему их учили на уроке, и применить. Я этот способ называю «От способа к задаче», то есть все упражнения направлены на то, чтобы отработать изученный способ действия. А функциональная грамотность – это когда вы открыли холодильник, увидели там яйца, масло, молоко, у вас есть хлеб, мука, еще что-то. И вы начинаете думать, что из этого можно приготовить. Это и функциональная грамотность, и креативность. Чем больше вариантов, тем лучше развита креативность. Это противоположный тип задач: от задачи, проблемы – к поиску и подбору способов её решения. К сожалению, таких задач у нас в учебном процессе мало. А вот проекты как раз и есть тот самый вид деятельности, который позволяет сосредоточиться на способах решения придуманного замысла. Знания осваиваются и присваиваются именно в этом процессе. Ребенок становится субъектом знания, если он это осмысливает и начинает осмысленно применять. Этого не хватает в учебном процессе. Это вариант стран типа Финляндии, самый распространенный. У нас гуру в этом отношении Катерина Николаевна Поливанова. У нее очень много работ на эту тему, я всем советую с ними познакомиться.
А второй вариант, к которому мы сейчас идем и который заложен во ФГОСе, правда, не все ещё понимают, что там заложено и тем более как это реализовать, – это межпредметные понятия. Это путь интеграции, переноса, использования аналогии. У нас такая логическая операция, как анализ, присутствует во всех предметах, она превалирует, а вот синтез, то есть понимание не через части, а через целое, его нет. Необходимо играть на интеграции, на синтезе, в том числе на трансдисциплинарных понятиях, которые пронизывают все предметы. Например, понятия, которые используются на всех предметах: система, функция, форма. Это позволяет учить детей правильному рассуждению. Если я встречаю новый материал, какие вопросы я должна задать: как это выглядит (форма), как это работает (функция), как это связано, какие части есть, как они связаны, как форма соответствуют содержанию. Если мы по всем предметам будем реализовывать интегрированный подход, то дети научатся правильному способу рассуждения, когда они сталкиваются с новыми непонятными явлениями. Вот это еще один уровень. И, конечно, задания, которые способствуют осмыслению, пониманию знаний. Вот то, что нам надо делать. Также детям необходимо показывать опыт успешной, позитивной деятельности.
– Как Вы оцениваете то, как владеет проектным методом педагогическое сообщество?
– Результат точно такой же, как и с функциональной грамотностью. Педагоги считают, что они все это умеют делать. И заставляют детей действовать по инструкции. А там весь смысл в том, чтобы они поискали знание, то, что они могут сделать, присвоили это в ходе поиска и отбросили то, что они еще не знают. А им дают пошаговую инструкцию. Это первая проблема, если мы говорим о подготовке учителей. Надо понимать, какие задания работают на формирование функциональной грамотности, а какие задания работают на формирование академической грамотности.
– Расскажите про подходы к формированию и оценке функциональной грамотности в нашей стране. Например, у некоторых возникает вопрос, как измерить креативность.
– Что касается оценки, то здесь мы, как правило, опираемся на международные исследования. Если мы хотим измерить какой-то конструкт, то мы начинаем смотреть, из чего он состоит, в каких областях проявляется, в каких контекстах может использоваться, из каких умений стоит. Какие компетентности, из каких составляющих они складываются, что там надо отрабатывать. После этого мы начинаем подбирать соответствующие задания, которые отвечают модели. Если говорить про креативность, то в каких сферах проявляют креативность: вы можете что-то креативно написать, изобразить, решить какую-то социальную или естественно-научную проблему. Исследования показывают, что человек, успешный в одной области, может быть неуспешным в другой. Поэтому их надо оценивать отдельно.
А для чего это оценивается? Ведь оцениваем мы не для того, чтобы сказать, что дети хорошие и плохие, мы вообще не детей оцениваем. Мы оцениваем педагогическую практику. Насколько наша педагогическая практика способствует или не способствует развитию этого направления функциональной грамотности. Создаем ли мы необходимые условия, то есть какого уровня при сложившейся практике могут достигать наши дети в разных областях. Вот мы, например, посмотрели, что письменное самовыражение детям проще всего выполнять. И там немного повыше результаты. Почему? А потому, что у нас есть сочинение, русский язык, иностранные языки, где дети что-то сочиняют, делают инсценировки, вступают в диалоги. Все это есть в педагогической практике. Социальная практика, обычная школьная жизнь дают необходимый опыт взаимодействия (заботы о ближних), который помогает детям решать соответствующие проблемы. Социальное проектирование, межличностные отношения, проблемы в коллективе – все это формирует типы социального поведения. А вот решение естественно-научных проблем, визуальное самовыражение очень трудно идет. Мало уроков по искусству, не учим владеть графическими средствами, мало обращаем внимания на визуальное самовыражение.
В работе над функциональной грамотностью можно использовать следующее упражнение: вы записываете на доске какое-то понятие и просите детей выписать определение, нарисовать визуальный образ и привести ассоциативный ряд. Это можно делать на любом уроке и это вполне диагностическое задание, потому что приводимые ребёнком ассоциации дают возможность понять, что и где недопонял ученик.
Если вернуться к креативному мышлению и самовыражению, то можно жестами, пластикой, мимикой что-то изображать, но это трудно фиксировать. Если мы говорим о письменных работах, то в них используется письменное, визуальное самовыражение, разрешение социальных и естественно-научных проблем. Это содержательные области. А состав компетентностей подсказывает пример мозгового штурма. Когда вы встречаете новую проблему, то собираете коллектив и устраиваете мозговой штурм, накидываете много идей, из этих идей выбираете самые перспективные и начинаете их дорабатывать. Вот это именно те компетентности, которые лежат в основе креативного мышления.
А вот как оценивать… Что такое креативное мышление? Оно основано на дивергентном мышлении. Об этом говорят все психологи. Это умение посмотреть на предмет с разных точек зрения. Поэтому гибкость, беглость, продуктивность, нестандартность, оригинальность мышления – предметы для критериальной оценки. Мы оцениваем, сколько идей выдано за определенный отрезок времени, насколько они отличаются друг от друга и, самое главное, оригинальность. А как оригинальность оценивать? Не в абсолютном выражении, что в мире такого никогда не было, а по частотности. Есть вещи, которые сразу приходят на ум, а есть редко и малому количеству. Вот их мы считаем оригинальными. Одна девочка, когда им задали во втором классе писать сочинение по «Золотому ключику», сказала, что она напишет про Карабаса-Барабаса. На вопрос почему, она ответила, что про Буратино и Мальвину напишут все.
Не просто так отвечай, а подумай, что ответили бы другие. А что можно придумать еще? Но этому тоже нужно учить. Мы сейчас разрабатываем курс по всем направлениям функциональной грамотности для внеурочной деятельности.
– Как формирование функциональной грамотности вписывается в новый ФГОС?
– Во ФГОСе впервые появилось упоминание о формировании функциональной грамотности, но оно не очень активно выражено. Понятие введено в третьем разделе, посвященном требованиям к условиям реализации программы. В статье 35, пункт 2 ФГОС основного общего образования написано, что в учебном процессе должны быть обеспечены условия для формирования функциональной грамотности обучающихся. В начальной школе это статья 34, пункт 2. Звучат они одинаково. А далее следует расшифровка понимания: это способность решать учебные задачи, жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Вот такое общее определение. Очень аккуратное. Хорошо, что есть упоминание об этом. Значит потребуется какая-то перестройка программ, учебного материала, обновление задач.
– Какая подготовка необходима педагогу для достижения результатов по функциональной грамотности? Как встроить в учебную и внеучебную деятельность задания на формирование функциональной грамотности?
