Формы и методы работы с одаренными обучающимися на продвинутом этапе реализации образовательной программы

 
 

Андриевская Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Формы и методы работы с одаренными обучающимися на продвинутом этапе реализации образовательной программы

Подростковый и юношеский возраст – это стремление к самореализации, самоидентификации, совершенствованию своей уникальности. Поэтому индивидуальная работа выходит практически на первый план, особенно с детьми с высоким уровнем специальной одаренности в том или ином виде деятельности.

В арт-студии «SOLO» МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский» города Новосибирска реализуется комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Больше звезд – ярче мир!» художественной направленности, нацеленная на разностороннюю подготовку детей к сценической деятельности: приоритетное направление – вокальное, но дети получают хореографические, сценические навыки, развивают творческие способности, занимаясь изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.

Педагоги арт-студии стремятся создать в коллективе атмосферу, стимулирующую у воспитанников положительную «Я-концепцию», потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной вокальной, танцевальной, актерской одаренности. Особое внимание уделяется развитию индивидуальных специальных способностей, знаний, умений и навыков.

На продвинутом этапе реализации дополнительной программы одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся является разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного одаренного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей в той или иной области. ИОМ выступает как фактор реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

Базовые принципы для построения индивидуального образовательного маршрута:

– вариативность;

– гибкость;

– ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности.

Необходимо и проведение профилактики типичных проблем одаренных детей: проблем в общении (конфликтность, «звездная болезнь» и т.д.), проблем заниженной (завышенной) самооценки и др. Очень важным моментом при прохождении ИОМ является психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей воспитанников.

Для того чтобы сформировать готовность к осознанному профессиональному выбору, помимо педагогической поддержки, необходимо качественное, на достаточно высоком уровне материально-техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение воспитательного пространства студии.

Разработана процедура выбора и прохождения индивидуального образовательного маршрута. Педагог, составляющий совместно с обучающимся и родителем индивидуальный маршрут, опирается, в первую очередь, на содержание базовой программы своей студии. Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для конкретного обучающегося, педагоги действуют примерно по такой схеме (Дж. Рензулли):

1. Определяется уровень развития ребенка в той или иной области (педагогическое наблюдение, анкета для родителей или индивидуальная беседа, мотивация и потребности самого обучающегося).

2. Ставятся долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению (педагог совместно с обучающимся и его родителями).

3. Определяется время, которое должен затратить ребенок на освоение индивидуальной программы.

4. Предусматривается участие родителей (участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком).

5. Разрабатывается учебно-тематический план на каждого ребенка (совместно с воспитанником и родителями подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели).

6. Определяется содержание и формы занятий, подбор приемов и методов.

7. Привлекаются специалисты других детских объединений (если необходимо для достижения поставленной цели).

8. Находятся оптимальные способы оценки и самооценки успехов воспитанника.

Формирование учебно-тематического плана и определение учебного материала осуществляется индивидуально для каждого обучающегося. Учебный материал отбирается исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и эффективности реализации творческой задачи. Определяющими факторами отбора учебного материала являются: 1) задачи постоянного освоения нового репертуара с равным обращением к разным музыкальным, хореографическим, театральным стилям и направлениям; 2) использование технологических разработок, идей и опыта классической и современной вокальной, хореографической и театральной педагогики.

Итак, на основе базовой программы студии и данной схемы педагог разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию.

В основе ее построения лежат три важнейших процесса:

– проектирование;

– конструирование;

– прогнозирование.

Процедура выбора и прохождения индивидуального образовательного маршрута

 

Мероприятие

Периодичность

1

Информация для обучающихся и родителей о возможности выбора образовательных маршрутов и необходимых для этого основаниях

в начале учебного года

2

Анализ жизненных планов обучающихся

1 раз в полугодие

3

Педагогическая диагностика уровня способностей ребенка к тому или иному виду деятельности (результаты констатирующей диагностики, наличие достижений)

 в начале года

4

Введение психологического практикума, позволяющего ребенку оценить свои психологические особенности и качества личности и осуществить корректировку жизненных планов (по запросу и необходимости)

 по необходимости

5

Анализ творческих и социальных достижений обучающегося

1 раз в полугодие

6

Анализ состояния здоровья обучающегося и его динамики

1 раз в полугодие

7

Индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, фониатора)

в течение года по необходимости

8

Собрания и индивидуальные консультации для обучающихся и родителей по эффективности прохождения ИОМ

в конце учебного года

Одним из основных методов работы на продвинутом уровне является метод проектов. Проект для обучающегося – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Используя метод проектов на занятиях вокалом, хореографией или актерским мастерством, мы не только даем возможность для творческой реализации каждого обучающегося, мы учим представлять свой проект, отстаивать свою точку зрения, а это важнейшее качество личности. Проектная технология создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативности.

При работе над любым проектом необходимо также владение навыками планирования собственной деятельности, групповой работы (если это групповой проект), умение работать с информацией и пользоваться компьютерными технологиями. Обучающиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, более коммуникабельны, легче осваивают содержание любой деятельности, умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, т.е. у них эффективно формируются метапредметные результаты образования. Все эти умения и навыки будут востребованы ими и во взрослой жизни и помогут более успешной социализации.

Особое внимание уделяется контролю и формированию самоконтроля у обучающихся. Активное участие в концертной деятельности, регулярное пополнение индивидуальных портфолио и организация возможности презентации промежуточных и итоговых результатов, педагогической наблюдение и экспертные оценки – наиболее приемлемые формы диагностики на данном этапе.

Важным методом самоконтроля обучающихся является портфолио. Портфолио включает в себя простые диагностические методики, творческие, увлекательные, игровые задания для самостоятельной работы обучающихся, результаты проектной деятельности. Данная модель учета деятельности дает возможность обучающемуся:

– накопить материал для общего портфолио;

– проанализировать свои достижения;

– оценить себя и увидеть свой рост;

– профессионально и личностно самоопределиться.

Педагогу:

– увидеть степень заинтересованности и участия каждого в жизни коллектива;

– составить психологический портрет ребенка;

– позволяет собрать материал по каждому обучающемуся;

– дает возможность разнообразить свои занятия, используя различные педагогические технологии, а также сохранить и проанализировать информацию.

Родителям:

– видеть рост своего ребенка в той или иной деятельности в течение года.

Выполнение всех заданий не требует большого количества времени. Задания могут выполняться как в бумажном, так и в электронном виде. Этот способ оценивания – сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности. Ребенок реально учится тогда, когда у него активно включен интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить.

Опыт работы с одаренными детьми в вышеописанном формате позволяет сделать вывод о том, что использование таких методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком, как индивидуальный образовательный маршрут, проектный метод обучения, метод создания портфолио реально становятся персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в системе дополнительного образования.

Используемая литература

1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013.

3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012.

Количество просмотров: 6124  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы