Семейное чтение для детей начального школьного возраста

 
 

Родионова Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 
 
 

Поротникова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Семейное чтение для детей начального школьного возраста

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек.

Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

Друзья эти – книги.

К. Паустовский

Семейное чтение – это важная часть развития ребенка начального школьного возраста. В наше время, когда современные технологии все больше захватывают нашу жизнь, чтение книг может показаться устаревшим занятием. Однако оно имеет огромное значение для развития ребенка и создания крепкой семейной связи. Важно понимать, что знакомство с книгой также должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо не был грамотен ребенок, «чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи», – писал известный советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко [1].

Систематическая работа по данной теме позволяет:

1. Развивать речь и словарный запас. Когда родители читают детям книги, они вводят новые слова и выражения, объясняют их значение и контекст. Это помогает детям расширять словарный запас и развивать навыки коммуникации.

2. Развивать воображение и творческое мышление. Трудно не согласиться со словами Василия Александровича Сухомлинского, который писал: «Чтение книг способствует развитию воображения у детей» [2]. Действительно, книги открывают новые миры и истории, позволяют детям представить себя в различных ситуациях и ролях. Это развивает их творческое мышление и способность к анализу и интерпретации.

3. Формировать навыки чтения. Семейное чтение помогает детям формировать навыки чтения. Когда родители читают вслух, дети могут следить за словами на странице и учиться быстро читать. Это способствует развитию их грамотности и усвоению правил чтения.

4. Укреплять семейные узы. Семейное чтение создает особую атмосферу сопереживания и взаимопонимания. Когда семья собирается вместе, чтобы читать книгу, это укрепляет их связь. Родители могут обсудить с детьми прочитанное, выразить свои мысли и чувства и просто наслаждаться проведенным вместе временем.

Способы организации семейного чтения:

1. Создание специального времени для чтения. Организуйте специальное время для чтения вместе с детьми. Это может быть время перед сном, вечером или в выходные дни. Заранее выберите книгу, которую будете читать, и отведите время для этого.

2. Разнообразие книг. Предлагайте детям разнообразные книги для чтения. Это могут быть сказки, приключения, научно-популярные книги и другие. Попробуйте находить книги, которые будут интересны именно вашему ребенку.

3. Обсуждение прочитанного. После прочтения книги проведите обсуждение прочитанного вместе с детьми. Задавайте вопросы о героях, сюжете и моральных уроках, которые они вынесли из истории, описанной в книге. Это поможет активизировать и развить критическое мышление.

Важно понимать, что учитель начальных классов может помочь семьям в организации и реализации в своем классе проекта «Семейное чтение».

1. Предложить книги для семейного прочтения.

2. Организовать игру, квест, праздник, театрализованное представление, ролевую игру, конкурс и другое.

3. Организовать взаимодействие с детской библиотекой.

4. Вводить мотивационные моменты: соревнование с другим классом, подсчет личных достижений, интеллектуальная игра между детьми и родителями по прочитанным произведениям за год.

Для того чтобы не угасал у детей интерес к чтению, можно предложить виртуальные путешествия по книгам, интерактивные задания и викторины, виртуальные экскурсии по местам, описанным в книге.

Семейное чтение играет важную роль в развитии детей начального школьного возраста. Оно способствует формированию грамотной речи, творческого мышления и навыков чтения. Кроме того, оно укрепляет связь в семье и создает особую атмосферу сопереживания и взаимопонимания. Несмотря на современные технологии, семейное чтение остается важным и полезным занятием для всей семьи. При этом, если добавить виртуальные формы работы с книгой, то это станет уникальным и интересным способом общения семьи с детьми через книжные истории.

Список источников:

1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1952: https://libcat.ru/knigi/priklyucheniya/unrecognised/48168-38-anton-makar....

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973: https://little.com.ru/media/files/1460702288-526.pdf.

Количество просмотров: 525  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью
2. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики
3. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда
4. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении
5. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций
6. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка
7. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
8. Использование сингапурской технологии в логопедической практике
9. Я прикасаюсь к будущему. Я учу
10. День открытых дверей для родителей
11. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района
12. Как научить ребёнка мыслить нестандартно
13. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе
14. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»
15. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование
16. Семейное чтение для детей начального школьного возраста
17. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение
18. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
19. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
20. Инновации и эксперимент в образовании
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы