Игра «По страницам Великой Отечественной войны»

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Игра «По страницам Великой Отечественной войны»

Цель игры: формирование гражданской позиции, национальной идентичности, мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны, исторически сложившихся традиций, социальных установок, способствовать военно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

– воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

– систематизация знаний обучающихся об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

– формирование коммуникативной компетенции, умения работать в коллективе, команде;

– воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и ветеранам.

Форма игры: интеллектуальное соревнование.

Участники игры: 7-8 классы.

Условия игры: Обучающиеся делятся на команды и выполняют предлагаемые задания.

Дополнительные материалы:

– контур солдата, изображенный на листе (Приложение 1);

– фрагменты обмундирования, которые выдаются за выполнение заданий;

– рабочие листки (Приложения 2-5);

 презентация PowerPoint «По страницам Великой Отечественной войны».

Задача обучающихся – восстановить облик солдата времен Великой Отечественной войны (Приложение 1). Командам выдаются контуры военнослужащего, за каждое успешное прохождение тура участники получают какую-то часть обмундирования, которая наклеивается на контур. В конце игры у обучающихся получится готовое изображение солдата.

Игра «По страницам Великой Отечественной войны»

Каждый год мы вспоминаем события Великой Отечественной войны и обращаемся к памяти предков, чтобы почтить их героизм и мужество.

Сегодня мы обратимся к самым славным и самым трагическим событиям истории нашей страны. Война немыслима без тех людей, которые отдавали свою жизнь за спасение Родины. Выполнив все задания и успешно достигнув финала сегодняшней игры, вы сможете восстановить облик солдата, встретившего неприятеля на границе, а позднее вытеснившего противника со своих территорий и освободившего оккупированные страны Восточной Европы.

В первом туре игры вам будет необходимо быстро ответить на 10 вопросов о Великой Отечественной войне. Ответы под соответствующими номерами нужно внести в бланки ответов.

1. Ответьте на вопросы:

1. Назовите даты начала и окончания ВОВ (22.06.1941 – 09.05.1945)

2. Пограничная крепость, одна из первых принявшая на себя удар немецких войск? (Брестская крепость)

3. Сколько дней длилась Великая Отечественная война? (1418 дней)

4. Какое название получил приказ № 227 от 28 июля 1942 года? («Ни шагу назад»)

5. Сколько дней длилась Блокада Ленинграда? (872 дня)

6. Как переводится план немецкого командования по захвату СССР «блицкриг»? (молниеносная война)

7. Как назывался немецкий план по дезинформации советского командования? (Кремль)

8. Как назывались поставки союзниками военной техники, в соответствии с которыми Советская армия получила 427 тыс. грузовиков, 22 тыс. самолетов, 13 тыс. танков и другую технику? (Ленд-лиз)

9. Кто является автором Седьмой симфонии, исполненной 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, ставшей символом стойкости Ленинграда стала для ленинградцев? (Д.Д. Шостакович)

10. Кто из государственных деятелей выступил по Всесоюзному радио в день начала Великой Отечественной войны? (В.М. Молотов)

Война коснулась практически каждой семьи в стране. Кто-то оказался на оккупированной немцами территории, кто-то находился на фронте, пытаясь остановить продвижение неприятеля, а кто-то пытался подержать фронт всем, чем мог. Сейчас вам будет необходимо поработать с плакатами времен Великой Отечественной войны и выполнить следующее задание. Ответ вам нужно будет также внести в бланк ответа (Приложение 2).

2. Объедините плакаты в группы, объясните, на каких основаниях было осуществлено деление. Подумайте, почему именно на эти темы создавались плакаты.

Ответ: Группы, на которые можно разделить плакаты:

1. Направленные на воодушевление солдат на фронте (1, 4, 7, 8).

2. Плакаты, изображающую насильственные действия нацистов на оккупированной территории (3, 11, 13, 18).

3. Направленные на воодушевление и демонстрацию вклада тыла в победу (2, 5, 9, 10, 15, 17).

4. Направленные на борьбу с шпионажем (6, 12, 14, 16).

Объяснение выбора тематики.

Великая Отечественная война насыщена героическими и трагическими событиями, но для солдат на фронте она состоит не только из крупных сражений, но и из суровых будней. Сейчас вам необходимо будет решить несколько математических задач, чтобы представить, с чем сталкивались рядовые солдаты.

3. Решите задачу и напишите ответ в бланке ответов:

1. Битва за Москву.

«Во время боёв под Москвой в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, танков – на 20 больше, машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде танков и машин».

2. Битва на Курской дуге.

«Против танковой дивизии «Адольф Гитлер» были выдвинуты две армии, которые должны встретиться недалеко от Курска. Армии находились друг от друга на расстоянии 240 км. Скорость движения одной армии 4 км/ч. Найти скорость движения второй армии, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 40 км. Учесть, что армии двигались по 10 ч. в сутки».

3. Танк Т-34, выехав из Курска к Прохоровке со скоростью 50 км/ч, добрался до места сражения за 2,5 часа. За какое время доберется за Прохоровки ИС-76, скорость которого равна 31,25 км/ч, если, встретив сопротивление на полпути к цели, ему пришлось возвращаться к Курску и начинать движение заново? (Считать, что на всем пути скорость танка была постоянной)

4. Максимальная скорость танка Т-34 55 км/ч, а скорость немецкого танка Panther – 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, немецкие танки находятся от нас на расстоянии 20 км, а наши – 24 км. При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч?

5. «Сапёры обследуют два участка дороги. Первый участок имеет такую длину в километрах, сколько часов требуется на проверку второго участка. И наоборот, второй участок имеет такую протяжённость в километрах, сколько часов требуется для проверки первого участка. Какова скорость проверки дороги сапёрами?»

Решение задач:

1. Решение:

140 + 20 = 160 – танков. (140 + 160) – 68 = 232 – машин. (Ответ: 160 танков и 232 машины).

2. Решение:

4∙20=80 (км), 240-40=200(км). 200-80=120(км), 120: 20=6(ч) (Ответ: 6 км/ч).

3. Решение:

1) 50 * 2,5 = 125 км = расстояние, которое прошел танк Т-34. 2) 125 * 1,5 = 187,5 км – расстояние, которое прошел танк ИС-76. 3) 187,5 / 31,25 = 6 часов. (Ответ: 6)

4. Решение:

1) Время танка Т-34 = 20/55 + 4/30 = 82/168 ~ 0,497 (ч). 2) Время танка Panther = 20/40 = 0,5 (ч) (Ответ: оба танка встретятся на переправе)

5. Решение:

На проверку двух участков дороги требуется столько времени в часах, сколько километров в сумме составляют два участка. Значит скорость проверки дороги сапёрами составляет 1 км/ч. (Ответ: 1 км/ч)

Война состояла из нескольких этапов, была полна самыми разнообразными событиями. Сейчас вам предстоит посмотреть, как современники видели военные действия и понять, что изображено на карикатуре (Приложение 3).

4. Определите с каким событием связана карикатура, ответ зафиксируйте в бланке ответов?

Ответы: 1. Нападение Германии на СССР. 2. Освобождение советских территорий от оккупации. 3. Контрнаступление под Москвой. 4. Сталинградская битва. 5. Создание антигитлеровской коалиции. 6. Курская битва

Следующий этап нашей игры – «Правда или ложь». Команда выбирает участника, которому предстоит определить правдивость утверждения, другие участники не могут ему подсказывать.

5. Определите верность суждения, если в неверных суждениях указать правильный ответ можно получить дополнительный балл:

Правда ли, что главнокомандующим советской армией в годы ВОВ был маршал Жуков? (Нет, Сталин)

Правда ли, что за годы ВОВ было учреждено 12 орденов и свыше 20 медалей? (Да)

Средняя продолжительность жизни солдата под Сталинградом составляет 1 час. (Нет, 15 минут)

Яков Павлов со своими сослуживцами на протяжении месяца защищал дом в Сталинграде. (Нет, 58 дней)

Правда ли, что во время ВОВ в качестве тягловой силы использовали верблюдов? (Да)

Правда ли, что результат танкового экипажа Колобанова занесен в Книгу рекордов Гиннеса за полчаса боя советские танкисты уничтожили 43 танка, из них 22 было на счету танка Колобанова. (Да)

Правда ли, что первый парад Победы на Красной площади прошел 9 мая 1945 года? (Нет, 24 июня 1945 года)

Правда ли, что красный флаг над рейхстагом водрузили Егоров, Кантария, Берест? (Да)

Правда ли, что в Курской битве принимали участие танки «Черчилль III»? (Да, получены по ленд-лизу)

Правда ли, что На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем применил в мае 1940 года против Франции, Бельгии и Нидерландов, вместе взятых? (Да)

Задача правительства заключалась в том, чтобы всеми возможными способами вдохновить население и солдат на продолжительную войну с неприятелями. Для этого обращались не только к религии, но и к героическим страницам истории страны. Сейчас вам будет необходимо определить, к каким событиям и историческим личностям обращались для воодушевления солдат. Выберите участника команды, который будет отвечать от лица команды (Приложение 4).

