Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска

 
 

Кононенко Виктор Владимирович,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска

Идея осуществления творческого педагогического проекта «Театральные встречи» первоначально зародилась у нас вокруг концептуальной мысли о необходимости расширения художественных представлений детей образцового коллектива эстрадной театр-студии «Игра» о театральной деятельности, активизации у них разнообразных мотивов участия в деятельности студии, обогащения образовательного процесса новым разнообразным содержанием, технологически последовательного включения коллектива студии в культурное пространство социума.

Начиная свой проект, главный воспитательно-образовательный смысл мы видели в том, чтобы не замыкать деятельность детей в рамках студийной работы по подготовке спектаклей. В воспитании подрастающего поколения посредством занятия театральным творчеством нам важно было на деле реализовать тот большой спектр возможностей для самоопределения обучающихся в их дельнейшей жизни, который дают широко социально ориентированные занятия в студии. В профессиональном самоопределении, например, это могут быть профессии театрального актера, фотомодели, гримера, ведущего, киноартиста, каскадера и многие другие. Более того, занятия в студии развивают целый ряд творческих, художественных, коммуникативных способностей и навыков, необходимых в жизни как таковой.

Название проекту дали ребята, спонтанно сами начали называть его «Театральные встречи», это название и закрепилось за проектом, существует до сих пор. В самом начале проектной тематической деятельности у нас достаточно часто проходили разнообразные творческие мероприятия, встречи, дискуссии, лаборатории, мастер-классы, а с 2021 года «Театральные встречи» стали систематическими и оформились в творческий педагогический проект.

По мере теоретически последовательной реализации нашего проекта в структуре складывающихся воспитательно-образовательных отношений стала всё более рельефно просматриваться идея наставничества, укладывающаяся в форму своеобразного интегрированного организационно-педагогического концепта. Об этом и пойдёт речь далее.

Два содержательно-смысловых блока многомерной наставнической трансляции творческого художественно-театрального опыта мы условно выделяем в своей работе с коллективом детского эстрадного театра-студии «Игра».

1. С одной стороны – это встречи ребят с преподавателями и студентами Новосибирского государственного театрального института, театров г. Новосибирска, актерами российского кинематографа, то есть реальными театральными деятелями. На этих встречах настоящий профессиональный театр приходит в гости к студийцам. Эффект наставничества здесь виден, как говорится, невооружённым глазом.

2. С другой стороны – театральная студия выходит за пределы своего Дома и объединяется с другими творческими коллективами, приходит в гости к другим, участвуя в совместной творческой деятельности. Продукты совместной творческой деятельности, несущие на себе печать наставничества, являются результатом реализации проекта и представлены в описании второго блока проекта.

Все формы работы, которые были нами отработаны и подтвердили свою наставническую эффективность, с этого учебного года включены в образовательный процесс как часть реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весь мир театр» эстрадной театр-студии «Игра».

Охарактеризуем теперь поэлементно реально сложившуюся у нас систему интегративно-комплексного наставничества. Начнём с первого содержательно-смыслового блока.

Класс-концерты студентов первого курса Новосибирского государственного театрального института и руководителя курса – доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры А.В. Буторина производят на ребят неизгладимое впечатление: ведь студенты, которые выступают перед ними – это вчерашние школьники, такие же, в сущности, как и сами ребята.

Мастер-классы (на системной основе), проводимые Н.А. Зубковой, доцентом кафедры сценической речи и музыкального воспитания. Именно с ней идут активные занятия по работе над совершенствованием сценической речи в спектакле и по правильности произношения звуков.

Актерские тренинги и помощь в работе над спектаклем доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры А.А. Казакова. Он блестяще преподает для ребят, является для них незыблемым авторитетом и своего рода культурно- сценическим образцом для подражания.

Творческая встреча с известными молодыми актерами – звездой сериалов «Фитнес», «Тайны госпожи Кирсановой», фильмов «Чебурашка» и «Холоп» – Софьей Зайка и Виктором Грудевым – молодым киноартистом, известным по сериалам «Садовое кольцо», «Спасская-3» и «Кулагины-2», а также по фильмам «Как украсть миллион», «Выпускной» и «Вызов». Для ребят такие встречи, несомненно, важны: молодые кумиры с телеэкранов сидят напротив них и общаются с ними на равных. Каждый из детей попросил автограф и сделал памятную фотографию со звездным гостем.

Творческая встреча с заслуженным артистом РФ И. Г. Гординым. Действующий актер театра и кино рассказал о сьемках в сериале «Балет», а главное, поделился своими секретами успеха. Приоткрыл некоторые закулисные профессиональные интриги, рассказал, как создается большое полнометражное кино.

Просмотры спектаклей с обсуждением. Для нас это ежемесячные посещения спектаклей в городе Новосибирске. Мы систематически ходим в Новосибирский государственный театральный институт на премьерные работы студентов, а после спектакля участвуем в обсуждении просмотренного совместно с режиссером спектакля и исполнителями-студентами.

Творческие встречи. Форма творческих встреч – это особая гордость нашего проекта, к примеру, это встреча с легендой Новосибирской театральной сцены, заслуженной артисткой РФ, первой выпускницей Новосибирского театрального училища, окончившей его с красным дипломом, актрисой театра «Красный факел» В..И. Широниной. Творческая встреча с народной артисткой РФ Г.А. Алёхиной, актрисой театра «Красный факел» (кстати сказать, в феврале 2024 года на большие экраны страны выйдет драма «Свет» с Еленой Яковлевой, где снималась и Г.А. Алехина). Огромный наставнический эффект вносит в нашу работу с обучающимися встреча с живой историей Новосибирского академического театра оперы и балета, в прошлом премьером театра, незабываемым «Спартаком» – Е.Г. Кольминым.

Ну и конечно, нельзя не привести в качестве примера занятия по сценическому фехтованию доцента кафедры пластического воспитания НГТИ А.Ю. Храновского. Эти занятия особо запоминаются студийцам.

И ещё с восхищением воспринимается лекция «Театральный этикет» заведующего кафедрой актерского мастерства и режиссуры НГТИ А.Е. Зубова. Будущему актёру, играя различную эпоху и стили, не стоит забывать об исторических манерах. Кстати, Александр Евгеньевич в далеком прошлом – выпускник нашего Дома творчества (тогда – Дома пионеров), что во многом усилило наставнический интерес ребят к его лекции.

Теперь кратко укажем на отработанные формы театральных встреч второго смыслового блока.

Так, совместно с фотошколой «Эдельвейс» нашего Дома творчества мы ежегодно создаем с ребятами театральное портфолио, где дети изучают искусство позирования и передачу образа через объектив фотоаппарата.

Далее, благодаря нашим частым выступлениям на различных театральных конкурсах и мероприятиях в Ленинском районе и городе Новосибирске, наш коллектив заметили и предложили принять участие в сьёмка рекламного ролика для Парка аттракционов.

Получив определённый, пусть и небольшой опыт работы перед кинокамерой, мы сделали серию рекламных роликов для администрации Ленинского района «Слёзы памяти», посвящённых празднику Победы 9 Мая. Эти ролики демонстрируются ежегодно на большом экране перед администрацией.

Одно из ярких событий прошлого года – это создание видеоклипа «Новосибирск – новогодняя столица России». В этом клипе в создании сценария и в самих съемках приняли участие обучающиеся моей студии. Стоит отметить, что сам клип высоко оценил мэр и вице-мэр города Новосибирска, а сюжет про съемки показали на местном телевизионном канале «Россия».

Количество просмотров: 603  

Добавить комментарий

Target Image
1. Приемы развития исследовательских навыков у детей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
3. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта»
4. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский»
5. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей»
6. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге
7. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска
8. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс»
9. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования
10. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы