«У учителя, как у хирурга, должны быть современные инструменты»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«У учителя, как у хирурга, должны быть современные инструменты»

Программа ФГОС ставит перед педагогами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигентный, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником. В связи с поставленной целью выделяется ряд актуальных вопросов преподавания учебных предметов в контексте современного образования. Каким должен быть урок в современной школе в рамках ФГОС? Какие задачи, направленные на изменение, совершенствование педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом, должен ставить перед собой учитель? Какими образовательными технологиями он должен пользоваться?

Наш собеседник – директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Экономический лицей» Людмила Андреевна Некрасова.

Про таких людей говорят: «Учитель от Бога». Никто не думал, что сотрудница Института цитологии и генетики, с отличием окончившая НГУ по специальности биология, бросит науку и посвятит жизнь педагогической деятельности. За 16 лет педагогического стажа интересный, талантливый педагог сумела достичь многого. Людмила Андреевна Некрасова награждена многочисленными дипломами, благодарственными письмами и грамотами. В 2011 году стала лауреатом всероссийского конкурса учителей биологии, математики, физики и химии, организованного фондом «Династия» в номинации «Молодой учитель». На следующий год Людмила Андреевна уже победитель городского и областного конкурсов «Учитель года», финалист всероссийского конкурса «Учитель года – 2012». А также победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, организованного в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Дважды (2015, 2018 гг.) она становилась лауреатом премии «Лучший педагогический работник Новосибирской области». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Сегодня Людмила Андреевна Некрасова возглавляет одно из престижных учебных заведений города Новосибирска – «Экономический лицей».

«В обществе наблюдается снижение ценности того знания, которое несет учитель»

– Людмила Андреевна, тема июньского номера «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов в контексте современного образования». Скажите, можно ли обозначить вопросы, которые актуальны сегодня для преподавания абсолютно всех школьных предметов?

– Мне кажется, что сегодня учителя всех без исключения предметов замечают, что в обществе наблюдается снижение ценности образования, знаний. По сути, все знания сейчас доступны, обо всем можно прочитать в интернете, все можно закачать в электронную книгу. Сильно снижена ценность того знания, которое несет учитель. Это очень чувствуется и негативно влияет на образовательный процесс.

Я считаю, что учителя страдают и от несложившихся межпредметных связей. Мы работаем над этим, но пока только на пути к созданию единого образовательного пространства, чтобы одни и те же вопросы примерно в один и тот же период времени изучались на разных предметах с разных сторон. Если это произойдет, мы существенно продвинемся, но пока этого сильно не хватает.

Все без исключения мы находимся в сложной ситуации, когда открытое информационное поле постоянно меняется, обновляется. Появляются новые факты, и мы, находясь в рамках школьной программы, не всегда успеваем за ними следовать. Иногда отстаем и чувствуем, что нам это мешает. Но, так как мы реализуем стандарт, где-то не можем сдвинуться с этой точки.

– А если отдельно по направлениям? Гуманитарного цикла, естественнонаучного, точные науки…

– Конечно, мне более понятны проблемы естественных наук, но сложности есть у всех. Я с удивлением, сопереживанием и уважением отношусь к учителям обществознания. Ведь их предмет – это и философия, и политология, и право, и социальная психология, и экономика. Мы возвращаемся к тому, что в мире произошел определенный синтез знаний в единое поле.

Разбивая области знаний на учебные предметы, мы оказываемся в той или иной мере в затруднении, потому что какой-то предмет становится изолированным от других знаний и не объединен с ними. Как, например, география. География нужна и в биологии, и в экономике, и в истории. По сути, то, что она функционирует изолированно, становится проблемой. А обществознание, наоборот, объединяет в себе множество областей знаний, и это тоже в свою очередь проблема.

«Мы много учим, меньше мыслим»

– Вы учитель биологии. Как оцениваете современный школьный курс биологии? Довольны содержанием?

– Содержание курса биологии имеет свои положительные стороны. Оно достаточно наукоемкое. Биология как школьный курс содержит в себе научные подходы, особенно в старших классах, и на самом деле является синтезом химии, физики, математических подходов и методов, в частности, популяционной биологии. Но в то же время, мы остаемся на той позиции, что биология – это запомни все, выучи все, перескажи все. Кто такие мы, биологи? Те, кто просит назвать число тычинок и пестиков в разных цветках. И, наверное, неуместно задавать вопрос, кому это пригодилось в жизни. Мы по-прежнему спрашиваем число конечностей у разных представителей членистоногих, плавательных ног у ракообразных, мы по-прежнему настаиваем, что это знание необходимо.

Мне кажется, что ключевая проблема школьного курса биологии в том, что оно много времени уделяет поглощению знаний, попыткам насытить голову знаниями, что в наше время, при наличии фактических данных в интернете, неактуально. И недостаточно много времени уделяем формированию критического мышления, умению грамотно посмотреть на вопрос, умению понять истинность, верность утверждения, отличить гипотезу от закона, от вывода, отличить научно достоверные данные от научных или околонаучных популярных предположений и выдумок – и это наша проблема. Мы много учим, меньше мыслим. Я бы делала крен в противоположное направление.

«Благодаря концепции преподавания предмет выходит в новое качество»

– Какую роль в современном образовании играют концепции преподавания учебных предметов? Что это за документы? В чем их суть?

Концепции преподавания учебных предметов создаются в рамках реализации ФГОС. Основная их задача – это обновить содержательные методические школьные предметы и утвердить, провозгласить статус в новое качество определенных учебных предметов. Возьмем для примера предмет технология, из относительно недавних концепций, которые публично представлены и утверждены. Технология, в отличие от привычного урока трудов, благодаря концепции преподавания, становится предметом практико-ориентированным, наполненным инженерно-технологического смысла. Она решает многочисленные профильно-ориентационные задачи и выводит практическую часть школьного образования на технологическую инженерную составляющую. Это уже не те труды, к которым вы привыкли в свое время. Благодаря концепции преподавания, предмет выходит в новое качество. По всей стране учителя технологии знакомятся с государственной установкой, как правильно воспринимать предмет технологии, как правильно преподносить его педагогам, родителям, какие новые задачи этот предмет решает. Таким образом концепция работает для каждого предмета.

А началось все с концепции преподавания математики. Это определенный догмирующий документ, который обращает наше внимание, что математика является ключевым предметом школьной программы. Это документ, который сохраняет и приумножает высокий статус предмета, акцентирует, на что нужно обратить внимание, какие современные подходы существуют. К нему необходимо обращаться при составлении программ, формировании профильных классов, при выстраивании образовательных траекторий школьников. Так решаются государственные задачи касательно конкретного предмета, с акцентом на то, как преподносить это детям и родителям.

Концепции по некоторым предметам еще дорабатываются. Например, по истории. Это один из самых сложных предметов. Специалисты до сих пор ломают копья и не могут прийти к единому мнению. История у нас непростая, где-то неоднозначная. Не всегда концепция – это простой, легкий, прозрачный документ. Но это необходимый, важный документ для единого осмысления учебных предметов в школах и в обществе.

«Урок по ФГОС отличается осмысленностью для учителя и для учеников»

– Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. Какой он? Как думаете, сколько в процентном соотношении таких уже проводится в школах нашего города?

– Что такое ФГОС в отличие от классического урока? Это урок, который построен на деятельностном подходе, урок, в основе которого лежит деятельность учеников. Когда видишь «говорящую голову» – это классический урок. Урок ФГОС тот, на котором в каждый момент времени дети чем-то заняты, какой-то деятельностью: читают, обсуждают, выполняют упражнения. Но нужно иметь ввиду, что должна происходить смена деятельности. Ребенок вовлечен в разнообразные виды деятельности и умение их сочетать, комбинировать и насыщать ими урок – вот это и есть мастерство педагога по ФГОС. Кроме того, урок по ФГОС отличается осмысленностью для учителя и для учеников, обязательным этапом совместного целеполагания и совместного подведения итогов в осмыслении пройденного. Звонок должен прозвенеть только после того, как ученики осмыслили и поняли, что они сегодня сделали, куда продвинулись и зачем им это было нужно. В этом сложность организации урока по ФГОС – насытить осмысленностью ту деятельность, которой был наполнен урок.

Сколько их реально в школе? Есть уроки, в которых есть элементы ФГОС, по-прежнему есть уроки созерцательно-вещательного характера. Это зависит от учителя. Реализация ФГОС – целиком и полностью ответственность конкретного учителя на конкретном уроке. Поэтому так много внимания уделяется тому, чтобы учитель сам составил рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС. Перед учителем стоит серьезная амбиционная задача – переделать уроки на деятельность, на осмысленность, на компетентностный подход. Для этого нужно самому лично выстрадать, выстроить свою программу таким образом, чтобы все эти подходы заложить. Поэтому мы настаиваем, чтобы учитель сам планировал работу.

Есть ли у нас в школе уроки, полностью соответствующие ФГОС? Есть. Впереди всех начальная школа. Все уроки, которые я видела, в полной мере соответствовали ФГОС. Учителя владеют этими принципами и необходимыми технологиями. Старшая школа на уровне среднего общего образования только в этом году переходит в пилотном режиме на пробный ФГОС. Мы готовимся к этому. Не без проблем – много спорим, где-то не соглашаемся, но этот пилотный год покажет, насколько мы готовы в старшей школе организовывать, готовить, проводить уроки по ФГОС. Иногда нужно просто не опускать руки.

«Я действую как хирург»

– Как Вы оцениваете роль современных образовательных технологий в образовании? Какие из них сами используете в своей работе? На «Меле» прочитали Ваши размышления по поводу современного урока: Вы «против превращения уроков в игры», работаете «по старинке – с мелом, доской и детьми» и не включаете лишний раз компьютер… Какие методики и технологии обучения чаще всего используете на своих уроках?

– Моя точка зрения такая: мне нужно достичь результата. В чем мой результат? Чтобы мои ученики показали, что они владеют всеми необходимыми навыками, всеми правильными представлениями, всеми необходимыми знаниями. Дальше выбирая способ, я действую немножечко как хирург. Я беру инструмент из имеющихся, который мне поможет. Если дело можно решить простым инструментом – мелом и доской, если я вижу, что мы просто на доске рисуем и всем все понятно, то зачем же я буду ракетное топливо подключать. Я использую технологии исходя из принципа рациональности. Эффективно – значит современно. Если в современных условиях это эффективно, значит оно соответствует времени. Я уверена, что многие вопросы эффективнее и правильнее решать с мелом и доской. Например, рисуя вместе с учениками. Я рисую на доске, они у себя в тетради. Мы соблюдаем темп, последовательность и понимаем, откуда что берется в нашем рисунке, можем объяснить каждую линию, какой смысл она несет.

Если я понимаю или предполагаю, уже основываясь на своем опыте, что мел и доска не сработает, то использую другие средства. Например, в 7 классе мы изучаем движение осьминога. Если я нарисую как движется осьминог, это будет непонятно. Если руками покажу, то возможно кого-то позабавит, но тоже не сработает. Идеальный вариант – живой осьминог. Дети подойдут, рассмотрят его, увидят в чем смысл этого движения. Но компромиссный эффективный вариант – это видеоролик, который мы смотрим. Тут без технологий не обойтись.

Если я вижу, что у меня синоптическую передачу нервного импульса и, в принципе взаимодействие нейронов, семиклассники не понимают, то здесь нужна театральная инсценировка. Один ученик будет нейрон, другой медиатор. Если без этого не обойтись, то тогда будет театр. Если нужна хайтек-технология, значит нужна она, если душевная технология в виде игры или инсценировки, значит будет. Но ключевой вопрос – целесообразность. Если можно спокойно объяснить, и они все поняли, зачем что-то еще придумывать.

В своей работе я использую все: презентации, нарезки из лекций специалистов мирового уровня. Иногда 30 секундная нарезка придает и статус уроку, и интерес. Например, в МГУ выкладывают лекции на ютюб. По особо интересным моментам я делаю маленькие нарезки. Говорю: «А сейчас мы немножечко побудем в аудитории МГУ». Включаю фрагмент лекции, и сразу настроение другое, и статус урока повышается, и информация поступает напрямую от компетентного специалиста. Иногда для старшеклассников включаю фрагменты лекций специалистов мирового уровня на английском языке. Особенно если они сопровождаются качественными слайдами. Они чувствуют себя гражданами мира. Это формирует у детей общую мировоззренческую компетенцию, что с современными технологиями они могут стать соучастниками процесса по всему миру.

Иногда использую интерактивную доску, но не очень активно. Больше верю в начертание таблицы от руки. Когда ребенок по готовым столбцам на интерактивной доске двигает какие-то понятия, толку меньше, чем когда он сам планирует в голове таблицу, сам ее расчерчивает, сам обозначает названия столбцов и сам их наполняет. Вижу больше пользы в такой деятельности, исходя из целесообразности, а не от наворотов.

Я разделяю философию ФГОС, считаю, что мои уроки соответствуют образовательным стандартам. Во главу ставлю деятельностный и компетентностный подход. Ведь деятельностный подход в естественных науках существовал давно, и то, что он актуализирован и его ценность обозначена и выведена на первый уровень, для нас, естественников, очень важно.

«Конкурс как таблетка от профессионального выгорания, прививка от будней, от рутины»

– Людмила Андреевна, Вы победитель различных – городских, областных, всероссийских – конкурсов. В 2018 году стали победителем конкурса «#iУчитель». Расскажите немного об этом конкурсе, в какой номинации выиграли и что в целом Вам дает участие в конкурсах?

– Конкурс «#iУчитель» – это конкурс учителей, использующих компьютерные технологии в образовательном процессе. В прошлом году номинаций в конкурсе не было, нужно было показать свою компетентность в использовании смартфонов, приложений к ним, технологий «перевернутый класс», «смешанное обучение», т.е. самых инновационных технологий, которые сейчас на пике популярности. В своей конкурсной заявке, с которой вышла в финал, я соединяла микроскопы и смартфоны, т.е. использовала ватсап, редактирование изображений в обычном редакторе и микроскоп. Вместе с учениками мы снимали ролик, а потом я писала методическое обоснование. От Новосибирской области нас было трое участников.

В финале конкурс раскрылся для меня с неожиданной стороны. Оказалось, что финал – это, по сути, обучение. По задумке организаторов, основная идея конкурса – это не выявление победителя, нас по минимуму нагружали конкурсными испытаниями, а обучение у вдохновляющих, высокопрофессиональных специалистов. Запала от этого конкурса мне хватило больше чем на год. Там было столько вдохновляющих идей, новых подходов и столько людей со всей страны, которые делают невообразимые новые вещи, наполняют смыслами будни школьников. И между тем ежедневно были конкурсные испытания, мне удалось войти в число победителей, в десятку лучших. Своим результатом я очень горжусь. Для меня этот конкурс очень добрый и глубокий. Это как таблетка от профессионального выгорания, повседневности, прививка от будней, от рутины.

В этом году финалисты конкурса ездили на стажировку в Финляндию. Организаторы «#iУчитель», благотворительная организация «Рыбаков фонд», изначально задумали этот конкурс, как конкурс, объединяющий инициативных учителей, вдохновляющий их, подкидывающий новые идеи, подходы, книги, мероприятия, мы до сих пор общаемся, там такие люди, на которых я смотрела, раскрыв глаза, которые вдохновляют своими результатами, глубиной, энтузиазмом. Большая доля педагогов из сельской местности. Я советую всем педагогам принять участие в этом конкурсе. Для директоров школ тоже есть номинация. Я бы назвала его не конкурс учителей, а конкурс для учителей. Он заставил меня по-новому смотреть на некоторые профессиональные вопросы.

«Сначала думай, а потом что-то делай»

– Вы уже год работаете директором школы. Повлияла ли новая должность на Ваши принципы, систему взглядов на современное образование и видение перспектив его развития? Захотелось ли Вам что-то изменить, внести новое в учреждении, которое Вы возглавляете?

– В моей жизни изменилось все. Экономический лицей для меня школа полностью новая. До назначения на этот пост я здесь ни разу не была. Позиция моя такая – сначала думай, а потом что-то делай, потому что это очень успешная школа, входящая в топ-500 лучших школ России. Та система, которая здесь сложилась, по сути своей уже эффективна. Конечно, для всех школ перемены неизбежны. И мы не будем стоять на месте, а будем развиваться. От чего-то мы и сейчас отказываемся вместе. Здесь ключевое слово вместе. Мы пытаемся что-то изменить. Но я противник инноваций ради инноваций, для меня такой подход непонятен. Мы анализируем, смотрим, осмысляем, видим свое дальнейшее развитие и какие-то вещи делаем и будем делать по-другому. Но в то же время наша важная задача – сохранить традиции, систему, которая сделала лицей успешным, которая приводит к высоким результатам.

Экономический лицей в этом году вошел в число лучших школ Центрального округа по результатам ЕГЭ и в десятку лучших школ г. Новосибирска по результатам Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе. У нас есть и абсолютные победители олимпиады НТИ, и призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Наши дети становятся участниками и призерами, победителями массы мероприятий, наши учителя успешны в профессиональных конкурсах. Это говорит о том, что у нас очень много правильного, актуального и современного. Перемены неизбежны, но они будут обусловлены не моими позициями, а необходимостью, которая объективна по результатам анализа.

«Главный совет – смотреть на свою деятельность глазами учеников»

– Дайте совет коллегам, как сделать изучение школьных предметов интересным и творческим?

– Главный совет, который нужно давать учителю – это время от времени ставить себя на место учеников и смотреть на ситуацию их глазами. Мы, завучи, директора, обычно делаем это с помощью педсоветов, пробуем учителям показать, каково это в течение двух часов сидеть и слушать. Тот совет, который я даю сама себе и могу его считать советом коллегам – смотреть на свою деятельность глазами учеников. Каково это, когда ты приходишь на урок, с чего он начинается, чем бы ты хотел, чтобы закончилось занятие, что для тебя было бы наиболее полезным, с какой регулярностью выставлялись бы оценки в журнал, какие бы ты хотел комментарии под проверенной работой, в какой форме. Уход от своей роли и умение поместить себя на место своего ученика – это очень важное мерило профессионализма и советую о нем не забывать.

Количество просмотров: 1849  

Добавить комментарий

Target Image