6. Какие исторические личности присутствуют на изображениях? С какими событиями они связаны? С какой целью они использовались в карикатурах?

Ответы: 1. Отечественная война 1812 г., Наполеон; 2. Невская битва, Александр Невский; 3. Освобождение Москвы от интервентов, Дмитрий Пожарский; 4. Куликовская битва, Дмитрий Донской; 5. Бородинское сражение, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов; 6. Переход через Альпы, А.В. Суворов; 7. Освобождение Москвы от интервентов, Кузьма Минин; 8. Илья Муромец.

Многое в ходе войны зависело не только от выдержки и мужества обычных солдат, но и от тактики и планов военного командования. Сейчас вам будет необходимо определить, о каких военных операциях идет речь в заданиях.

7. С помощью описания установите, о какой военной операции идет речь:

1. Программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе; предусматривал колонизацию и германизацию восточных территорий; принудительное выселение 75-85% населения оккупированных территорий СССР и размещение его в Сибири (План Ост).

2. Контрнаступление советских войск в ходе Сталинградской битвы (Уран).

3. Прорыв блокады Ленинграда (Искра).

4. Стратегическое наступление вермахта в районе Курска; цель – окружить находившиеся в районе Курска советские войска и уничтожить их (Цитадель).

5. Окружение и уничтожение остатков фашистских войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом в ходе Сталинградской битвы (Кольцо).

6. План нападения Германии на СССР (Барбаросса).

7. Немецкая операция, целью которой был захват и уничтожение Москвы (Тайфун).

8. Наступательная военная операция советских войск по окончательному разгрому противника под Орлом (Кутузов).

9. Освобождение Белоруссии, почти полный разгром немецкой группы армий Центр (Багратион).

10. Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция с целью разгрома 9-ой немецкой армии группы армий «Центр» (Марс).

Вы познакомились с крупными военными операциями, а теперь вам необходимо определить общий ход военных действий. Вам необходимо выбрать одного участника, который будет представлять вашу группу (Приложение 5).

8. Расположите плакаты в хронологической последовательности событий, которые они изображают

Ответ: 241638597

1. Битва за Москву                                                     2. Наступление немцев под Сталинградом

3. Битва за Кавказ                                                      4. Контрнаступление под Сталинградом

5. Прорыв блокады Ленинграда                               6. Битва за Днепр

7. Изгнание неприятеля с территории СССР          8. Освобождение Восточной Европы

9. Берлинская операция

Безусловно, без героизма и мужества участников Великой Отечественной войны невозможно было добиться победы. И история войны полна именами самых разных людей, жертвовавших своей жизнью ради того, чтобы остановить неприятеля и изгнать его с родных земель.

Сейчас вас ждет последний этап игры, где вам по подсказкам предстоит узнать героя, о котором идет речь в задании. У вас будет несколько подсказок. После каждой из подсказок вы можете дать ответ на вопрос, соответственно, чем раньше вы дадите правильный ответ, тем больше баллов наберете. Но имейте ввиду, что после того, как ответ командой будет дан, дальше ответ менять будет нельзя.

9. Определите, о каком герое идет речь в задании:

1

1. В 12 лет получил в подарок от деда свое первое охотничье ружье.

2. В начале войны он работал морским писарем. Его навыки оставались незамеченными, пока его не перевели на защиту Сталинграда.

3. Находясь в Сталинграде, он убил не менее 265 вражеских солдат.

4. Минометный обстрел повредил ему зрение, после чего он не смог участвовать в бою.

5. После боя ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а врачам удалось восстановить ему зрение. Он продолжал сражаться во время войны вплоть до капитуляции Германии.

Ответ: Василий Зайцев

2

1. Руководил отрядом партизан.

2. Когда в Берлине узнали, что партизаны идут прямо на «Волчье логово», на ликвидацию его соединения бросили танки и самолеты. Однако уничтожить группу не удалось.

3. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

4. В одном из донесений о партизанских командирах Украины эксперты германского зондерштаба «Р» (Россия) отмечали, что ОН «среди бандитов пользуется большой популярностью и славится изобретательностью тактических бандитских приёмов», «весьма опасен тем, что может создать внезапную угрозу штабам, главным образом военным и правительственным чинам (лицам)».

5. Ушел на боевое задание в звании капитана, а вернулся генералом.

Ответ: Михаил Наумов

3

1. Еще до войны, в конце 1930-х годов, он участвовал в разрешении локального конфликта между СССР и Японией, в войне с Финляндией.

2. Он самолично расстрелял из турели вражеский многоцелевой самолет Юнкерс-88, который составлял костяк авиации Германии.

3. Герой Советского Союза посмертно, командир эскадрильи.

4. Свой подвиг он совершил на 4 день войны.

5. На горящем бомбардировщике летчик протаранил вражескую колонну.

Ответ: Николай Гастелло

4

1. Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

2. Она стала первой женщиной в стране, удостоившейся звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

3. Девушка была схвачена фашистами по доносу старосты в момент, когда она собиралась поджечь конюшню в оккупированной немцами деревне.

4. Она была изуверски замучена гитлеровцами и повешена в деревне Петрищево Верейского района Московской области.

5. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!»

Ответ: Зоя Космодемьянская

5

1. Герой Советского Союза посмертно, зам командира эскадрильи.

2. Единственная советская женщина-летчик, которая участвовала в советско-финской войне.

3. Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях.

4. Она отправилась совершать разведывательные вылеты, в результате которых попала в засаду.

5. Единственная в мире женщина, совершившая таран вражеского самолета (в Белоруссии).

Ответ: Екатерина Зеленко

6

1. Он появился на свет за три года до отмены крепостного права.

2. Крестьянин-единоличник из деревни Куракино.

3. Самый возрастной Герой Советского Союза, получил звание в 83 года.

4. Он повторил подвиг Ивана Сусанина.

5. Послал внука Васю в соседнюю деревню, где были красноармейцы. Внук справился с задачей: гитлеровцы попали в засаду, под пулемётный огонь.

Ответ: Матвей Кузьмич Кузьмин

7

1. Герой Советского Союза, зам. командира эскадрильи, летчик-истребитель.

2. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам он смог катапультироваться.

3. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу.

4. Совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 – уже после ампутации.

5. Знаменит тем, что после ампутации обеих ног, пользуясь протезами, смог вернуться к боевым полетам.

Ответ: Алексей Маресьев

8

1. Старший сержант 2 часа сдерживал одно из танковых подразделений армии Гудериана.

2. Он огнем своей пушки подбил на мосту через реку головную и замыкающую машины колонны вражеской техники. И начал методично выбивать остальные.

3. В одиночку уничтожил из 76-миллиметрового орудия 11 танков, 7 бронемашин и порядка 60 вражеских солдат и офицеров.

4. Его оставили прикрывать отход артиллерийской батареи, отступающей под натиском частей танковой армии Гудериана. Разведка немцев не установила на пути наступления наличие советских частей, и поэтому вражеская техника двигалась открыто.

5. На момент встречи с немцами у него остались только 3 снаряда. Немцы предложили ему сдаться в плен, но он категорически отказался и начал палить по немцам из карабина.

Ответ: Николай Сиротин

9

1. Первый воздушный бой был над своим аэродромом, один против четверки Мессершмиттов Bf-109 и шестерки Bf-110, которые бомбили аэродром.

2. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил 2 истребителя Bf-109. За эти воздушные победы он уже 22 июля 1943 года получил свою первую награду – орден Красного Знамени.

3. Он произвел около 330 боевых вылетов (64 победы).

4. Ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и, хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт.

5. Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель (ас).

Ответ: Иван Кожедуб

10

1. Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.

2. Ему было 15 лет, когда началась война.

3. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.

4. Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц.

5. Он сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.

Ответ: Леня Голиков

Вот и подошло к концу наше путешествие по героическим страницам Великой Отечественной войны, и сейчас самое время, чтобы подвести итоги сегодняшней работы. После каждого тура вы получали какую-то часть обмундирования солдата, теперь пора собрать детали и увидеть, как выглядели и чем были вооружены защитники нашей Родины.

Количество просмотров: 318  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы