«Патриотизм – это не флаги, лозунги и фанфары»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Патриотизм – это не флаги, лозунги и фанфары»

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной реализовать себя в различных областях жизни и в то же время ответственной за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование. Но воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если обучающийся не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Ну как можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь?

Как сделать процесс по воспитанию патриотизма у школьников более естественным и эффективным, обеспечивающим оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, рассказал директор исторического парка «Россия – моя история», кандидат исторических наук Алексей Олегович Пронин.

«Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание – это не одно и то же»

– Сегодня на разных уровнях власти идет много разговоров про гражданско-патриотическое воспитание. Считаете ли Вы эту тему актуальной для современной молодежи и что вкладываете в понятие «гражданско-патриотическое воспитание»?

– На мой взгляд, понятие гражданско-патриотическое воспитание гораздо шире, чем воспитание военно-патриотическое, многие их путают. Гражданско-патриотическое воспитание закладывает важные мировоззренческие основы жизни человека и гражданина своей страны, который понимает себя в контексте и своей семьи, и общества, в котором он живет, и, наконец, места, где он живет. Воспитанием патриотизма, изучением истории своей страны должны заниматься и школа, и семья. А уже военно-патриотическое воспитание – через знание военной истории и формирование отношения к ней, является одним из важных компонентов воспитания гражданственности.

«Основы отношения к истории должны закладываться в семье»

– Какую роль играет школа в системе патриотического воспитания?

– Уверен, главную роль в системе патриотического воспитания играет семья. То, что закладывается в детстве, невозможно сформировать в более старшем возрасте. Если ребенок в семье видит бережное отношение к старшему поколению, к старым фотографиям тех, кто уже ушел, видит, что об этих людях, его предшественниках, помнят, что-то про них рассказывают, то и он будет ценить историю своей семьи и, главное, видеть ее в истории своей страны. Кстати, таких семей не очень много. Это одна из бед России, потому что наш XX век, со всеми его переломами и эпохальными переменами выбил из общества преемственность поколений. Но есть семьи, где знают историю своего рода вглубь до многих поколений. И, если это есть, никакая школа, никакие кружки и секции эту основу не заменят. Очень радует, что в последнее время в обществе появился и растет интерес к генеалогии, к поиску предков. В историческом парке мы сделали интерактивную игру, квест для подростков в формате увлекательного историко-детективного генеалогического расследования. Интерес к этому был огромный!

Роль школы в системе патриотического воспитания, безусловно, тоже важна, но основы отношения к истории должны закладываться в семье. Я считаю, что школьный учитель не должен политизировать историю. В обществе обсуждаются разные проблемы, высказываются, подчас очень резко, полярные точки зрения, формируется некое отношение к чему-то. Преподаватель истории не должен вставать ни на одну из сторон, он обязан сохранять объективность. Если это возможно и предусмотрено в плане, учитель может объяснять детям разные точки зрения, но строго придерживаясь образовательного и историко-культурного стандартов. Словом, это тема отдельного большого разговора…

Юнармия – как одна из форм работы с подрастающим поколением

Как Вы думаете, юнармия, которая сейчас набирает популярность в обществе, имеет место быть в школе?

– Ничего плохого в создании юнармии нет. Я с 12 лет был участником поисковых экспедиций с отрядом «Поиск» Сибирского кадетского корпуса (а тогда – эскпериментального педагогического комплекса «МГиВ» – «Мужество, героизм и воля») под руководством Некрасовой Натальи Изотовны. И мне это нисколько не помешало в жизни, наоборот, многократно усилило привитый родителями интерес к истории Родины, но, в то же время, подтолкнуло к изучению ее военных аспектов. Помимо поискового отряда, с нами занимались и военно-патриотической работой. Говорить о том, чтобы все школьники должны вступать в юнармию в обязательном порядке, я бы не стал. Ни одного ребенка нельзя заставить что-то полюбить. Как только мы заставляем – получаем обратный эффект, формализм и умение убедительно фальшивить. Кому-то из ребят интересно военно-патриотическое направление, кому-то спорт, программирование, театр, музыка... Юнармия – это одна из форм работы с подрастающим поколением. Мне кажется, любые формы работы с подростками, которые влекут за собой изучение чего-то нового, получение каких-то знаний – это неплохо. Ведь совсем необязательно, что все, кто прошел через юнармию, пойдут в военные институты. Кто-то из них, может быть, и выберет карьеру военнослужащего, а для других это останется воспоминанием детства и юности.

«Это исторический ликбез»

– Исторический парк «Россия – моя история» открылся в Новосибирске в 2017 году. Расскажите о деятельности парка.

– Когда исторические парки открывались по всей России, к ним было несколько настороженное отношение, говорили даже, будто это некий предвыборный проект. Но на деле все оказалось иначе: гораздо глубже и серьезней. Исторические парки «Россия – моя история» – это крупнейший на территории Российской Федерации проект в сфере историко-культурного просвещения. В нашей стране насчитывается 22 региональных исторических парка «Россия – моя история». 26 декабря 2020 года откроется 23-й по счету исторический парк во Владивостоке. И в новый, 2021 год, мы войдем в составе 23 крупных цифровых публичных региональных площадок, расположенных от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга.

Идея этого проекта была предложена епископом Егорьевским, а ныне Митрополитом Псковским и Порховским Тихоном, Председателем Патриаршего совета по культуре. Идея исторического парка – историческое просвещение. Я для себя сформулировал её очень просто: «Это исторический ликбез» – ликвидация безграмотности в области истории! Слово «ликбез» имеет самое позитивное значение. Мы не заменяем собой ни школу, ни учреждения дополнительного образования и профессионально ориентированные кружки и секции. Одна из главнейших задач исторических парков «Россия – моя история» – в строгом соответствии с принятыми Федеральным государственным образовательным и историко-культурным стандартами дать тот базис, тот минимум знаний по истории, которым должен владеть любой гражданин нашей страны. Мы не претендуем на сложность академической научной дискуссии, это не является нашей задачей, но мы должны представить всю полноту исторического, историко-культурного знания по разным аспектам истории России. Уникальность исторических парков «Россия – моя история» в том, что мы даем этот исторический базис на основе современных мультимедийных технологий.

Идея таких парков родилась из мультимедийных выставок. Первая выставка была посвящена Романовым, она открылась в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж» в 2013 году. Через год в Манеже была представлена выставка «Рюриковичи». Интерес к этим выставкам был огромным, было большое количество запросов от регионов России. Очевидно, что возить эти выставки в регионы было неэффективно и невыгодно, так как это сложный проект и в инженерном, и техническом, и, тем более, в логистическом плане. Поэтому, при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, было принято решение эти выставки переработать, существенно дополнить и открыть в ключевых точках России исторические парки «Россия – моя история».

Первый исторический парк был открыт в 2015 году в Москве, в павильоне № 57 ВДНХ. В 2017 году был запущен проект по созданию региональных исторических парков. В Новосибирске наш исторический парк торжественно открылся 12 ноября 2017 года. Запуск исторических парков в регионах – это заслуга не только федеральной команды, но и региональной власти. Это труд огромной команды: Правительства Новосибирской области, которое нашло возможность такой шаг совершить, Министерства культуры Новосибирской области, губернаторов Новосибирской области Владимира Филипповича Городецкого, Андрея Александровича Травникова, Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который очень много сделал, чтобы проект исторических парков «Россия – моя история» пришел в Новосибирскую область. Конечно, это огромная заслуга и непрерывный труд строителей ЗАО «РСУ-5», которые стахановскими темпами буквально из руин возродили здание бывшего гарнизонного Дома офицеров. И ведь именно приход исторического, просветительного проекта «Россия – моя история» в Новосибирскую область позволил сохранить это уникальное по своей архитектуре здание. К слову сказать, Военный городок, где расположен наш исторический парк, одно из белых пятен в истории Новосибирска. Мы столкнулись с тем, что Военного городка в сознании наших посетителей нет, потому что 107 лет своей истории эта территория была закрытой и непроницаемой. Ведь когда-то здесь располагалась крупнейшая военная база в Томской губернии.

«За три года мы провели больше трёх тысяч экскурсий»

– Три года работы не такой большой срок. Чего удалось достичь за это время?

– Этот год для нас знаковый. Три года – это большой срок, тем более для молодого учреждения и для маленькой творческой команды. За это время было сделано очень много! За три года сотрудники исторического парка провели больше трёх тысяч экскурсий по основным экспозициям исторического парка: «Рюриковичи», «Романовы», «ХХ век: от великих потрясений к Великой Победе 1914 – 1945» и «Россия – моя история: 1945 – 2016». Суммарно мы подходим к 300 тысячам посетителей исторического парка «Россия – моя история». Но наша посещаемость имеет свою особенность. Здесь и классическая музейная сезонность, и зависимость от учебного года, ведь наши основные посетители – это школьники. Собственно, на это исторический парк и рассчитан. Мы ни в коем случае не заменяем собой классический музей. У нас абсолютно другая логика, другие формы и методы работы. Мы и не являемся музеем, у нас нет экспонатов, у нас отсутствует такое направление, как фонды хранения, несмотря на то, что мы в рамках проектной деятельности делаем тематические предметные выставки во взаимодействии с нашими партнерами. Главная наша особенность – это использование современных мультимедийных технологий в деле историко-культурного просвещения.

Одним из основных направлений нашей работы является представление истории нашего региона, Новосибирской области, вплетенной в единую историческую ткань истории нашей Родины. И это еще одна особенность проекта исторических парков «Россия – моя история». Региональный компонент неотделим от наших постоянных экспозиций.

Конечно, в силу нашего расположения, изучение истории Военного городка, а также военной истории Сибири и Новосибирской области стало одним из основных направлений наших научных интересов и работы в рамках дополнительных тематических проектов и мероприятий. Само место – Военный городок Новосибирска – диктует это направление. Люди, которые к нам приходят, постоянно задают вопрос: «А что здесь было?» В итоге у нас возникла идея собрать информацию о Военном городке и сделать уличную выставку «Ориентир 110: Военный городок. Новосибирск. История». 8 декабря 2020 года она открылась возле Государственного концертного зала имени Каца. На 32 планшетах мы рассказываем о страницах истории Военного городка, основных вехах этой истории, представляем план этой территории, с выделением разных периодов застройки и функционирования военных объектов. В дальнейшем, на основе этих и других, не вошедших в выставку материалов, мы подготовим печатное издание и цифровую экспозицию в Историческом парке.

Вместо сложного текста – максимально привычный для современной молодежи формат

– Как бы Вы оценили значимость использования мультимедийных технологий в современном образовании? Подтверждается ли это результатами работы Исторического парка «Россия – моя история»?

– Я считаю, что результаты нашей работы в полной мере это подтверждают. Действительно, мультимедийные технологии превращают сложный для школьников исторический текст с именами, географическими названиями, терминами, фактами, датами, статистикой, при сохранении всего массива информации, в виртуальное пространство, в набор, серию визуальных графических и звуковых образов, в максимально привычный для современной молодежи формат. Когда-то в 20-30-е годы XX века и кинолекторий был инновационным явлением, и это работало. Сегодня работают другие технологии. Возможно, через 10-15 лет они будут абсолютно другими. Но имеет смысл эффективно использовать то, что есть сейчас.

Уроки истории в историческом парке

– На сайте парка есть отдельный раздел для учителей. Расскажите о возможностях, которые предоставляет ваше учреждение для системы образования.

– Мы не заменяем собой школу, мы проводим тематические семинары для учителей, где рассказываем, как можно с нами взаимодействовать, что мы можем предложить. Помимо обзорных и тематических экскурсий, мастер-классов, которые мы с удовольствием на нашей площадке проводим, есть еще такая форма работы, как проведение учителем тематических уроков со своими учениками на площадке исторического парка, и мы всячески учителей к этому призываем. Единственное условие – предварительная запись. Я понимаю, может это и сложно вписать в разработанную преподавателем программу. Но, тем не менее, такая возможность есть, и в будущем мы сделаем это популярным направлением работы у учителей. Все, что позволяет упростить, сделать работу с историческим материалом для ребенка интереснее, должно быть использовано.

«Год 75-летия Победы в создавшихся тяжелых условиях мы провели достойно»

– Что в городе было создано/открыто/проведено, на ваш взгляд, важного и значимого к юбилею Победы?

– 2020 год прошел как Год памяти и славы. Уже само по себе это очень много значит. Мне кажется, что даже в условиях 2020 сложного года Новосибирская область постаралась, чтобы эта дата не прошла рядовым, формализованным событием.

Череду праздничных мероприятий мы открыли исторической реконструкцией «Померанский вал». На исторических реконструкциях, которые проводит АНО «Сибирский центр патриотического воспитания», главный организатор фестиваля военно-исторической реконструкции «Сибирский огонь», исторический парк «Россия – моя история» выступает соорганизатором. Например, я озвучиваю, комментирую моменты реконструкций сражений, тематических площадок. Это очень интересное направление работы. К фестивалю «Сибирский огонь» 2020 года, к сожалению, несостоявшегося из-за пандемии, мы подготовили отличную выездную выставку. Надеемся, что сможем ее представить гостям фестиваля в следующем году.

Главным мероприятием, которое открыло для нас Год памяти и славы, стала тематическая выставка в Историческим парке «Подвиг женщин на фронте и в тылу». Эта выставка, на примерах реальных биографий наших землячек, рассказывала о женщинах-труженицах тыла и женщинах, которые выбрали военные специальности: не только летчиков, штурманов, радистов, стенографистов, шифровальщиков, но и связистов, артиллеристов, зенитчиков, военных контрразведчиков и т.д., вплоть до милиционеров и пожарных. Это действительно был Подвиг. На торжественном открытии выставки губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников вручил юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ветерану труда Татьяне Николаевне Либерт. Ее судьба ‒ типична для женщины того времени; не щадя себя она трудилась на одном из оборонных предприятий, эвакуированных в Новосибирск. Делала взрывчатку. Теперь же ее история, сохранившиеся материальные и документальные свидетельства героического времени стали ценнейшей частью выставочной экспозиции.

В условиях строгих ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, значительное число мероприятий мы проводили в онлайн-формате, делали онлайн-экскурсии и по основным экспозициям, и по вопросам военной истории, и по Военному городку. В это же время мы активно работали с материалом для наших будущих выставок. Например, начали масштабную работу с новосибирским гарнизонным Домом офицеров. Это знаменитое здание-памятник «Дом инвалидов» на Красном проспекте со старейшей библиотекой по военной истории. Используя наши технические возможности, мы начали оцифровку армейской окружной газеты «Красноармейская звезда» (с 1946 г. «Советский воин», с 1991 года «Воин России»). Это бесценный источник информации по довоенной истории Новосибирска и жизни Сибирского военного округа.

Наконец, период самоизоляции завершился, и 5 августа 2020 года наш исторический парк открыл свои двери для посетителей, порадовав их выставкой «Голоса», посвященной истории русского колокольного искусства.

В августе же произошло знаковое и для исторического парка, и для Военного городка событие. По мере вывода крупных воинских частей и техники из новосибирского Военного городка, оказался заброшенным воинский мемориал 85-й мотострелковой Ленинградско-Павловской Краснознамённой дивизии. Восстановить мемориал у нас возможности нет, но мы сделали один из первых шагов к этому. К нам обратились ветераны 228-го мотострелкового ордена Александра Невского Севастопольского полка с просьбой увековечить память их однополчан, погибших в первой чеченской войне. Мы поддержали эту инициативу – на здании исторического парка открыли мемориальную доску участникам операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике (1994-1996 гг.). На доске 49 фамилий. Это и наши земляки, и сержанты, солдаты, офицеры – уроженцы других регионов Сибири. Это те люди, которые с оружием в руках защищали мир, правопорядок и противостояли бандитизму и терроризму. Большую поддержку в открытии мемориальной доски оказали Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, Председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Андрей Борисович Панферов и депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Сергей Григорьевич Конько.

Как я уже упоминал, в декабре мы открыли уличную выставку по истории Военного городка. Собирать материал мы начали в марте 2020 года и закончили в декабре. Работа проведена гигантская. Самой сложной ее частью стал поиск исторической информации, фотографий, многие из которых публикуются на выставке впервые. Выставка под названием «Ориентир 110» будет доступна в течение месяца на уличной площадке у Государственного концертного зала им. Каца. Приглашаем всех ее посетить.

