«Без команды, без слаженности и без партнерства невозможно достичь высоких результатов»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Без команды, без слаженности и без партнерства невозможно достичь высоких результатов»

В образовательном пространстве города трудно решать возникающие проблемы. Встаёт задача поиска единомышленников и партнёров. Партнёрство предполагает осознанное, добровольное, целенаправленное сотрудничество. Только в тесном сотрудничестве школы и общества возможны перспективы для стабилизации и развития образовательной системы, воспитания общечеловеческих ценностей у обучающихся.

О том, как Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка г. Новосибирска взаимодействует с различными социальными институтами нам рассказала заместитель директора по научно-методической работе, руководитель высшей категории, «Отличник народного просвещения» Малыгина Людмила Павловна.

– Что включает в себя понятие «социальный институт» и с какими из них чаще всего взаимодействует современная школа и ваш лицей?

– Если будем касаться классификаций понятия «социальный институт», то их, безусловно, достаточное количество. Нам интересны именно те, которые взаимодействуют с системой образования. Это культурный институт (наука, образование, религия), институт семьи (семья, брак, воспитание). Эти темы для нас близки, понятны и касаются нашей профессиональной деятельности.

– Какой, на ваш взгляд, самый важный социальный институт?

– Я думаю, что для образовательной организации на первом месте стоят институты в сфере семьи. Здесь происходит социализация ребенка, усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному.

Вы пойдете на родительский сбор?

 Людмила Павловна, расскажите о взаимодействии семьи и школы. Какова роль этого сотрудничества в настоящее время? Какие формы представлены у вас в лицее?

– Взаимодействие нашего лицея с семьей, родителями – это тема очень интересного разговора. У нас есть такое понятие – лицейское сообщество, лицейское братство. Что же сюда входит? Это очень тонкий механизм выстраивания отношений с родительской общественностью, с семьей. Для этого у нас существует множество различных мероприятий, которые формируют общую модель взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Для родителей, безусловно, существуют традиционные формы: собрания, консультации, встречи. Но есть совершенно уникальная форма, которая присуща и является традицией Аэрокосмического лицея – это большой родительский сбор. Это очень пролонгированное событие, в процессе которого родители встречаются со всеми педагогами лицея. Они могут поговорить с каждым педагогом отдельно о своем ребенке, составить общую картину самочувствия ребенка в лицее, выяснить, какие у него коммуникативные отношения с педагогами и, прежде всего, с лицеистами.

Продолжением программы большого сбора является праздничный концерт, который заранее готовят родители всех параллелей. В процессе подготовки родители имеют возможность познакомиться друг с другом и подружиться. В неформальной обстановке сформировать определенную зону душевного комфорта, которая так важна в классном коллективе и на параллели. Когда родители умеют договориться между собой, тогда и детям легче контактировать и понимать друг друга. Дети иногда с завистью смотрят, как родители репетируют свои номера. Каждая параллель готовит свой эксклюзивный номер, но в целом – это отражение специфики данного события. Например, в этом году родительский сбор был посвящен 30-летию Аэрокосмического лицея. Замечательная дата, когда мы уже не дети и не юноши, а достаточно взрослые, чтобы понимать, что происходит в современном мире. У нас есть параллели с 7 по 11 класс, но существует еще одна параллель – 13-я! Родителям выпускников бывает так трудно расстаться с лицеем, что они приходят и отчитываются перед всеми остальными о том, как их дети поступили в вузы, каков выбор будущей профессии. Это происходит в удивительной форме и каждый раз по-новому.

Это основа взаимопонимания, родители становятся социальными партнерами образовательной организации, с ними легко договариваться и решать все проблемы, которые возникают перед лицеем. Педагоги работают с родительской общественностью. Это очень важный момент в педагогической деятельности всего коллектива. Как говорят сами родители: «Мы все стараемся, готовим оригинальные номера, но приходят педагоги и дают мастер-класс». Это всегда приятно и неожиданно. Каждый из нас является профессионалом на уроке, но есть еще профессионализм в сфере контактов, в сфере общения, выстраивания диалога с родителями.

Социальное партнерство: лицей – вуз

– С какими еще социальными институтами активно сотрудничает лицей?

– Особенно хотелось бы заострить внимание на том социальном институте, который касается будущего наших детей. Важно не только прожить вместе с детьми тот момент, пока они находятся в лицее, но и то, как они впишутся в современный мир, насколько он для них станет комфортным, насколько они будут чувствовать себя адаптированными к современным вызовам, которые выдвигает высшая школа. Для того, чтобы этот переход был плавным и выстроился в систему непрерывного образования «лицей – вуз», необходимо множество контактов.

