Я хочу, чтобы работа была в радость
По результам опроса, проведенного Центром знаний «Машук», среди педагогов, одним из трендов в педагогической среде становится рост профессиональных сообществ: 68% педагогов уже активно участвуют в них, а 78% считают их развитие необходимым. Педагоги отмечают, что сообщества помогают бороться с профессиональным выгоранием и создают пространство для совместных проектов. Помимо внутришкольных и муниципальных методических объединений набирают обороты сообщества в социальных сетях. О том, как найти свой путь в профессии, как выстроить личные и рабочие отношения с участниками образовательного процесса и зачем современному учителю вести блог, говорим с Анастасией Игоревной Дробот, учителем истории и обществознания гимназии № 10 города Мурманска, спикером региональных и всероссийских педагогических форумов, полуфиналистом телешоу «Классная тема», педагогом-блогером (59 тысяч подписчиков в BK-сообществе «Неидеальный учитель истории»).
– Какие факторы сыграли ключевую роль при выборе педагогической деятельности в качестве профессии?
– Свой профессиональный выбор я сделала в начале десятого класса. Он был связан с романтической историей. В девятом классе мне очень понравился мальчик, который учился на два года старше. И так получилось, что мы немного повстречались и расстались. После одиннадцатого класса парень пошёл учиться в педагогический университет, а я осталась в школе. И в то время мне казалось, что для того, чтобы нам снова встретиться, нужно пойти учиться туда, где учится он. И так совпало, что у меня не было тяги к естественно-научным и точным наукам. Мне нравились социально-гуманитарные предметы, у меня был очень хороший учитель истории. Поэтому я смотрела на эти факторы и как будто бы понимала, что мне интересно только одно. Таким образом я попала на первый курс педагогического университета, один раз увидела своего возлюбленного и его отчислили, а я осталась учиться. Но я ни о чём не жалела, потому что история и обществознание входили в сферу моих интересов. Так две истории срослись, и я оказалась в профессии. Но я не сразу осознала всю серьёзность своего решения. На первом курсе отметки у меня были не очень: получила две тройки по истории и археологии. И это случилось не потому, что я плохо знала предмет, а потому что я к этому несерьезно относилась. Я это признаю. А со второго курса все поменялось. Может быть, я подросла. Именно тогда я начала очень хорошо учиться. С тех пор я получала только пятёрки.
– Какие воспоминания остались от первой педагогической практики?
– Первая практика случилась на третьем или четвертом курсе. Это была уже довольно осознанная ступень. Мне очень хотелось попробовать себя в роли учителя. Для меня очень важна была любая оценка. С нами всё время присутствовала методист, которая предварительно готовила нас в теоретическом плане, мы примерно понимали, как это всё будет происходить. Но на практике, как обычно, всё случается не так, как ты представляешь. Я выбрала 6 класс, мне казалось, что они довольно взрослые, дисциплина в порядке. Я их боялась намного больше, чем они меня. Меня накрыл нервный тик на первом же уроке, я провела перекличку в конце занятия, у меня отключилось видео. В итоге было много недочётов. Я чуть не умерла со страху. Но после окончания занятия куратор сказала, что я умею держать класс. Это было так приятно. Я запомнила это на долгое время. И мне показалось, что, если в меня кто-то верит, значит, наверное, можно продолжить. Меня это очень вдохновило, потому что я услышала это от человека, которого я очень уважаю.
– Какими были первые впечатления от школьной жизни?
– Я сразу пришла на большую нагрузку: нужно было заменить учителя, которому срочно нужно было уволиться. Мне было очень страшно. Когда я выпустилась из университета, первые полгода я не рисковала идти в школу, потому что мне казалось, что я не справлюсь. Я пошла работать педагогом-организатором в центр дополнительного образования. В какой-то момент я поняла, что мне не нравится эта работа и нужно искать новую. А коллега, который хотел увольняться, искал кого-то себе на замену. Я пришла работать в школу в середине года, к детям, которые уже привыкли к другому учителю, который их учил минимум полгода, а то и больше. Мне дали сразу 5 и 10 классы. Нагрузка составляла 28 часов при ставке в 18.
Я готовилась каждый день к очень разным классам и очень разным предметам, потому что у меня было и обществознание, и основы финансовой грамотности, и история. Потом появился индивидуальный проект. Каждый мой день в то время выглядел так: я приезжаю с работы, быстро ем пельмени, потому что они быстро готовятся. Сажусь за работу, делаю уроки до ночи, ложусь спать и опять еду на работу. И так по кругу. Меня это очень сильно выматывало. Я ещё и чувствовала себя неуверенно, особенно когда ты ведёшь в 10-м классе, тебе 23 года, а ученикам 16. Возрастной разрыв небольшой. И когда ещё нет внутреннего стержня, нет уверенности в себе, дети это чувствуют. Было очень сложно и психологически, и физически готовиться к урокам. На адаптацию мне понадобился где-то год, чтобы я просто чувствовала себя психологически спокойно. И примерно три года, чтобы я ещё и материальную базу в виде уроков, наработок, презентаций накопила, чтобы можно было приходить домой и не урабатываться. В январе будет ровно пять лет, как я работаю в школе.
– Был ли у вас наставник в первый год работы в школе?
– Такого явления как постоянно находящийся рядом человек, который будет абсолютно всё подсказывать по всем вопросам, не было. Это было что-то собирательное. В каждой школе среди предметников есть руководитель методического объединения. У нас тоже был такой специалист, который проработал один год, а потом по определённым причинам уволился, и нам назначали руководители не из историков. Если первый год какие-то вопросы я могла задавать специалисту по моей специальности, то дальше у нас руководителем был учитель русского языка и литературы. Возможно, какие-то общие педагогические вопросы, что-то по методике можно было спросить, но ничего глубже. Мне помогал завуч. Она отвечала на вопросы, помогала при подготовке, например, каких-то конкурсных уроков, было очень много поддержки, в том числе человеческой.
Я просто ходила и спрашивала всё время: а как журнал заполнять, а что делать, если у меня кто-то срывает урок, а если мне родители звонят на личный номер, а что мне делать, если у меня, например, колонка из плохих отметок. Я ходила к своему завучу по несколько раз в день. Мне всегда отвечали довольно сдержанно, дружелюбно и терпеливо.
Проблема молодого специалиста ещё в том, что он не совсем понимает, что у него вообще не так и по поводу чего можно задать вопрос. До тех пор, пока на твой урок не придёт завуч и не скажет, например, что при общении с детьми не надо использовать разговорный стиль речи или называть учеников уменьшительно-ласкательными словами, ты этого не поймешь. Это какие-то вещи, про которые вам не говорят в университете, они возникают только тогда, когда опытный специалист смотрит на тебя со стороны, подмечает твои ошибки. Я справлялась с этой ситуацией следующим образом. Меня часто толкали на конкурсы и для того, чтобы ты вышел на конкурсный урок, тебя хорошенько так отсматривают. Мой завуч меня смотрел, потом говорил про плюсы и минусы. Таким образом я чётко поняла, в чём были мои ошибки, какие у меня должны быть уроки. Всё через практику.
– Как шел процесс накопления своих приёмов и практик?
– Сначала было непонятно, что мне делать, если я хочу, например, провести контрольную работу. Я помнила, что в школьное время у моих учителей были какие-то готовые контрольные работы. А я в условиях нехватки времени понимаю, что мне контрольную работу под каждую параллель разрабатывать сложно, когда ещё надо урок проработать, потом контрольную, ещё это всё проверить надо. В общем, это долго. Я думала так: наверное, до меня учителя уже давным-давно всё придумали. Надо просто выпытать, какие у них есть секретики. И я узнала, что да, действительно, есть определённая литература, есть какие-то сборники, рабочие тетради, из которых ты можешь брать задания. Оказывается, есть сайт «Решу ВПР». Сейчас для меня это абсолютная база. Я понимаю, что есть сайт «Решу ЕГЭ», ФИПИ. Но когда я была молодым специалистом, мне это надо было всё рассказывать, потому что о таком в университете не говорили. И только учитель, который занимается практикой, реально ведёт уроки, может тебе это подсказать. Когда ты впервые сталкиваешься с невысокими результатами ВПР, то у тебя спрашивают: «А почему так?» А ты спрашиваешь: «А как иначе?» Я вроде бы всё детям выдала по учебнику, по рабочей программе. А тебе говорят, что надо было всё отработать на реальных заданиях. А где их взять? А вот же сайт. В реальной жизни ты наступаешь на грабли, они дают тебе по лбу, и ты получаешь какой-то жизненный урок. Также я за свой счёт проходила различное обучение, где узнала о том, как готовить учеников к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ, какими нормативно-правовыми актами я могу пользоваться, где мне брать демоверсии, как мне расшифровывать классификатор.
– Сейчас вы уже сами делитесь накопленным опытом с коллегами.
– Я, конечно, не всем делюсь, порой и жадничаю, потому что, например, конкурсные уроки, которые я разрабатываю неделями и на которые у меня ещё есть какие-то виды, я приберегаю для себя. Но то, что я очень активно использую в повседневной жизни, какие-то интересные педагогические приемы, презентации, ими я охотно делюсь. Мне хочется, чтобы педагоги немного сократили свой рабочий день, воспользовавшись моими материалами. И мне, конечно, хочется, чтобы мой материал, который я сделала, использовался не один раз в год. Например, провела я урок по Египту. В следующий раз я такой урок проведу через год в пятом классе, если у меня эта параллель вообще будет. А так получается, что этот материал будет полезным для других людей, и они его оценят и ещё скажут спасибо. Может быть, они вдохновятся на какой-то свой собственный материал. Это очень приятно, когда твоё творчество востребовано у других. Люди благодарят, они не скупятся на хорошие слова.
У меня есть большой запрос на то, чтобы я делала рабочие листы с уже готовыми ответами, потому что, когда мы берём чужой материал, мы не всегда можем понять логику составителя без готовых ответов. Я находила в интернете различные материалы других учителей и пользовалась ими на своих уроках. Я открывала материалы и понимала, что что-то я бы сделала тут по-другому, здесь бы поменяла местами какие-то блоки.
А иногда бывают задания, где нужно прочитать текст и потом вставить пропущенные слова в рабочем листе. А учебники-то у нас могут быть разные и не всегда по смыслу понятно, какое слово там должно стоять.
Есть еще такой момент. Когда очень часто делишься материалами, появляется категория людей, которые просто хотят получать бесплатно рассылку материалов. Я сегодня что-то выкладываю, завтра, послезавтра, а на четвертый день меня уже спрашивают, где материалы, если я ничего не выложила. Люди привыкают. Поэтому, если я могу поделиться, я делюсь, но не на постоянной основе.
– В своей работе вы очень активно используете презентации.
– Был тренд в интернете на невероятные презентации, когда из-за угла что-то вылетает, потом оно крутится. Причём, все эти анимации они не а-ля мы из 2000-х вам машем рукой, а современные, красивые. Навык создания эстетической презентации в свое время был очень популярен. Я даже подписывалась на паблики, которые показывают, как красиво, например, показать разных исторических личностей. У меня таких штук нет. У меня обыкновенное перелистывание слайдов, анимация возникновения и всё. Делаю ставку на минималистичность. Нет огромного количества каких-то мелкодетальных изображений, потому что со 2-3-й парты уже никто этого не увидит. Я стараюсь сделать презентации в стиле минимализм, с крупными буквами, с выделенными словами. И, наверное, за счёт своего минимализма и небольшого количества цветов они выглядят довольно симпатично. Ещё я использую разные стикеры и эмодзи.
Я этому нигде не училась, просто интуитивно вижу в этом красоту. Я хочу видеть такой материал. Он понятный, ничего лишнего, ничего не перегружает мозг. Что-то берется из открытого доступа. Например, вижу, что можно интересно оформить слайд кружочками. Это несложно. Кружочек я в PowerPoint сделать могу. И всё. Кружочек становится какой-то моей фишкой. У меня часто в презентациях есть всякие штучки. Они создают единый дизайн для всех моих презентаций. И дети уже знают, какая презентация сделана мною.
Хочется, чтобы ребёнку было понятно и интересно. Я все эти картинки стала добавлять именно для того, чтобы внимание ребёнка зафиксировалось на экране. Сейчас такое время, когда мы постоянно листаем соцсети, и если за три секунды тебя ролик не зацепил, ты его не будешь смотреть. Что уж говорить про экран, который висит в классе. Зачем на него смотреть, если там ещё всё мелко написано и нет никакой картинки, которую ты можешь рассмотреть. С презентациями проще работать. Я перелистываю слайд, у меня там, предположим, какой-то новый персонаж, который испытывает какую-то эмоцию, а если ещё он на меня похож, то это привлекает внимание. Но при этом текст и мысль может быть непростой.
– Как выстраиваете взаимодействие с молодым поколением, чтобы не только удержать внимание, но и получить качественный результат?
– Я стараюсь, конечно. Мы все очень стараемся. Безусловно, бывают такие уроки, когда ученики на тебя смотрят с открытым ртом и очень внимательно слушают. Но это не каждый урок. Потому что бывают такие темы, которые не имеют захватывающего потенциала. Например, обзор социально-экономического состояния Российской Империи в начале 19-го века. Там просто идёт перечисление: численный состав, протяженность по количеству километров, какие-то экономические показатели. А если взять смуту в России, то там такие события. Конечно важно, как ты всё это расскажешь. И вот я стараюсь как раз таки и каким-то визуалом детей зацепить. И интонационно где-то я тише, где-то я громче, где-то я вышла в сторону доски, где-то прошлась по кабинету, а где-то я замолчала или вдруг задала какой-нибудь вопрос, предположим, вы любите яблоки. И это обязательно к чему-то будет привязано. Например, яблоко раздора, когда мы Древнюю Грецию изучаем. Нужно всё время ребёнка встряхивать, чтобы он не уснул. И плюс к этому дисциплина. Порой нужно определенным взглядом посмотреть и дать понять, что мы не только играем на уроках, надо ещё и усилие приложить.
– По вашему блогу видно, что у вас много человеческого общения с учениками. Как удается выдерживать баланс между ролями человек и учитель?
– У меня, действительно, так. Это моя принципиальная позиция. Я по-другому не смогу. Меня поставили в такое положение сами ученики. Они очень хорошие дети, просто замечательные дети, которые хотят к себе внимания и готовы дарить любовь и внимание другим людям. Я не знаю, как отказать ребёнку, который приходит ко мне исключительно с доброжелательным посылом, который хочет что-то узнать, поделиться тем, что он купил билеты на какой-то концерт, каким-нибудь интересным видео. Как будто бы они меня сами приглашают: давайте с вами дружелюбно общаться. Я с удовольствием, я рада. Но, конечно, возникают и проблемы. Получается, что мы смеёмся над видео, снимаем вместе какие-то видео, но наступает время урока. И где грань? Я эту грань постоянно прочерчиваю. Те дети, которые со мной учатся давно (у меня есть параллель восьмых классов, которую я уже четвертый год веду), с ними я в очень честном контакте. Мы с ними часто что-то снимаем. Есть дети, которые активно участвуют в моём контенте. Родители за. У меня чаще всего с ними возникают вот такие трудности: где проходит грань учитель-ученик. Какое-то время я думала, что это всё интуитивно понятно. Прозвенел звонок, и мы перешли в наши официальные роли. А потом я поняла, что взрослый не равно ребёнок. И то, что понятно взрослому интуитивно, ребёнку непонятно. Поэтому я начала это просто говорить словами. Если я вижу, что у меня появился возмутитель спокойствия в классе, я просто делаю паузу, оставляю после урока этого ребенка и объясняю: мне очень нравится с тобой общаться, мы с тобой снимаем замечательное видео, мне нравится смотреть то, что ты мне приносишь. Ты забавный, обаятельный, классный человек. Но на уроке я учитель, моя главная задача не просто с тобой пообщаться по-человечески, а дать тебе знания. Эти нотации очень скучны, но если их практиковать, то они работают. И с тех пор, как я начала это всё проговаривать, всё стало понятно. Ещё у нас есть постоянный ритуал. Возможно, он есть у всех учителей старшего поколения, но я заметила, что молодые учителя не просят учеников вставать, когда начинается урок. И ученикам как будто непонятно, когда нужно перестать болтать с одноклассниками, играть в телефоне. У нас чёткий ритуал. Прозвенел звонок, я встала, они стоят. Я не отпускаю эту традицию, потому что для меня это знак, что теперь мы в других ролях. И дети это понимают.
– Есть в вашей практике и не очень позитивный опыт взаимодействия с детьми: в прошлом году вы отказались от одного из классов и рассказали об этом в своем блоге.
– Я помню, что под тем видео было огромное количество мнений. Было бы странно ожидать, что все будут придерживаться одной точки зрения. Это расплата за просмотры. Когда твоё видео становится популярным, будь готов к тому, что тебя сейчас будет «бить». В комментариях можно было прочитать, что если ты отказываешься от класса, то ты проиграл. Ты показал свою слабость, дети взяли над тобой вверх, и эта война проиграна. Но у меня другое мнение. Я за учительство в удовольствие. Я за взаимопонимание, дружелюбность, за уважение и за позитивное настроение на уроке. Да, у меня есть опыт отказа от класса. Я ни о чём не жалею. Считаю, что это было правильное решение, потому что тот год стал каким-то переломным конкретно для этой параллели. Не знаю, что случилось, я вела детей с 5-го класса, но просто в какой-то момент (я не пойму, в чём причина) наше взаимопонимание пропало и появилась агрессия, направленная на меня и на предмет. И я не хочу и не могу вести свои уроки в такой атмосфере, когда мне нужно каждый урок завоёвывать право на то, чтобы этот урок провести. Я не хочу воевать с учениками. Если я ученикам не подхожу на каком-то этапе как учитель, им может подойти другой человек. Я не знаю, как у них идут дела, но у меня дела идут хорошо, потому что я не прихожу на урок с ощущением, что я сейчас должна доказать им что-то. Почему-то вдруг, спустя 5 лет нашего сотрудничества, я им должна доказать, что история имеет право на существование в их расписании. Я не хочу, чтобы уроки проходили в таком настроении. Я хочу радоваться, хочу улыбаться своим детям. Хочу начать урок с улыбки, хочу с ними пошутить, хочу, чтобы они оставались в моём кабинете, подходили к столу после уроков. И у меня такого очень много в жизни. Вот только единственный случай в прошлом году случился. Я считаю, что я его решила благоприятно для себя. Потому что я сейчас в счастливом учительстве. Я прихожу в каждый класс, я думаю: классные дети, классный урок, классная атмосфера, всё супер. И у детей, которые сейчас уже ушли в десятый класс, учатся у кого-то другого педагога, я думаю, что у них тоже всё в порядке. Потому что им не приходится сидеть на уроке у учителя, от которого они, возможно, не могут воспринимать информацию.