– Если говорить с позиции учителя, то у нас есть два способа встраивания в учебный процесс: учебные ситуации и учебные задания. Учебные задания необходимы специфические, о некоторых я говорила выше, такие может сделать каждый учитель. Если говорить о заданиях на креативность, то для русского и иностранного языка – это диалоги, инсценировки, сочинения. Они и так входят в учебный процесс, просто их надо акцентировать. Например, попросить не одно название придумать, а несколько. Если это математика, то задание: реши задачу другим способом. Для естественных наук – это учебные исследования. Давайте учить детей наблюдать и задавать вопросы. Не просто наблюдать за протеканием опыта по инструкции, а увидев, например, что на балконе растет дерево, удивиться и задать вопрос: оно без земли растет? А откуда земля взялась? Как туда попала? Можно начинать с простейших шагов: что нового, необычного ты заметил по дороге в школу.
Еще один доступный учителю способ: аранжировка учебных заданий: создание ситуаций, которые «цепляют» ребенка. Например, начинаем изучать гидросферу. Я прошу посмотреть на карту и задаю вопрос: какой цвет преобладает. Дети отвечают: синий, вода. Задаю следующий вопрос: правильно ли я понимаю, что человечеству не грозит смерть от жажды? Это уже вызов, дети начинают думать. Необходимо вызвать у детей удивление, желание возразить. Это нелегко – так подать учебный материал, но важно сделать первый шаг.
Могут помочь и гаджеты. Изучаете какую-то тему, попросите детей сделать селфи с природой, которую они наблюдали. Изучаете на английском языке тему «Мой день». Пусть они расскажут по своим фотографиям эту тему.
Хорошо работают задания, результаты выполнения которых можно использовать в повседневной жизни. Например, следующее задание по литературному чтению: напишите отзыв о прочитанной книге, но не в тетради, а на библиографической карточке. И сделать общую картотеку, которой может воспользоваться каждый.
А как сделать такие учебники, которые бы работали на формирование функциональной грамотности, то это уже вызов не учительскому сообществу, а скорее научному.
Так как задания по формированию функциональной грамотности – это задания, строящиеся по принципу «от задачи, проблемы – к способу», то зачастую просто включить их в урок не получится. Их скорее нужно включать в разделы систематизации, обобщения. Больше 1000 заданий по каждому направлению функциональной грамотности расположено на сайте Института развития стратегии образования. Мы описываем эти задания, даем методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.
Что еще может сделать учитель самостоятельно? Например, взять учебный текст и попробовать задать к нему три группы вопросов. Одни на читательские знания. Потому что грамотно читать надо учить. Вторая группа вопросов – на предметные умения. А третья группа вопросов – на креативность или иные грамотности. Этому просто надо учиться и мотивировать себя, понимать, что это нужно нашим детям. Если это понимание возникает, то дальше уже проще.
– С 2019 года реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Вами и вашими коллегами разработаны учебно-методические материалы для формирования и оценки функциональной грамотности. Проведена апробации. Расскажите о результатах.
– Начиная с 2019 Министерство просвещения и Федеральный институт оценки качества образования ведут общероссийскую PISA, где заложены модели исследования по трем основным направлениям: читательская, естественно-научная, математическая грамотность по моделям 2015 года.
Группа сотрудников ИСРО РАО под руководством Галины Сергеевны Ковалёвой ведёт другой проект – диагностика формирования функциональной грамотности. Первые результаты говорят о том, что наша школьная практика не ориентирована на функциональную грамотность.
Разработаны мониторинговые задания по всем направлениям. Часть уже прошли апробацию, часть пройдут в сентябре. Они будут опубликованы на РЭШе. Ими можно пользоваться без ограничений.
В этом году Институт развития стратегии образования по поручению Министерства просвещения проводил всероссийский вебинар по функциональной грамотности в преддверии PISA 2022 для учителей, которые попали в выборку для международных исследований. В рамках этих вебинаров проводились входящие и итоговые срезы. С февраля по май с учителями велась интенсивная работа. Стояла задача подготовить педагогов и детей к формату проведения исследований. Все лекции опубликованы на сайте Института и каждый может с ними познакомиться. Над этим курсом работали ведущие эксперты по разным направлениям функциональной грамотности.
– Организаторы международных исследований говорят о том, что результаты мониторингов должны учитываться при организации процесса обучения в странах-участницах. Есть ли какие-то изменения в нашей системе образования?
– Можно отметить позитивную динамику. Начиная с 2000 года у нас были сплошные провалы по PISA. При том, что по PIRLS (начальная школа) мы занимали первые места. В начальной школе мы учим учиться, а дальше учим предметы, поэтому получаем такие результаты. В 2000-х годах в педагогическом сообществе было резко отрицательное отношение к неакадемическим знаниям. На этот вопрос не обращали внимания. С 2006 года начали обращать, пошла позитивная динамика. Есть незначительный провал в 2018 году, связанный с множественными электронными текстами. С финансовой грамотностью все хорошо идет, в математике положительная динамика, западает естественно-научная грамотность.
Дети у нас очень талантливые и способные, но им надо помочь. Там, где учитель знает предмет и любит детей – фантастические результаты, только не каждый так работает. Когда мне говорят, что у учителя нет креативности, то я в это не верю, потому что учитель, который умеет мыслить и действовать только по шаблону, в школе не удержится. Школа – это такое место, которое требует неординарных решений. Причем постоянно. Ты все время вынужден менять стратегию обучения: класс другой, настроение другое, у кого-то живот заболел, конфликт произошел. Ты все время в напряжении. Вот по отношению к нашим задачам учитель может проявить некреативность. Я это понимаю. Мы все, когда получили эти задания, не поняли, что от нас хотят. Дети тоже в ступор впадали. А когда мы детям сказали, что отметок не ставят, то барьер был снят.
А вот понимать, что выстраивать учебный процесс, так как мы его выстраивали раньше, нельзя, необходимо. Почему надо перестраивать учебный процесс? Сейчас много разговоров про возврат к советской школе. Не получится. Дети другие, жизнь другая. Те результаты, которых добивалась советская школа, сегодня будут ниже за счет меньшей мотивации, у нас нет того административного ресурса, который держал класс в советской школе. У нас уже по-другому все организовано. КПД советской школы был 30 процентов, то есть 30 процентов овладевали программой на том уровне, который сейчас требуется. Нам сейчас мало 30 процентов. У нас невысока доля конвейерной монотонной работы. Рутинные операции заменяются техникой. На долю людей остаются рабочие места, где надо принимать решения, ориентироваться в ситуации, адаптироваться, то, что не умеет делать машина. Сегодняшняя работа зачастую основана на постоянном принятии решений. Надо читать, изучать, самостоятельно пополнять знания, общаться с людьми. 4К, о которых мы сегодня часто говорим – коммуникация, кооперация, креативное и критическое мышление – это не каприз, не дань моде. И если мы в школе этому наших детей не научим, потом уже будет поздно, увеличивается риск стать приложением к гаджету. Если мы все это прочувствуем, то начнём учиться, думать и перестраиваться.
– В октябре 2022 года планируется проведение Общероссийской оценки по модели PISA. Как будет выстраиваться работа с функциональной грамотностью в связи с изменившимися условиями?
– У нас есть литература, специалисты, понимание вопроса. PISA будет заменена российскими исследованиями, проведенными по схожей методике. Есть много материалов по разным областям. Результаты можно будет сопоставить, хоть и не с полной точностью. И новые модели оценки будем изучать и использовать.
Что касается встраивания новых решений в учебный процесс, то мы не будем отказываться от модели классического академического образования. Но будем искать действенные способы обновления учебного процесса – и содержания, и педагогических технологий.
Участие в международных исследованиях – это неконъюнктурная задача. Её цель не в том, чтобы показать, что мы на три пункта поднялись или опустились. Это сущностная задача перестройки учебного процесса, выхода на новые результаты образования. Чтобы у наших детей горели глаза, чтобы они были грамотными, чтобы их никто не обманывал, чтобы они критически мыслили, предлагали новые решения. Нам это надо и на очень хорошей фундаментальный базе.
Количество просмотров: 911 |
Добавить комментарий