В рамках Года памяти и славы в нашем историческом парке была открыта выставка «Память поколений», посвященная наследию Великой Отечественной войны в изобразительном искусстве. Это федеральный проект, который объединил более 200 цифровых копий исторических полотен из 45 музеев и картинных галерей России. Эта выставка прошла во всех региональных исторических парках. В рамках региональной составляющей, мы дополнили выставку «Память поколений» проектом «Город трудовой доблести». Как известно, в этом году Новосибирск Указом президента был удостоен звания Город трудовой доблести. В экспозиции «Память поколений» мы разместили специальные баннеры с портретами и краткими биографиями тружеников тыла – людей абсолютно разных профессий. Собирались эти материалы путем обращения к жителям Новосибирской области. Это и рабочие леспромхозов, и рабочие заводов, инженеры, конструкторы, проектировщики, управленцы, учителя – словом, все те, кто своим трудом в тылу приближал победу.

После этого мы открыли выставку «Фронтовой портрет. Судьба солдата». Это фронтовые рисунки-наброски из собрания Музея Победы, выполненные художниками-фронтовиками. С помощью Поискового движения России удалось установить личности нарисованных солдат, а в некоторых случаях найти родственников без вести пропавших бойцов и передать им копии портретов в семьи. Проект важный и знаковый. Я считаю, что год 75-летия Победы в создавшихся тяжелых условиях мы провели достойно.

Исторический парк «Россия – моя история» планомерно работает с региональным отделением Российского Военно-исторического общества. 9-10 декабря 2020 года, уже во второй раз, мы совместно провели крупную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Патриот. Актуальные вопросы военной истории России и её силовых структур». Ее темой как раз стал вопрос воспитания гражданственности через знание и понимание военной истории России. Идея этой конференции заключается в том, чтобы объединить на общей научной и дискуссионной площадке и представителей силовых структур РФ, и представителей гражданского научного сообщества, и тех, кто на практике занимается воспитанием подрастающего поколения – школьных учителей, работников дополнительного образования: руководителей кружков, военно-патриотических клубов, секций, поисковиков. На пленарном заседании конференции можно было послушать научные доклады, подготовленные профессиональными исследователями, докторами и кандидатами наук, а на круглом столе выступления специалистов-практиков – учителей, преподавателей, тренеров и воспитателей. В рамках этой конференции совместно с АНО «Сибпатриотцентр» мы провели в онлайн-формате в Заельцовском парке военно-историческую реконструкцию «Битва за Москву», посвященную памятной дате – началу наступления войск под Москвой.

В завершении года в историческом парке открылась выставка «МЧС России. 30 лет во имя жизни», посвященная 30-летию Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Она рассказывает о нелегком, уже мирном, но героическом труде спасателей, пожарных, работников срочных служб, о становлении этих структур, об их истории.

«Эта работа позволяет понять, почувствовать, что такое война»

– В этом году Вы побывали в поисковой экспедиции новосибирского отряда «Поиск – МГиВ» под руководством Натальи Изотовны Некрасовой. Нужно ли развивать поисковое движение в России? Должны ли в нем участвовать школьники?

– Я считаю поисковую работу важной и нужной, но очень сложной, не всякий туда поедет. Но я, как участвовавший в поисковых экспедициях еще школьником, скажу, что я бы своих детей отправил, изъяви они такое желание.

Эта работа позволяет понять, почувствовать, что такое война, когда подросток без парадных речей берет в руки лопату или тяжелое ведро с грязной водой, когда вычерпывает воронку и делает что-то важное и нужное. Это и есть тот самый настоящий патриотизм. Ведь патриотизм – это не флаги, лозунги и фанфары. Это другое.

Самое главное – такая работа дает понимание: почему мы так празднуем День Победы? Не потому что мы агрессивные и кровожадные, хотя наш народ за всю свою непростую историю вынужден был научиться воевать. А празднуем мы День Победы потому, что это завершение величайшей трагедии в истории нашего народа. А то, что это трагедия, каков ее масштаб и через какой ужас прошли наши предки, я своими глазами и руками убедился еще в ранней юности. И, наверное, в подобной работе и состоит одно из эффективных направлений воспитания патриотизма и гражданственности.

Количество просмотров: 2223  

Добавить комментарий

Target Image