– Один из актуальных вопросов от детей сегодня: а зачем мне учить ваш предмет.
– Мне задают такой вопрос очень редко. У всех учителей есть заготовленный ответ на него. В целом ответ в одной простой фразе: просто для того, чтобы ты увидел жизнь с разных ракурсов: истории, биологии, химии, ты смотришь на одно и тоже, просто под разными углами. Банально, становишься образованным человеком, с которым есть о чём поговорить. Дети слышат этот ответ, но как будто он их не устраивает. Например, я недостаточно внимания уделяла английскому в школе. Сейчас я понимаю, что это было моё серьёзное упущение. Это всё мы поймем уже после. Каждый должен наступить на свои грабли. Мы не будем мешать, но будем предоставлять все возможности для того, чтобы дети взяли лучшее.
– Вы состоите в сообществе учителей Мурманской области, в профсоюзе. Как профессиональные сообщества помогают в профессиональной деятельности?
– У нас в городе есть клуб учителей Мурманской области. В основном мы собираемся мурманчанами, потому что особенность нашей области такова, что у нас тяжёлые погодные условия и отдалённость городов друг от друга. Мы раньше встречались более регулярно, раз в три недели, сейчас эти встречи пореже происходят. Клуб существует где-то два года. Суть его в том, что мы как педагоги, интересующиеся искренне своей профессией, приходим на общие собрания для того, чтобы поделиться каким-то важным и интересным материалом. Пьём чай, едим печенье, просто болтаем. В конце учебного года к нам приходит психолог, который помогает справиться с выгоранием, подумать о том, какой у нас уровень усталости в мае. Порой к нам приезжают какие-то специалисты из других регионов. Недавно приезжали из другого региона и рассказывали о заповедниках. И казалось бы, как можно совместить заповедники и учителей, а они показывали, как разработали настольные игры. С методической точки зрения довольно ценный опыт. Плюс тема социально важная, которую можно своим ученикам принести.
Я состою в профсоюзе. Раз в год мы ездим на всероссийскую педагогическую школу. Это мероприятие, которое на неделю объединяет по 2-3 представителя от каждого региона. Мы все живем в одном доме в Подмосковье, для нас организовываются мастер-классы от лучших специалистов, от победителей конкурса «Учитель года», какие-то интересные командообразующие задания. Мы рассказываем про деятельность наших советов молодых педагогов. Это ячейка профсоюза (я являюсь председателем). И у нас есть молодые педагоги, которые занимаются популяризацией и распространением информации о педагогике. Но главное сообщество для меня на сегодняшний день – это сообщество, которое есть у меня в блоге. Это люди, которые знают меня как профессионала и человека. Я в своём блоге личностно довольно сильно раскрываюсь. Мы можем друг друга поддерживать морально. Я могу просто не осознавать, какое влияние оказываю на людей, потому что периодически мне приходят сообщения следующего рода: благодаря вам я решила вернуться в профессию; после того, как посмотрела несколько месяцев ваш блог, решила, что после декрета я точно вернусь в школу; благодаря вам и вашему блогу я решила уволиться. И в этот момент можно загрустить, сказать, что я демотивирую людей. Но с другой стороны человек видит, как можно относиться к своей профессии и что её можно любить и получать от неё удовольствие. А он, по всей видимости, от своей профессии удовольствие не получает и идёт искать это удовольствие в другую сферу. И это хорошо.
– Мы уже не раз упомянули в разговоре ваш блог. Как вообще появилась эта идея?
– Когда я пришла работать в школу, то начала об этом рассказывать на своей странице в социальных сетях. У меня сначала была открытая страница, потом, ещё до того, как я устроилась в школу, ученики узнали, что я собираюсь устраиваться в их школу и нашли меня. И я в этот момент поняла, что я ещё даже официально не трудоустроена, а мне уже надо закрывать свои соцсети, потому что я вела обычную жизнь. Я могла себе позволить свободную форму речи, выложить фотографии из бассейна, с пляжа, как я отдыхаю со своими подружками в ресторане. Я закрыла свой профиль. И в этом закрытом профиле на 180 человек я выкладывала сторис о том, как я начала работать в школе. Их смотрели мои одноклассники, одногруппники, родители, родственники. И всё. А мне очень хотелось показать что-что интересное, что я придумала, другим людям. Я всё это рассказывала у себя на странице и не получала на это никакого отклика, потому что из учителей там была только я и еще пару человек. И вот это ощущение внутреннее, что ты делаешь, делаешь, а рассказать тебе об этом некому, сформировало потребность делиться и получать какую-то оценку. И я как-то подсознательно стала изучать материалы о том, как вести блоги. Но идею о том, что я хочу начать вести блог, я полностью отвергала. То есть я целый год смотрю материалы о том, как привлекать подписчиков, как выстраивать с ними взаимоотношения, как делать сторис, как делать рилс, но просто потому, что мне интересно, а не потому, что я собираюсь создавать блог. Так я себе это объясняла. И в какой-то момент я поняла, что это моё скрытое желание, которое я отвергаю, потому что боюсь. И я завела страничку, и как-то всё очень быстро закрутилось, потому что у меня уже был годовой опыт ведения этой тематики на своей закрытой страничке. Меня потом даже спрашивали: ты только-только начала вести свои соцсети открыто и не боишься выходить на камеру, говорить, монтируешь видео, как ты быстро всему научилась. А я год до этого всё это делала просто на тех людей, которым это было неинтересно. Я натренировала навык, а потом вышла в открытое пространство, и мой блог довольно быстро начал расти.
– Как организована работа с блогом: есть четкий план или работаете по вдохновению?
– Я люблю, когда это озарение, вспышка. Для того, чтобы блог не умирал, необходимо регулярно работать. Контент должен выходить постоянно. А для того, чтобы блог развивался, контент должен выходить постоянно в двойном объеме. Если ты будешь пропадать на неделю, месяц, будет падать статистика, пойдут отписки. Механика социальных сетей такова, что, если ты этот механизм не разгонишь, он не будет работать. Можно сделать какое угодно классное видео, выложить его в вертикальном формате в соцсети, но если у тебя до этого не было хороших просмотров, то оно пройдет незамеченным. Это серьёзная работа, которая требует планирования. Но я не люблю такой серьёзный подход. И у меня часто всё бывает спонтанно. У меня есть заметки, где записано очень много идей, которые мне когда-то пришли в голову, и я понимаю, что в случае нехватки контента, я открою заметку и вытащу оттуда что-то запасное. Но в основном я стараюсь действовать по велению души. Например, позавчера у нас была страшнейшая метель. Я сняла какие-то кадры, быстро нашла музыку, быстро всё это под музыку подбила, подписала. И видео очень быстро начало набирать просмотры. Моя стратегия по созданию контента – это мой энтузиазм, экспромт, творчество и подстраховка в виде копилки идей.
– Ваш блог называется «Неидеальный учитель истории». В общественном сознании до сих пор бытует мнение, что учитель должен на высшем уровне обладать знаниями, умениями и навыками, чтобы чему-то учить других. Не чувствуете противоречия?
– Я создавала блог на втором году своей работы в школе. Тогда я была молодым специалистом и меня очень сильно тревожил факт моей неидеальности. У всех всё получается, все всё успевают, у всех в урок помещается весь материал, они ещё и выводы сделали и закрепили. У всех вовремя журнал заполнен, дети хорошо пишут контрольные работы, никто не признается про колонку двоек. У всех всё так хорошо. А я говорю: да я не успеваю. Я не могу. Я не могу подготовиться качественно ко всем урокам. Я так от этого устала, что решила завести страницу, где я буду рассказывать о том, что у меня не получается. Мне было не страшно это сделать, потому что я прекрасно понимала, что таких как я много. Мы просто сейчас друг друга найдём и будем держаться вместе. И я не могу сказать, что я какой-то учитель-неудачник, я себя оцениваю объективно. У меня есть хорошие результаты, но также есть и какие-то неудачи. У меня не сложилось с какой-то параллелью. Я отказалась от класса. Кто-то напишет слабачка, проиграла. Или, например, недавно у меня был открытый урок, и я прямо там поняла, что я при подготовке вставила неправильную экономическую математическую формулу. Мы принесли в банк 4000 на 10 дней под 19 процентов годовых, а получили 24000. На меня смотрит жюри, дети видят. Я понимаю, что это абсурд, что я села в лужу капитально. И, может быть, надо было бы это всё забыть и никому не рассказывать. Но я пришла домой и первым делом рассказала об этом в своем блоге. И получается, что все смотрят и понимают, что у меня тоже бывают провалы. Я думаю, что это людям помогает. Это и мне помогает, потому что я разгрузилась эмоционально, мы посмеялись и мне стало легче.
– Вы охотно делитесь своей личной жизнью в блоге. Не страшно? С учетом периодически возникающих в общественном пространстве резонансных историй о том, что может и не может делать педагог.
