Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Добрый день, уважаемые читатели!

Тема у этого выпуска газеты «Интерактивное образование» на первый взгляд может показаться лишенной проблемности. Где, как не в образовательном учреждении, должны быть созданы условия для профессионального самоопределения обучающихся? Ведь сразу после окончания школы выпускники поступают в организации высшего или среднего профессионального образования или, что происходит реже, но все же случается, приступают к трудовой деятельности, на практике осваивая профессию, выбранную в школьные годы. Однако не все так просто! Зачастую ученики не получают должного профессионального ориентирования на уровне основного общего образования и выбирают профильный класс вслед за друзьями или любимым учителем. Есть и другая проблема, связанная с процедурой зачисления в высшие или средние профессиональные образовательные организации на основе результатов единого государственного экзамена. Выбор будущей профессиональной сферы сужается до выбора образовательной организации, обучаться в которой, желательно на бюджетной основе, позволят выпускнику результаты итоговой аттестации.

Как эти факты связаны с тематикой рубрики? Прямой связи можно сразу и не установить. Однако связь косвенная, безусловно, существует. Предположим, что с первых лет обучения школьник вовлечен в интересную, актуальную для него не только содержательно, но и в части используемых учителем средств обучения, деятельность. В этом случае усилия, которые, педагог совместно с родителями ученика и своими коллегами будет направлять на перспективное профессиональное самоопределение личности, могут увенчаться успехом. По крайней мере, появится шанс, что вариативность содержания современного образования и целенаправленные педагогические решения дадут ученикам возможность определить хотя бы направление будущей профессиональной деятельности как можно раньше.

Статьи этого выпуска рубрики неразрывно связаны с тем, как видят возможности развития личности в условиях информатизации образовательного процесса учителя начальных классов. Возможно, именно они вносят сегодня весомый вклад в будущий профессиональный выбор своих учеников.

Интересного вам чтения, уважаемые коллеги!

Опыт формирования исследовательских умений младших школьников

Балабаева Лариса Геннадьевна

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников – эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Формирование культуры поисковых запросов в сети Интернет у младших школьников

Осинцева Татьяна Владимировна

Развитие информационного общества актуализировало вопрос информатизации образовательного процесса на всех уровнях образования. В связи с этим, в начальной школе формирование информационной грамотности обучающихся стало одним из приоритетных направлений деятельности педагогических работников.

Технология проблемного обучения с применением ИКТ на уроке окружающего мира

Романова Наталья Анатольевна

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления [1].

Цифровой портфель достижений ученика

Гладких Вера Евгеньевна

Согласно ФГОС НОО портфель достижений становится актуальным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на новаторство и повышение качества образования. Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Повышение эффективности урока посредством внедрения в учебный процесс электронных учебных пособий

Михайлова Ирина Борисовна

На сегодняшний день определяющим условием модернизации образовательной системы и внедрения ФГОС в образовательный процесс является информатизация образования.
В условиях «цифрового века» проблема создания современной информационной образовательной среды становится все более актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС в школах необходимо создать все необходимые для его реализации условия, в том числе адекватную планируемым результатам (предметным, метапредметным и личностным) современную информационно-образовательную среду.

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

Минтюкова Татьяна Анатольевна

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Но основу для учебной деятельности ребёнка и дальнейшего успешного развития в жизни, по-прежнему, составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных «читать, писать, считать», изменяет приоритеты, включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

Обзор публикаций научно-методического журнала «Начальная школа», посвященных информатизации начального образования (2011-2013 гг.)

Кырченкова Светлана Николаевна

Последнее время на страницах журнала «Начальная школа» ведется активное обсуждение важного направления в современном российском образовании – информатизации образовательного процесса в начальной школе. Суть её во внедрении новых информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения. Вашему вниманию предлагается краткий обзор публикаций научно-методического журнала «Начальная школа», посвящённых информатизации начального образования (2011-2013 гг).