Коснусь Программы развития лицея. Это стратегический документ, который состоит из множества портфелей проектов, и у каждого портфеля есть свои партнеры. В управленческом портфеле партнерами являются руководители  образовательных организаций разного статуса. В портфеле по патриотическому и гражданскому воспитанию – Соглашение о сотрудничестве с Центром гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов, с музеями города Новосибирска. В портфеле по одарённым детям договоры и соглашения с вузами Новосибирска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга и Центрами по работе с одарёнными детьми. Таким образом, выстроена четкая ранжированная система партнерства и взаимодействия.

Когда мы говорим о партнерстве в системе образования, за этим стоит огромная профориентационная работа, каждый выпускник должен сделать правильный выбор. Важно попасть не в любой вуз, а в свой университет и получить свою профессию, которая станет твоей судьбой на всю оставшуюся жизнь. Не всегда в школах придают этому значение. У нас заключены договоры со многими вузами. Причем не только с теми, которые находятся на территории Новосибирска, но и далеко за пределами Новосибирской области. Мы много лет сотрудничаем с Московским Государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана. На основе этого сотрудничества выпускники поступают в этот вуз, участвуют в конференциях, олимпиадах. Лицеисты со своими работами выезжают в Москву, сдают профильные экзамены, защищают профильную работу, проект по специальности и имеют гарантированное право поступления в данный вуз. Договор отражает систему многолетних отношений. В этом году два наших ученика закончили этот университет с красным дипломом и сейчас поступили на работу на предприятия космической отрасли.

Мы можем говорить о том, что выпускники никогда не забывают лицей и внимательно следят за нашими успехами. Они часто задают вопросы: сколько человек стали победителями на Международной конференции «Решетневские Чтения», которую проводит Сибирский государственный университет науки и технологии. С этим вузом у нас также заключен договор о сотрудничестве. Это университет аэрокосмического профиля в Красноярске. У них есть школа космонавтики, организуются профильные смены. Происходит включение в профессию будущего и включение в тот социум, который специфичен для данных контактов, данной школы, данного профиля. Обучающиеся погружаются в профессиональную среду. В этом году 25 человек из нашего лицея выезжали со своими проектами и исследовательскими работами на «Решетневские Чтения», из них 17 стали призерами и победителями. Мы могли бы взять и больше, но как сказал космонавт, дважды Герой России Александр Иванович Лазуткин, «в очередной раз вы забрали столько дипломов, что хозяевам стало трудно дышать». Мы становимся лидирующими конкурентами, с которыми приятно иметь дело.

Дополнительные бонусы при поступлении нам предоставляет НГТУ. Это опорный вуз, базовая площадка, с которой выстроено тесное сотрудничество на протяжении всего периода существования лицея. Специалисты факультета летательных аппаратов, представители высшей школы выступают экспертами на городской НПК «У истоков освоения космоса», а также на секциях конференции НОУ «Сибирь», которые являются профильными и проходят на базе лицея. Специалисты высшей школы на очень высоком профессиональном уровне оценивают работы обучающихся. Лицеисты бывают на Днях открытых дверей, участвуют во всех конкурсах и олимпиадах, которые проводит НГТУ. При поступлении в вуз наши выпускники точно знают, как написать курсовую работу или дипломный проект. Эти отношения для нас очень важны.

НГУ также является для нас приоритетным вузом, так как выпускники поступают не только на технический профиль, но и на естественнонаучный. В 2018 году 16 выпускников из Аэрокосмического лицея поступило в НГУ и ТГУ, в НГТУ на все факультеты 17.

Не только эти два вуза для нас являются доминирующими. Поступают выпускники во все технические вузы Новосибирска, выезжают для обучения за рубеж. В университет города Брно в Чехии поступило два человека, один – в университет Израиля. Это их личный выбор. Они становятся людьми мира. Конечно, было бы лучше, чтобы талантливые ребята оставались у нас, в России, но выпускники лицея конкурентоспособны, и для них открыты все двери университетов мира.

Наши юноши поступают в военизированные вузы. Это и университеты Гражданской авиации, институты ФСБ и военные институты. Это как раз тот социальный институт, который имеет непосредственное отношение к армии.

«Мы взаимодействуем с системой инженерного образования»

Поддерживаете ли контакты с общеобразовательными школами технического профиля нашего региона?

– Если говорить о стратегии взаимодействия с образовательными организациями инженерного профиля, то это также важный момент. Те школы, которые поддерживают инженерный профиль, открыли специализированные классы. Лицей является участником регионального проекта «Специализированные классы» инженерного и естественнонаучного профиля. Недавно на базе лицея организовали и провели большой региональный семинар «Концептуальные идеи реализации инженерного и естественнонаучного образования в специализированных классах». Поделились своим опытом образовательные организации, работающие в проекте не один год: школы Дзержинского района – МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество», МБОУ Лицей № 113, а также МАОУ Лицей № 13 п. Краснообск, МБОУ Гимназия № 3 в Академгородке, МБОУ СОШ № 165. Эти школы объединены одной идеей – создание системы инженерного и естественнонаучного образования. Они готовы транслировать опыт для других образовательных организаций, которые мечтают войти в данный проект. Это огромное подспорье для школ, которые делают первые шаги и не знают, с чего начать. Мы даем им методический инструментарий и показываем, каких результатов можно достигнуть, используя его в своей педагогической деятельности.

«Мы не только передаем знания в области инженерного образования, мы учим детей общаться»

Может быть, лицей дружит со школами и из других регионов России?

– У нас существует замечательный межрегиональный проект «Воспитание талантов в культурном и интеллектуальном пространстве Сибири». Мы взаимодействуем с образовательным центром Саха (Якутия), который находится в Хангаласском улусе. Это центр по работе с одаренными детьми. Каждый год учащиеся Октёмского лицея приезжают к нам и обучаются в течение 7-10 дней. Они слушают спецкурсы по инженерному образованию, присутствуют на уроках, участвуют во внеклассных мероприятиях, обязательно ребята готовят концерт. Очень важно познакомиться с культурно-этническими особенностями этого народа. Знакомство с этим социумом имеет большое значение в воспитании толерантности. Именно культурная направленность этого проекта говорит о его особенной значимости. Каждый из этих контактов несет свою очень важную духовную составляющую. В данном случае мы учим детей понимать культурные особенности других народов. Этот народ очень уязвим, это дети природы, с ними нельзя общаться так, как мы общаемся здесь. Они никуда не торопятся, у них свой собственный ритм жизни, они привыкли к тем суровым условиям, в которых живут. Их одаренные дети – это другой темперамент, другая скорость мышления. Это столкновение двух миров. Наши ученики должны понимать, что не всегда они будут находиться в однородной среде, что они будут общаться с разными людьми и должны быть готовы к принятию чужих ценностей, в том числе и духовных. Мы не просто передаем знания в области инженерного образования, аэрокосмического профиля, мы учим детей общаться.

Байконур, Гамбург, Тэджон

– А международные проекты тоже реализуете?

– В этом контексте я могла бы сказать о трех международных проектах, которые мы реализуем в лицее. Это тоже социальные аспекты культурного общения и духовного воспитания обучающихся.

Международный проект «Россия-Казахстан», который касается Байконура, реализуется более 10-ти лет. Каждый год ребята выезжают туда на летнюю практику, присутствуют при запусках космических кораблей и общаются с ребятами из международной школы космонавтики. Одно дело в теории прочитать о запуске космического корабля и совсем другие ощущения, когда лицеист присутствует на старте, когда он общается напрямую с космонавтами, когда он ощущает атмосферу глубокого напряжения и огромной ответственности за то, что связано с пусками космических кораблей. Даже если грузовой корабль стартует на орбиту – все равно, это огромная подготовительная работа. Лицеисты посещают музей космонавтики на Байконуре, знакомятся со специалистами, которые работают непосредственно на стартовом комплексе.

Второй проект тоже из области аэрокосмического образования – «Гамбург – Сибирь». Мы общаемся с астрономическим обществом «Вега» в Германии. Этому проекту уже восемь лет. Немецкие школьники приезжают к нам наблюдать астрономические явления, которые лучше видно с территории Сибири. Наши учащиеся тоже выезжают в Германию, чтобы обменяться опытом, побывать в их планетарии, посмотреть на их систему астрономических наблюдений. Ребята из Германии живут в семьях наших лицеистов, а лицеисты живут в семьях принимающей стороны. Это опыт социального общения. Лицеисты готовят свои исследовательские работы и проекты. Эти проекты носят пролонгированный характер, презентуются на конференциях и конкурсах различного уровня, от муниципального до международного.

Более поздний проект, который реализуется в течение двух лет – это проект «Мосты дружбы». Обучающиеся специализированного класса естественнонаучного профиля выезжают в город Тэджон в Южной Корее. Корейских учащихся очень заинтересовал АКЛ, они сказали, что такого лицея нигде не видели. Корейские ребята участвуют в образовательном процессе, живут в семьях лицеистов и общаются с ними в неформальной обстановке. В декабре этого года группа лицеистов выехала в Южную Корею, где они осваивают новые образовательные технологии, знакомятся с процессом обучения, выступают на конференции со своими проектами, общаются в неформальной обстановке. Данный проект открывает новые горизонты, ведь в Южной Корее очень мощная лабораторная база, какой у нас пока нет.

«У нас летает все – даже утюг»

– Есть ли в лицее какие-то изобретения?

– В лицее есть много практических наработок, лицеисты занимаются в лаборатории беспилотных систем, в кабинете авиамоделирования, поэтому реализуют проекты, достойные мирового признания. Наш ученик Иван Тюликов сделал махолёт, получил на него взрослый патент, занял второе место на международном авиасалоне. За эту модель его наградили серебряной медалью и специальным призом от Сингапура. Махолёт – это такой летательный аппарат, который как стрекоза машет крыльями и летает. Наши лицеисты делают много разных вещей. Я не говорю о квадрокоптерах, моделях самолетов. Например, Коршиков Данил создал гибридный самолет (часть экстерьера принадлежит американской стороне, часть – нашей), и он летает.

Поэтому День знаний у нас начинается с интересных запусков. Это и пуски ракет, и запуски моделей, потому что ребята постоянно участвуют в международных соревнованиях по авиамоделированию и занимают призовые места. В сфере робототехники есть успехи, которыми можно гордиться, участие во всероссийском турнире «Инженерные кадры России – 2018», команда стала абсолютным победителем. Лицеисты участвовали в региональном чемпионате Juniorskills в 4-х компетенциях: «беспилотные системы», «системное администрирование», «мобильная робототехнике VEX», «аэрокосмическая инженерия» и заняли призовые места. Это всё аспекты инженерного образования, это многообразие контактов, которые делают наших лицеистов устойчивыми в современном мире. Современные вызовы нас не пугают. Наши дети подготовлены к ним.

«Лицей является инновационным образовательным учреждением, которое соответствует современным вызовам»

– В прошлом году лицею исполнилось 30 лет. Каковы основные достижения и перспективы развития учебного заведения?

– Если говорить о достижениях, которые имеет лицей за 30 лет своего существования, то их очень много. Мы входим в ТОП-500 лучших школ России, педагоги которых постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство. Несколько лет подряд лицей входит в ТОП-200 школ, в ТОП-300 рейтинга агентства RAEX 2018 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Лицей находится в кластере образовательных организаций в регионе, дающих устойчиво высокие результаты. Можно перечислять многочисленные международные конкурсы, на которых лицей получает золотые медали. В прошлом году на международной выставке «Учсиб» из семи выставленных проектов получили две серебряные медали и пять золотых медалей. Каждый из наших проектов достоин внимания профессионального сообщества, готов к тому, чтобы этот опыт брать и реализовывать у себя в своих образовательных организациях. Мы были награждены золотыми медалями на международном конкурсе методических материалов, на всероссийском конкурсе «Управленческий ресурс». На региональном конкурсе КИПРо лицей получил диплом победителя, и в составе группы педагоги поедут в Томск транслировать педагогический опыт. Сотрудничество между партнерами в области образования полезно для всех. Мы учимся работать с проблемными школами, а школы, в свою очередь, берут тот опыт, который могут использовать, совершенствуя свой процесс образования.

Говоря о нашем лицее, можно сказать, что все эти достижения стали возможны благодаря очень мощной управленческой команде, благодаря нашему директору Тумаевой Татьяне Мироновне, которая умеет повести за собой. Благодаря педагогам, которые обладают высоким уровнем педагогического мастерства, высокой компетентностью, умением работать, любить детей, создавать условия, сопутствующие успеху, лицей является одним из лидеров в образовательном пространстве Новосибирска и области. Без команды, без слаженности и без партнерства невозможно достичь высоких результатов.

Поэтому мы считаем, что взаимодействие с социальными институтами, которым гордится лицей – с вузами, предприятиями аэрокосмического профиля, с родителями дают определенные результаты. Лицей гармонично вписался в образовательное пространство Новосибирска и является инновационным образовательным учреждением, которое соответствует современным вызовам.

Количество просмотров: 729  

Добавить комментарий

Target Image