– Я знаю, что на сегодняшний день есть тенденция на очеловечивание учителя. И я вижу, что учителя начинают показывать себя по-человечески. Я личность, я тоже могу отдыхать, у меня есть хобби, я тоже могу ходить на пляж, в бассейн. Я занимаюсь в спортивной форме дома, и эта спортивная форма, как любая спортивная форма, обтягивающая. Я стараюсь находить в своём блоге баланс и выкладывать фотографии, которые передают смысл и настроение происходящего.
– Сегодня вы спикер федеральных площадок, участник больших педагогических мероприятий, но это все произошло не сразу. Как не потерять запал, когда получаешь отказ?
– У меня в жизни за последний год начало происходить много событий. Я сама по себе активная, куда-то постоянно подаю заявки. Я была на каких-то мероприятиях. И чем больше ты их посещаешь, тем больше ты узнаешь ещё о каких-то. Я рада, что мне удалось их посетить. Конечно, есть такие мероприятия, которые оправдали мои ожидания; мероприятия, на которые я попадала, и вообще от них ничего не ждала, но они меня восхитили невероятно. И были мероприятия, которые я очень-очень хотела посетить, но когда там оказалась, то поняла, что это вообще не попадает в мои интересы. То есть то, из-за чего я расстраивалась, плакала и убивалась, оказывается, того не стоило. В моменте, когда не получается достигнуть какой-то высоты, это очень больно, и я позволяю своим эмоциям выйти наружу. Я рассказываю об этом в блоге. Я выходила и говорила, что на Форум классных руководителей в прошлом году я, к сожалению, не прошла. Когда я участвовала в отборе на это мероприятие, мне все подписчики говорили: если вы прошли все этапы и вам осталась только видеовизитка, а вы блогер, который создает видео, то это плёвое дело. У меня была полная уверенность, что всё решено и что я обязательно буду на вершине этого мира. А потом мне приходит сообщение: ждём вас среди онлайн-участников. Я вообще не поняла, что произошло. Я была полностью уверена в том, что решение о моей поездке туда вообще не стоит. Я в тот момент этот урок приняла с достоинством и мужеством. Чуть-чуть поплакала и поняла, что у всех равные возможности. За своё место надо побороться. Мне накидали кучу поддерживающих сообщений. Половина была поддерживающей, а вторая – а я прошёл на форум. Тогда это было, как ножом по сердцу. Я это всё выдерживала. А я ради участия в форуме даже свадьбу перенесла. Я попала на форум в этом году как полуфиналист телешоу «Классная тема».
В этом году меня пригласили в качестве спикера в образовательный центр «Машук». Это был мой первый опыт. Я рассказывала о том, как вести блог, и отвечала на вопросы: зачем это нужно учителю, как это организовано с точки зрения съёмки детей, как реагируют коллеги и администрация.
– А как реагирует коллеги и администрация?
– Чудесно. За всю трудовую жизнь у меня было два директора. Первым директором была взрослая дама. Ведение блогов было вне сферы ее интересов, но она никогда меня не ограничивала в моей деятельности. Может быть, потому что я сама себя цензурирую.
Сейчас у меня другой директор, молодая женщина, и она активно меня поддерживает, предлагает какие-то интересные проекты, например, телешоу «Классная тема».
Моя администрация предлагает мне вести школу блогера. Я буду рассказывать детям, как создается контент. Мы попробуем снимать школьные новости, будем разбираться, как ставить цвет, как работает звук, как правильно монтировать.
Если говорить о коллегах, то буквально неделю назад я встретила в коридоре учителя математики, которая сказала, что ей очень нравится то, что я делаю. Первый раз от нее такое услышала за два года, что я веду блог. Это было очень приятно.
– Последние пару лет проходят под знаком искусственного интеллекта. Чувствуете конкуренцию? Ведь это уже не просто сборник готовых домашних заданий.
– У меня с искусственным интеллектом отношения довольно прохладные. Я, честно говоря, довольно медленно подключаюсь к появляющимся тенденциям. Я искусственный интеллект очень долгое время игнорировала. Не использую его для того, чтобы генерировать презентации, уроки или рилсы, потому что это всё получается очень топорно и банально. Не вижу в этом какой-то живости и настоящего креатива, мне проще придумать самой, чем сделать это таким образом. Конечно, дети пользуются искусственным интеллектом, когда ищут ответы на какие-то вопросы. Они получают краткую выжимку по абсолютно всем статьям, которые есть в сети. И самое плохое в этом методе, что, когда ты вводишь этот запрос снова, ты можешь получить совершенно другой ответ. И как потом понять откуда ученик это списал? Я раньше любила писать в тетрадках ученикам: списано с такого-то сайта. А сейчас ИИ генерирует какой-то абсолютно индивидуальный ответ для ученика. Ученик его списывает в тетрадку. Я его теперь не найду. Это очень сложно. Или, например, ученик сдаёт презентацию, он её сделал для того, чтобы повысить свой средний балл. А там вотермарка. Ученикам сложно объяснить, что в моменте им легко, а потом будет сложно. И, к сожалению, у меня есть ощущение, что одними разговорами эту мысль донести до ребёнка невозможно. Остаётся только его аккуратно ограничивать. Потому что у детей внутреннего самоконтроля нет. Даже если ты ребёнку сказал: не списывай, я за тобой смотрю, у него всё равно рука тянется в карман за телефоном. Поэтому мы периодически их ограничиваем. Можем попросить телефон сдать, и они своими силами что-то пишут. Но никто не знает, что происходит у них дома. Я тоже, когда была школьницей, пользовалась гугл-переводчиком и приносила переведённые таким образом тексты учителю английского и получала двойки. Нам остаётся только объяснять и родителям тоже подключаться и дома контролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание. Но родителям тоже несладко. Ребёнок выполняет домашнее задание, родитель на работе. Полностью это всё не проконтролируешь. Поэтому задача сложная.
У меня был один урок, при подготовке которого я использовала картинки, созданные искусственным интеллектом. Мы изучали Эпоху просвещения в восьмом классе. Я попросила ИИ сгенерировать картинки, которые покажут данный период в физических образах. И я получила много разных картинок. Там, конечно же, была светящаяся лампочка, книжки, человек, который что-то пишет и прочее. Я взяла все эти картинки, разместила на слайде, пришла на урок и говорю: ребята, это всё создал искусственный интеллект на определенную тему. Давайте посмотрим, что мы видим на этих изображениях. Это дало хороший старт уроку. Это, наверное, один из таких случаев, когда мне понравилось работать с искусственным интеллектом. И детей это заинтересовало больше, чем если бы это были просто картинки.
– В одном из своих роликов вы говорите, что не умеете все, что умеют лучшие учителя, но освоили то, чему мечтали научиться. Чем владеют лучшие учителя и что еще предстоит освоить?
– Можно было бы составить большой список тех навыков, которые ты приобретаешь на практике. Когда я была молодым специалистом, у меня были не сформированы, и это абсолютно нормально, большое количество очень важных вещей для организации плодотворной, качественной работы. Учителей-блогеров часто критикуют, что они только социальными сетями занимаются и не работают. Я пробовала снимать ролики в разговорном формате, когда ставишь телефон на стол и записываешь все происходящее, а потом выбираешь из этого что-то интересное или смешное. И у меня этот формат вообще не пошел. Потому что на уроке мы работаем и веселья там очень мало.
Хочется похвалить себя за то, что я научилась держать дисциплину без всяких ухищрений в виде кружочков, которые ты зачеркиваешь, без шкалы терпения. Это всё, конечно, здорово. Я как молодой специалист это пробовала. Но если у тебя нет внутреннего контроля над классом, оно не сработает. У меня он спустя годы появился, я это ощущаю и очень этому рада.
Конечно, сейчас мне намного легче ориентироваться в материале. Безусловно, студенческие годы дают очень много информации. Мы все сдавали госы, писали диплом, но умение преподнести информацию сжато, чётко, понятно, чтобы ребёнок понял, этому нужно научиться. Сейчас я чётко структурирую информацию по пунктам, по абзацам, от введения через главную мысль к выводам. Поймала себя на мысли, что также работаю над содержанием своего блога.
Я очень рада, что мне удалось выстроить хорошие человеческие отношения с большинством моих учеников. Я могу уверенно сказать, что я люблю своих учеников. У всех разное понимание любви, у меня понятие люблю распространяется на многих людей. У меня сегодня ученик спросил: вы же нас любите? И мне было так приятно сказать ему в ответ да, я вас очень люблю. Я это сказала от всего сердца. Я очень рада, что мне удалось выстроить такие отношения с детьми, которых я учу. В моей школьной жизни был другой опыт и мне хотелось вырасти, получить профессию, доказать, что я такой не буду, что можно по-другому. И у меня это получается.
Я понимаю, что есть вещи, которые мне нужно улучшить. Я бы очень хотела, чтобы мой урок не просто укладывался в 40 минут, но и был довольно глубоким по смыслу и материалу. Но пока если это глубина, то мы не умещаемся в 40 минут. Совмещать глубину с отведенным временем получается на конкурсных уроках, а я хочу, чтобы это было на моих обыкновенных уроках без всякого фейерверка, вырезанных цветных бумажек и прочего. Многое зависит от учителя, от того, как он настраивает темп работы на уроке, как он уже научил своих детей работать. Думаю, что мне еще предстоит это найти в своей профессиональной деятельности.
| Количество просмотров: 185 |


Добавить комментарий