Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер»

 
 

Кузьмина Татьяна Павловна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

 

Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер»

Проектирование воспитательно-образовательной среды в дополнительном образовании является сегодня одним из эффективных способов создания условий для познания детьми мира науки, природы, культуры, формирование нравственно-духовных ценностей.

Духовные традиции – одно из главных богатств многонациональной России. Следуя им, человек учится помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях, чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особое внимание направлено на знакомство с народными традиционными ценностями, которые являются приоритетными в воспитании.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Следовательно, формирование в ребёнке качеств, соответствующих достойному гражданину нашей Родины, возможно только через включение его в культуру собственного народа. Нравственные качества, заложенные в детстве, формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования оставят след в душе ребёнка. Полные, глубокие, яркие, содержательные знания учащихся о родном крае сформируют интерес и уважение к традициям, образу жизни земляков. Огромная ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности.

Мне нравится разрабатывать совместно с детьми проекты, в результате которых появляются традиции швейного объединения «Юный модельер». Это праздники, творческие работы, исследования, мастер-классы и т.д. Так по итогам реализации проекта «По ступеням традиционной народной культуры» нашими традициями стали:

– театрализованное представление «Сюрпризы лесной тропинки» (лечебные травы) и мастер-класс «Изготовление кубышки-травницы»;

– подготовка и показ кукольной театрализованной сказки (по мотивам народных сказок);

– мероприятие «Вспомним старые забавы» (совместное проведение новогоднего вечера, игры, хороводы);

– мероприятие «Использование устного народного творчества в формировании представлений о природе» (заклички, приговорки, пословицы, поговорки);

– развлекательное мероприятие «Потешки»; создание уголка старины;

– праздничная программа «Как на Руси в гости ходили» (Масленица);

– мастер-классы различной направленности (новогодние символы, народные куклы, игрушки из фетра, сувенирные изделия, броши).

Раскроем их более подробно.

Для театрализованного представления «Сюрпризы лесной тропинки» совместно с родителями был написан сценарий, сшиты костюмы из гофрированной бумаги, для каждого участника действия: мать и мачеха, шиповник, брусника, ландыш, подорожник. Тема представления – знакомство детей с лекарственными травами и правилами поведения человека в природе. При минимализме декораций дети с увлечением и переполняющими их эмоциями участвуют в мероприятии. По окончании представления проводим мастер-класс по изготовлению народной куклы Кубышка-Травница, угощаем всех чаем из плодов шиповника. Мастер-класс проводят обучающиеся творческого объединения.

Традиционная подготовка и показ кукольных театрализованных сказок (по мотивам народных сказок) вызывает положительные эмоции у ребят и родителей. Трудно себе представить мир ребёнка без сказки. Все сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, которая должна быть освоена ребёнком прежде всего. Сочинение и разыгрывание сказок нравится детям. Сначала у нас персонажами сказок выступали игрушки из дома. Затем мы сами шили персонажей или одежду на них. Работы-сказки в технике рисования тканью по пенопласту постоянно демонстрируются в детских учреждениях и школах.

Ежегодное мероприятие «Вспомним старые забавы» (совместное проведение новогоднего праздника, игры, хороводы) «погружает» детей в народную культуру. Проведение народных праздников с близкими людьми тоже стало традицией нашего творческого объединения.

Новогодние праздники одни из самых весёлых. Ребята и взрослые с удовольствием откликаются на предложение вместе повеселиться. Разучиваем колядки, готовим поздравления для педагогов других объединений, играем, поём, водим хороводы, гадаем. Предоставляется возможность каждому участнику проявить свои художественные способности и творческую активность.

Дети, имеющие эмоциональный личный опыт участия в традиционных народных праздниках, будут ценить и любить свой край, своих родителей и культуру своего народа.

На занятиях и воспитательных мероприятиях у нас используется богатейший пласт устного народного творчества. В мероприятиях, связанных с фольклором, дети знакомятся с народными приметами, пословицами, поговорками, приговорками, закличками. Используем фольклор как средство экологического воспитания, формируем экологическую культуру. Знакомимся с народным бытом, народной культурой, русской кухней, народными играми, сезонными праздниками.

Развлекательная программа «Потешки» знакомит детей с малыми жанрами народного творчества. Делимся на группы, разыгрываем каждый свою потешку, готовим музыкальный номер, ребята придумывают свои шуточные потешки с переодеванием, в заключении проводим праздник Пирога с пожеланиями. Оформляем выставку поделок, сувениров. Играем и соревнуемся. Ребята состязаются в силе, ловкости, умении, вспоминаем и поём частушки про матрёшек. Получается весёлое, яркое, необычное, познавательное мероприятие.

Создание уголка старины также способствует «погружению» детей в русскую традиционную культуру. Развивающая среда в реализации досуговой деятельности «Уголок старины» – это реальные предметы народного быта и интерьера: прялка, веретено, самопрялка, вышитые «дорожки» для украшения стены, лоскутные коврики на пол. У детей есть возможность исследовать предметы народного быта. Держа в руках веретено, пытаясь вытянуть ровную нитку из кудели и закрутить её, заметно как они, погружаясь в работу, полностью в ней растворяются. Уголок старины предоставляет возможность познакомить детей с техникой прядения, вышивания, пеленания детей и т. д.

Один из самых любимых праздников для детей «Как на Руси в гости ходили» (Масленица). С помощью музыкального сопровождения на мероприятии создаём атмосферу старинного праздничного гуляния. «Перелистываем» страницы «масленичного» календаря, узнаём, как называется каждый день «масленичной» недели. Знакомимся с традициями и обычаями каждого дня Масленицы, водим хороводы, пользуемся шумовыми народными инструментами, играем в народные игры «Золотые ворота», «Ручеек», поём и пляшем. В заключении праздника пьём чай и с удовольствием едим блины.

На мастер-классах различной направленности (новогодние символы, народные куклы, игрушки из фетра, сувенирные изделия, броши) изготавливаем работы из различного материала, стараемся предложить что-то новое, интересное. Дети и родители принимают участие в разработке и проведении мастер-классов. Результаты совместного творчества – это украшения из бересты, народные куклы, игровые куклы, различные поделки из глины и ткани.

В творческом объединении «Юный модельер» созданы все необходимые условия для знакомства учащихся с народными традициями и декоративно-прикладным народным творчеством. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребёнка появляется чувство сопричастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Учащиеся окружены предметами национального характера, знакомятся с фольклором, являющимся богатейшим источником познавательного и нравственного развития, принимают участие в народных праздниках.

В ходе опроса и педагогического наблюдения установлено, что включение ребят в разработку и реализацию проекта позитивно влияет на воспитание детей, формирует ценностное отношение к Родине, к природе, семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Необходимость приобщения учащихся к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души человека, началом рождения личности. Хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, танцах, играх, воспоминаниях сохранится для потомков. И мы, педагоги дополнительного образования, создавая и знакомясь совместно с детьми с традициями, способствуем воспитанию будущего поколения.

Количество просмотров: 285  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов
2. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе
3. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский»
4. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
5. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования
6. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер»
7. Метод примера в объединении по техническому творчеству
8. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство
9. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми
10. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка
11. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования
12. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы