Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Завершается 2018 год, знаменательный год для многих. 100 лет назад молодая советская республика формировала новую социальную и государственную структуру. Поэтому в текущем году мы отпраздновали 100 лет коммунистическому союзу молодежи – комсомолу – и 100 лет Красной рабоче-крестьянской армии, 100 лет введения нового Григорианского календаря в России и 100 лет со дня принятия первой Конституции РСФСР. Исполнилось 100 лет и системе дополнительного (внешкольного) образования в России. Уникальная, развивающая, креативная – специалисты не скупятся на определения. Система, которая миллионам мальчишек и девчонок позволила найти себя в жизни и в профессии.

Ну а юбилей – это всегда повод подумать, с одной стороны, обратиться к накопленному опыту, с другой – с надеждой и новыми идеями посмотреть в будущее. Город Новосибирск старался использовать эту возможность для анализа деятельности системы дополнительного образования и внедрения инновационных идей. В феврале прошли городские педагогические чтения «Умножая традиции прошлого: обучение, общение, творчество», организованные Советом директоров учреждений дополнительного образования города, в апреле эстафету подхватил Сибирский педагогический форум «Дополнительное образование: образ будущего» – проект, реализованный ДТДУМ «Юниор», собравший коллег со всей страны. Завершился год торжественным городским праздником, собравшим детские и взрослые таланты в ДДТ им. А.И. Ефремова, и открытием в Новосибирском метрополитене экспозиции, посвященной 100-летию системы дополнительного образования в России «Твори, выдумывай, пробуй…».

100 лет – красивая символичная дата, а всего 10 лет назад, в год 90-летия системы, появилась наша рубрика «Дополнительное образование детей» в газете «Интерактивное образование». Совсем немного времени прошло, но хочется надеяться, что мы с вами тоже смогли что-то изменить в городском информационном пространстве. В первом нашем номере было опубликовано восемь статей, опытом делились ведущие учреждения, открывался в те дни после капитального ремонта Дом детского творчества им. А.И. Ефремова. Кто хочет перелистать старые страницы – добро пожаловать в архив публикаций. А это наш самый первый номер.

Завершается очередной прожитый год. Он принес нам волнительные моменты радости за победы и награды коллег, минуты воспоминаний о пройденном пути, принес и новые тревоги, связанные с продолжением реформирования системы дополнительного образования. Вот наши соседи, Томская область, уже с 1 сентября 2018 года вводят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (сертификат дополнительного образования). Как повлияют все реформы на нашу работу, мы пока можем только предполагать, но хочется надеяться, что наши цели останутся прежними – создание условий для развития, личностного самоопределения и самореализации ребенка.

Поздравляю всех с Новым годом! Здоровья, семейного счастья, удачи! Мечтайте, творите, дерзайте и не бойтесь воплощать свои мечты и замыслы в жизнь! С праздником!

XXI век: новые формы взаимодействия с семьей

Чувашова Елена Владимировна

Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития; способен влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей, интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения и расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений.

Социальное взаимодействие: новое время диктует новые задачи

Груздова Ирина Владимировна

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Учреждения дополнительного образования находятся в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Взаимодействие педагога и семьи в системе дополнительного образования

Стафеева Надежда Николаевна

Семья и дополнительное образование детей – это два социальных института, представляющие детям большие возможности для разностороннего творческого развития, укрепления здоровья и самоопределения ребенка и которые решают одну задачу, стоящую у истоков будущего – помочь ребенку найти любимое дело и развить его индивидуальные способности и личные качества. Семья – это то, что в первую очередь формирует личность подрастающего ребенка. Семья воздействует на ребенка ежедневно и поэтому располагает большими возможностями формированием его личностных качеств.

Формы и методы работы с одаренными обучающимися на продвинутом этапе реализации образовательной программы

Андриевская Ирина Владимировна

Подростковый и юношеский возраст – это стремление к самореализации, самоидентификации, совершенствованию своей уникальности. Поэтому индивидуальная работа выходит практически на первый план, особенно с детьми с высоким уровнем специальной одаренности в том или ином виде деятельности.

Авторская кукла как средство самореализации подростков в области декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании

Рахлинская Ольга Федоровна

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является социально значимой задачей современного российского общества. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой самореализации в условиях постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.

Учить детей задавать вопросы

Сараева Светлана Валерьевна

Умение задавать вопросы явилось импульсом к изобретениям, научным открытиям, взлету философской мысли. Начав задавать вопросы, человек начинает учиться и развиваться. Современная ситуация в мире предполагает наличие у человека творческой исследовательской составляющей, поэтому первоочередная задача преподавателя – разбудить в ребенке исследователя, творца, для которого умение ставить вопросы, цели, определять проблемы и находить их решения – ключевые базовые навыки.

Контроль качества освоения учащимися знаний, умений и навыков на занятиях в детском объединении «Вязание»

Афанасьевская Надежда Геннадьевна

В объединении «Вязание» реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Петелька-волшебница». Содержание программы учитывает потребности учащихся в овладении данным видом прикладного творчества и построено таким образом, что теоретические знания, полученные на занятиях, закрепляются в практическом выполнении готовых изделий.

Об итогах II Городской ярмарки педагогических проектов, посвященной 100-летию системы дополнительного образования

Пономаренко Татьяна Борисовна

По итогам проведения II Городской ярмарки педагогических проектов, посвященной 100-летию системы дополнительного образования, проведённой в начале декабря 2018 года на базе МБУДО ЦДО «Алые паруса», мы решили представить вам опыт наших коллег. Целью Ярмарки являлось выявление, диссеминация и презентация лучшего опыта педагогического проектирования образовательных организаций города Новосибирска. Более 50 участников из учреждений дошкольного, общего и среднего образования представили на двух секциях 32 разноплановых проекта.